О трудах и радостях сибирской семьи
Сохранить лучшие традиции семейного воспитания
Планируя работу по возрождению семейных ценностей на этот год, в Комплексном центре социального обслуживания населения Юргинского муниципального района не сомневались, кому поручить проведение мероприятия, посвящённого традициям сибирской семьи. Юлия Николаевна Пинигина, специалист по социальной работе с несовершеннолетними, – сама из многодетной семьи, сегодня вместе с мужем, Александром Николаевичем, воспитывают четверых детей.
8 июля, во Всероссийский день семьи, любви и верности, в КЦСОН собрались ребята разных возрастов. В группе поддержки – Раиса Фёдоровна Палецких. Представители районного Совета ветеранов – постоянные помощники Центра. Именно диалог разных поколений – лучшая возможность сохранения традиций, уверены организаторы.
Информация, собранная Юлией Николаевной, – полезная и интересная. Дети не только внимательно слушают, но и участвуют в разговоре, вспоминая традиции своих семей, перечисляя обязанности, которые они выполняют дома, а мальчишки даже пытаются нарисовать образ идеальной девушки.
Как практическая работа для ребят – ромашка, сделанная своими руками, в подарок родителям. Под руководством Раисы Фёдоровны азы плетения бисером быстро освоили и дети, и взрослые, которые не могли не принять участие в мастер-классе.
Будь уёмным, будь угомонным…
О трудах и радостях сибирской семьи, особенностях воспитания детей – наш разговор с Ю. Н. ПИНИГИНОЙ.
– Юлия Николаевна, в моём понятии традиционная сибирская семья – многодетная, в которой поддерживаются тесные родственные отношения.
– Да, я с Вами согласно, но так было не всегда. Семейный уклад жизни сибиряков связан с процессами земледельческого освоения края. Первоначально это были малые семьи, состоящей из родителей с малолетними детьми или даже без них. Юношей, мужчин в семье – от одного до трёх, что затрудняло разработку пашни и ведение хозяйства. Крестьяне начали перевозить родственников.
Брачная пара без детей не считалась полноценной, поэтому относилась к семьям "обиженным Богом". Помните выражения: "Семеро по лавкам…", "Семья – семь "я", все они характеризуют сибирскую семью. У наших предков всегда было стремление взять на воспитание сироту.
Большая семья предпочитала вести общее хозяйство. Если в такой неразделённой семье главой был старший в роду дед или отец, то называлась она "отцовская", если проживали вместе семьи братьев или родственников, то – "братская". Представляете, архивные документы говорят о том, что некоторые семьи насчитывали до 30 человек!
Что касается родственных отношений, они в Сибири играли исключительно важную роль. Даже в третьем–пятом поколениях потомки продолжали поддерживать тесные связи, помогая друг другу. Это обусловливалось традициями "помочей", совместного подъёма пашни, общими праздниками. Родственники встречались в "съезжие праздники" – на свадьбах, крестинах, "проводинах" в "рекруты"… Собирались вместе провожать в последний путь усопшего.
– Патриархальность, почитание старших свою роль в укреплении супружеских отношений играли?
– Главой семьи был отец – "большак", в женской половине – мать ("большуха"). И права, и обязанности всех членов семьи были строго регламентированы согласно традициям. Патриархальные отношения допускали полную власть домохозяина над своими "домочадцами". Но в сознании крестьянских детей данная власть не воспринималась насилием.
Почитание старших, конечно же, играло особую роль в укреплении супружеских отношений. Как и везде в России, брак освящался в церкви по православному обряду. Но в Сибири были нередки и браки невенчанные, особенно у старообрядцев. А вот разводы – крайне редки. В новый брак можно было вступить только после смерти одного из супругов.
– Юлия Николаевна, давайте остановимся на воспитании детей в семье. Вы, готовясь к проведению мероприятия, на какие интересные моменты обратили внимание?
– С первых минут жизни считалось обязательным дать напутствие. "Не будь крикливым, не будь ревливым, будь уёмным, будь угомонным, не будь жадным, будь аушным", — приговаривала бабка-повитуха над ребёнком. Немаловажная роль отводилась в первый год жизни сохранению здоровья малыша.
Воспитанием в семье традиционно занимались дедушка и бабушка. Считалось, что они были менее других заняты крестьянским трудом, а во-вторых, родители ещё "не созрели" для этого. Все дети большой, неразделённой, семьи росли вместе, старшие помогали в воспитании младших.
Многие исследователи отмечают ровное, без унижения и оскорбления отношение к детям. Часто малыша бабушка шутливо именовала по имени-отчеству, спрашивала совета, беседовала на серьёзные темы
Общество зорко следило за поведением детей, подавало пример традиционного поведения и спрашивало за нарушения по всей строгости. Любой взрослый человек, а тем более пожилой, мог сделать замечание, пожурить за проступок; об этом сразу же становилось известно родителям. Семья, не желая падения своего авторитета, за проказы строго ребёнка наказывала — честь рода ставилась на первое место. "Не позорь рода-племени своего, предков своих", — внушалось с раннего детства.
Важное значение придавалась трудовому воспитанию. До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, не было различия в их занятиях и мелких поручениях. Они ухаживали за домашней птицей, вместе с дедушкой и бабушкой следили за порядком в доме и на подворье. С 11 лет мальчики уже, например, умели ездить верхом на лошади, работали во время сева. Они перенимали плотничьи, сапожные, земледельческие навыки. С 14 лет подростки учились пахать, работали на покосе, самостоятельно водили лошадей в "луга", "ночное". С 17 лет юноша выполнял все виды сельских работ. Только в 18-19 лет юношу допускали до самых тяжёлых работ, но при этом берегли от "надсады". В этом возрасте он являлся полноценным работником в хозяйстве.
Девочки к 11 годам девочки должны были уметь обрабатывать пряжу, прясть, выполнять все посильные виды женской работы по дому и на подворье. К 14 годам умели вышивать, вымачивать холсты, шить рубахи. Они уже доили коров, ухаживали за скотом. Участвовали в прополке, учились жать серпом и вязать снопы. В 15 лет начинали готовить приданое для будущей свадьбы. К 17-18 годам девушка становилась полноправной работницей в доме. Она выполняла все работы на поле, знала все сорта холста, умела шить. Но примечательно, что варить и печь в своём доме девушек старались не учить: она не должна нести традиции своего дома в дом мужа.
– На Ваш вопрос пришедшим на встречу мальчикам, о том какая девушка им бы понравилась, чаще других звучало: опрятная, воспитанная, трудолюбивая… А ещё какие качества ценились в сибирской семье?
– Лучшими девушками считались трудолюбивые, опрятные, быстрые в домашних делах, чистоплотные. В семье мужа невестке требовалось "почитать мужа, свекра и свекровь, не лениться работать, жить честно…".
Наиболее порицаемым считалось "разбитное", грубое поведение. Осуждалось, если женщина громко и "бестолково" кричала, много говорила, бранилась, ворчала, была всегда всем недовольна. Думаю, об этом нужно помнить и сегодняшним подросткам.
– Семейные традиции сибиряков прошлых лет необходимо изучать и сохранять.
– Конечно. Наши предки оставили нам кладезь знаний. Почитание старших, поддержание родственных отношений, воспитание трудом – всё это сделает наши семьи только крепче.