Зоопарк на природе, или Территория неутраченных приоритетов
Мне кажется, нас так долго приучали к школе выживания во времена больших и малых кризисов, что это отравило наше сознание. Мы скупее, говоря словами поэта, стали в желаниях и предпочтениях. А главное – утратили интерес к своей земле, предоставив её коренным жителям скромное право доживать свой век при самом минимуме благ цивилизации. Тогда как искушённый инвесторский взгляд, его трезвая аналитичность и экономическая выверенность, не столь унылый и приземлённый. И на всякий случай напоминает, что существует множество других оттенков чувств, способных передать светлое и обнадёживающее отношение к Юргинскому краю. В частности, что по своим природным богатствам и ресурсам здешние места уникальны.
Так считают инвесторы, реализующие свои проекты на Агаракской территории. Отдалённое сельское поселение с не самой удобной транспортной схемой и не самыми лучшими дорогами они избрали инвестиционной площадкой среди множества других городов и районов региона. Многие сочли бы эти факторы весомыми аргументами против подобной затеи. А они берут во внимание другие аргументы.
– Мы не поленились – в историю села заглянули. Она одна из самых ярких в истории Юргинского района, – говорит Юрий Владимирович Горный, один из соучредителей общества с ограниченной ответственностью "Агаракское охотничье хозяйство". По специальности строитель нефтегазопроводов. – На берегах маленьких лесных рек, Агарака и Сырушки, на краю красивейшей тайги первопроходцы основали его, заложили традицию ярмарок, куда съезжались купцы со всей Тобольской губернии, развили множество ремёсел. А сколько здесь дикоросов – я нигде столько не видел! Грибы. И лесная ягода, и согровая. Земляника и смородина, брусника, клюква и черника.
Это правда. Начало июня, и лето-то ещё, считай, не наступило, а в здешних сосняках женщины грибы берут. По дороге в Агарак мы встретили двух селянок, остановились, глянули в ведёрки и ахнули: маслята! Женщины говорят, на прошлой неделе "дивно насбирали, по ведёрку". Снова пошли. Какое сельское поселение в эту пору грибами похвалится?
От себя добавлю: агаракская земля богата талантливыми, мастеровыми, трудолюбивыми людьми. Поэтому, конечно, хочется развития территории с сохранением её уникальности. Быть может, поэтому и профиль инвесторами выбран очень подходящий: охотничье хозяйство. В словах Юрия Владимировича Горного немалая доля рационализма. Но на том и строится успех инвестиционной практики. Организация, зарегистрированная в установленном порядке, обладает имуществом, техникой, самостоятельным бюджетом. Форма собственности – частная. Осуществляет свою деятельность с 2008 года. Основной вид деятельности, как у всякого охотничьего хозяйства, – охота и разведение диких животных, агробизнес, экотуризм. Имеет долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира. Режим воспроизводственного участка – запрет на все виды охоты до определённого срока. При интенсивном развитии хозяйства и более полном освоении охотничьих угодий планируется создать егерские обходы. На сегодня в хозяйстве такого деления нет. Всю работу на участке ведут сообща егеря А.П. Сергеев, А.В. Дежурный, В.Н. Барышев.
А для тех, кто пока не был в агаракском охотничьем хозяйстве, расскажу, что это живописное местечко за селом, в районе бывшей деревни Верхние речки. Ориентиром в пути являются два старожила-тополя. Раньше эту картину оживляли крепкие дома и дворы, которые ушли большей частью на слом. Крестьянским постройкам сносу не было – рубили их из кондового леса. Уезжали люди в хрущёвскую пору укрупнения колхозов, дома увозили с собой. Потом огороды и поля здешние позабросили. Пашни, тяжким трудом отвоёванные у леса, вернулись в своё первозданное состояние. Юрий Владимирович рассказывает: когда пустили первую технику, мощные тракторы "Кировец" тонули в подлесках. Вспоминает, как прикидывали направления бизнес-плана. Земли хорошие. Тайга богатая. Люди работящие. Центральная усадьба, как говорили когда-то, рядышком. Стройматериал, экологически чистый, – вот он, свой собственный. Прекрасные пастбища и сенокосы.
Навели порядок. Углубили и очистили пруд. Капитально отремонтировали старое зернохранилище. Теперь это эстетичное, облицованное ярким сайдингом помещение для коров абердин-ангусской породы на 200 голов. Здесь будет племенная ферма по производству крупного рогатого скота. А поскольку будет животноводство – как экотуризму без экологически чистого продукта, – то надо предметно и грамотно работать с землёй. Предстоит обустроить загоны и пастбища. Пустующие пастбища, луга, сельские угодья планируется активно привлекать для заготовки кормов, откорма скота.
А вот жилой комплекс. Три гостевых дома. Именно так и представлялся охотничий дом. И нате вот – нашлись профессионалы, которые воплотили в агаракских краях наши представления один в один. Обустроен качественно, в изысканном стиле, разработан оригинальный дизайн, от лестниц, стен и потолков до завершающих элементов мебели, бильярдной, спальных комнат. И всё – из золотистого дерева. Такие дома и мебель можно передавать по наследству. Что касается тёплого материала – дерева, подошли к выбору с особым трепетом. Сибирское лесное село. Какие могут быть варианты! Роскошный подарок мужской компании – бильярдная комната: комфортная площадка для излюбленного занятия, место для встреч. Она занимает второй этаж гостевого дома.
Важным местом гостевого дома, как и всякого дома, является кухня. Здесь мебель тоже из массива натурального дерева. Приготовить дичь, сделать заготовки впрок – все условия. Даже есть погреб-ледник, сделанный по образу и подобию, а главное по технологическим рекомендациям, наших мастеровых предков. Веками не знали они холодильников, а без мяса не жили ни весной, ни летом. Баня и сауна – само собой. Тир – для любителей стрельбы. Сейчас огораживается вольер для зоопарка на природе, где поселятся медведи и рыси, кабаны и норки. А в пруду водоплавающая птица. Фазанья ферма в замыслах. Пара лебедей уже порадовала нас красотой полёта. Можно будет устраивать экскурсии, проводить досуг.
Чудесная панорама с видом на пруд. Его давно обживают карпы.
– Всё прошлое лето агаракцы купались здесь, – говорит глава сельского поселения Мария Альбертовна Сидорова. – А в этом – не знаю. – Она поёживается от ветерка. Холодная весна. Холодное начало лета. Что дальше, кто знает. Но купание в пруду, бесспорно, – лучшее занятие для детей и взрослых. Общедоступные природные оздоровительные процедуры.
Марии Альбертовне по душе отзывчивость руководителя охотничьего хозяйства. Ей в отсутствии сельхозпредприятия на территории и обратиться-то за помощью не к кому. "Охотники" весной помогли с плотиной – речку в паводок держали. С ремонтом мостика была извечная головная боль. Инвесторы сделали новый мостик. Пруд привели в порядок. И рабочие места создают для села. Да и облагораживают сельскую окраину. Что здесь было раньше? Развалины ферм да заросли бурьяна. Объём работ даже за последний год проведён разительный. В хозяйстве сильный технический парк: тракторы, грузовики, вездеходы, снегоходы, тетрациклы. В зимнее время егеря проводили охранные мероприятия, подкармливали мишек и кабанов.
– За последние два года удалось много сделать, – рассказывает Юрий Владимирович. – Районная исполнительная власть, глава района Виктор Валентинович Васильев в вопросах оформления земли и имущества идут навстречу. Содействуют, проявляют заинтересованность. А знаете, с чего мы начали? Накопали в лесу сосёнок и посадили аллею в три ряда, чтобы обозначить нашу территорию неутраченных приоритетов. Потом стали отвоёвывать у заброшенности и запущенности землю, пруд.
Сам он из Тобольска, как и руководитель охотничьего хозяйства Виталий Владимирович Горный. Для них сельская глубинка – тюменская земля. И малая Россия, и большая.