Сохранить прошлое для потомков

Просматривая «Правила работы государственных районных и городских архивов», остаётся только удивляться тому, какой огромный объём работы предусматривает профессия архивиста, которого ещё называют архивариусом, сколько разных тонкостей необходимо знать и соблюдать, чтобы принимать на хранение документы, классифицировать, обеспечивать их сохранность долгие годы. Кстати, создание оптимальных условий хранения документов – отдельный раздел, где чётко обозначены предъявляемые к помещениям архива и хранилищам требования. Должно быть соответствующее оборудование, в том числе противопожарное, должны соблюдаться режимы – световой, температурно-влажностный, санитарно-гигиенический. Одним словом, всё не так просто!.. Да и само слово «архивист» созвучно «активисту» – человеку деятельному, не знающему усталости. Не говоря уже про «архивариуса», в котором, на мой взгляд, есть что-то величественное, монументальное. Мой разговор со Светланой Александровной ЕВСТАФЬЕВОЙ, которая почти четверть века проработала в районном архиве. Сегодня женщина находится на заслуженном отдыхе.

– Светлана Александровна, а как Вы фонетически воспринимаете название своей профессии? Что вкладываете в это понятие?

– В русском языке слово "архивариус" появилось при Петре I. Для меня оно привычное. Хотя действительно архивная деятельность предполагает такой объём, что работающие в данной службе специалисты сродни активистам. Что же касается монументальности, архивное дело само по себе – основательное, серьёзное.

Архивный работник исполняет роль хранителя документов, хранителя истории организаций, предприятий, учреждений в целом и отдельных людей – в частности.

– Небольшой экскурс в историю. Районная архивная служба берёт отсчёт с середины тридцатых. В 1963 году, когда Юргинский район был упразднён, архив передали в Омутинку, а в 1971 году, когда он вновь был образован, вернули обратно. Вы возглавили архивный отдел в 1986 году. Вспомните, как это было? Что в те годы представляла данная служба?

– Наш районный архив не с постоянным составом документов, а с переменным, то есть через сорок лет хранения документы из него передаются в Государственный архив Тюменской области. А там – из областного центра в Тобольск. Когда я пришла сюда заведующей отделом, существовала проблема с хранением – помещение было небольшое, поэтому первое, что сделала, просмотрела описи документов, номенклатуры, собрала документацию, которую по истечении срока хранения надо было передать в Тюмень, в бумажные мешки. Тогда в архиве не было даже шпагата, чтобы перетянуть эти объёмные связки, пришлось обращаться в колхозы – за бобинами со шпагатом для тюкования. Сама привозила бобины, сама увозила документы. Да и вообще всю работу приходилось делать самой, так как в архивном отделе работала одна.

Отношение к архивной службе со стороны колхозов на тот момент было, мягко говоря, несерьёзное. В Госархив сдавала в основном годовые бухгалтерские отчёты, отчёты по севооборотам, а вот со сбором документации по личному составу обстановка складывалась сложная. Трудность была ещё и в том, что до меня два года никто практически не занимался архивом. Татьяна Фёдоровна Перевозчикова, моя предшественница, трудилась в общем отделе и делами службы занималась от случая к случаю – скорее по привычке: не могла отказать, если кто-то попросит.

Я пришла, абсолютно не зная этой работы. По образованию – финансист, в своё время окончила Омский финансовый техникум, работала бухгалтером по выплате пенсий в райсобесе администрации, на тот момент это был исполком, после сокращения предложили должность заведующей архивом. Фактически из одного кабинета перешла в другой, который располагался на первом этаже, в правом крыле.

У меня не было наставника. Ездила в областной архив на учёбу, консультировалась с коллегами из Заводоуковского районного архива, в частности с Любовью Ивановной Швецовой. Многое брала во время зональных совещаний. Деятельность начала с составления списков комплектующих организаций и учреждений, описей документов и номенклатур дел. Поясню, опись является основополагающей частью архива, а архив, в свою очередь, – хорошая возможность навести порядок в делах организации, а точнее в утративших актуальность документах. В те годы – до массовых реорганизаций – насчитывалось 63 источника комплектования, к которым относились государственные предприятия района, сельскохозяйственные предприятия, учреждения – как государственные, так и негосударственные.

Периодически нас собирали на зональные совещания, где мы разбирали итоги года, делились опытом, планировали работу на год следующий. Наряду с основной деятельностью, обеспечивающей сохранность документации, поддержание порядка её хранения и использования, планировалась общественная. Так, надо было один раз в квартал сдать материал о работе архивного отдела в районную газету, систематически оформлять документальные выставки, а чуть позже, когда пришла Татьяна Ивановна Пичугина, стали проводить школьные уроки по истории района.

Переломными стали, считаю, перестроечные годы. В декабре 1991 года вместо ликвидированного архивного отдела облисполкома было образовано управление по делам архивов администрации Тюменской области, начальником которого был назначен Виктор Андреевич Шустов. А в 1993 году вышел Федеральный закон "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах", где всё чётко было обозначено и прописано, таким образом, благодаря законодательству возрос статус службы. Отношение к архивам на местах изменилось в лучшую сторону, у руководителей тех же сельхозпредприятий уже не возникали вопросы о том, зачем это нужно и кому.

– Время расставляет всё на свои места. Кому и зачем – на эти вопросы сегодня могут ответить те, кто обращался в архив. Какую помощь приходилось оказывать?

– Часто обращались люди, которым при выходе на пенсию необходимо было подтвердить трудовой стаж, получить документ о заработной плате, выписку из похозяйственной книги – эти книги также хранились у нас. Когда началась массовая приватизация, обращались, чтобы узнать, в чьей собственности находится жильё, сколько земли закреплено. К сожалению, не всегда получалось найти необходимую информацию – как раз из-за того, что в своё время службу игнорировали.

– О том, что Вы любили своё дело, даже не спрашиваю – свидетельство тому 22 года трудового стажа. А вот за что? Чем привлекала Вас работа с документами?

– Сразу поправлю, не только с документами, но и с людьми. Вы не представляете, сколько интересных историй и исторических фактов можно услышать во время приёма документов на хранение! А сколько всего узнаёшь, когда подшиваешь, нумеруешь и просматриваешь папки, прежде чем определить им место в хранилище! За бумагами стоят люди – фрагменты их судеб, не выдуманные, а реальные. Протоколы общих собраний колхозников, которые отражали их жизнь и интересы, – куда увлекательнее художественной литературы. Выезжала непосредственно в хозяйства, на предприятия, в организации – согласно плану работы проверяла составление номенклатур, то есть систематизированный перечень наименований дел, заводимых в делопроизводстве.

Для каждого человека важно получать удовлетворение от работы. Оно у меня было, особенно когда могла оказать реальную помощь людям.

– Расскажите об интересных случаях из практики.

– Если говорить о комических случаях. Однажды в архив поступил запрос из Свердловска (ныне Екатеринбург): в своё время женщина работала в нашем районе, для оформления пенсии ей необходима была выписка из приказа. Нахожу документ, читаю: "Машинистку К. уволить в связи с невозможностью её дальнейшего использования". Попадали в поле моего зрения и другие подобные формулировки, вызывающие улыбку.

В памяти новоселье архивного отдела, когда практически вся администрация помогала перетаскивать документы – казалось, это был нескончаемый поток. Переезд был так вовремя: началась ликвидация Таповского леспромхоза, а это шесть тысяч дел! Шесть тысяч томов, каждый из которых включает множество документов – приказы на приём и увольнение, ведомости на зарплату и лицевые счета. В одном деле – порядка пятисот–шестисот листов. Тогда хорошо помогли присланные от службы занятости работники. Нам с Татьяной Ивановной Пичугиной выполнить такой огромный объём работы было просто физически невозможно.

– Не последнюю роль для человека играет трудовой коллектив, с коллегами мы проводим, как правило, большую часть рабочего дня. С кем вместе работали? О ком Вы вспоминаете?

– Многое зависит от руководства. Архив – один из отделов администрации района. С благодарностью вспоминаю Владимира Никифоровича Тулупова, который понимал и помогал. Кстати, это при нём отдел справил новоселье – переехал в более просторные помещения.

До 1996 года весь коллектив архива – это я. Затем ввели ещё одну штатную единицу. Поначалу с коллегой как-то не везло: только введёшь в курс дела, научишь – уходит. За год с небольшим сменилось три человека. Наконец, пришла Татьяна Ивановна Пичугина, она стала руководителем отдела, я – специалистом. Нам в помощь в сельские администрации были приняты работники, которые занимались делами архива и загса. Правда, через два года их сократили, а обязанности возложили на специалистов администраций. Тесно работали с Любовью Владимировной Семенченко из Зоново, Зоей Григорьевной Вороновой из Северо-Плетнёво, Галиной Петровной Королёвой из Бушуево, Татьяной Ивановной Калашниковой из Шипаково, Ниной Владимировной Мизовой из Агарака, Риммой Михайловной Сериковой из Лесного, Ниной Петровной Сергеевой из Нового Тапа, Валентиной Ивановной Бесединой и Ириной Викторовной Кукарских из Володино.

С Татьяной Ивановной Пичугиной рука об руку проработали десять лет. Обязанности между нами были распределены, взаимозаменяемости не было. Трудились слаженно, сплочённо, понимали друг друга с полуслова.

– Светлана Александровна, как бы Вы определили одной фразой важность профессии?

– Архивариусы помогают сохранить воспоминания, оставленные предками. Сохранить прошлое для потомков.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "100 лет архивной службе"