Руководствуясь законами и голосом совести

Клянусь всеми моими силами защищать права человека, быть беспристрастным, руководствуясь только законами и голосом совести… Шесть лет назад такие слова клятвы произнёс уполномоченный по правам человека в Тюменской области Сергей Миневцев. С тех пор Сергей Васильевич занимается вопросами нарушения прав граждан государственными органами и должностными лицами. Причём в его плотном рабочем графике запланированы ежегодные визиты во все муниципальные районы. Вот и в этот раз вместе с прокурором Юргинского района Ильёй Овсянниковым, консультантом службы Еленой Кравцовой и исполняющей обязанности управляющего Тюменским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Динарой Поштаренко омбудсмен провёл приём граждан в нашем районе.

– Сергей Васильевич, не было ни одного года, чтобы Вы в качестве уполномоченного не посещали Юргинский район. И не просто посещали, а вели приём. Какие проблемы поднимались юргинцами сегодня?
– В общей сложности на приём пришли десять человек. Поднимались проблемы местного значения. Например, вопрос по дорожным знакам, с которым жительница Юргинского обратилась уже во второй раз. Вопрос остался открытым, поэтому с прокурором Ильёй Андреевичем будем решать данную проблему – безопасность детей на сегодня является одной из острых тем, поднимаемых на федеральном уровне. В следующий приезд в ваш район, если вопрос не будет решён, приглашу специалиста из Тюмени по установке дорожных знаков. Обращались с бытовыми вопросами – вывоз мусора, ремонт жилья, в том числе к Динаре Сергеевне по путёвкам, по обеспечению техническими средствами реабилитации, прописанными в ИПРА. Двое жителей Бушуево поднимали проблему, связанную с закрытием пожарного поста.
– Что в сфере потребительских отношений на сегодня актуально?
– Актуальна тема получения юридической помощи. В Тюменской области существует закон, в котором указано, что органы исполнительной власти и небюджетные фонды обязаны оказывать бесплатную юридическую помощь. В конце 2017 года на рынок Тюмени вышли юридические организации. Они ведут агрессивную информационную политику. Юристы данных компаний формируют несколько пакетов документов, которые рассылают во все инстанции. Причём гарантий, что вопрос будет решён в пользу заявителя, никаких, потому что зачастую для этого нет оснований.
На территории Тюменской области одним из лидеров по количеству жалоб является ООО "Префектъ". Обращения, подготовленные юристами этой фирмы, представляют собой перепечатанные тексты норм действующего законодательства, ксерокопирования документов заявителя. В ходе приёма заявителям задавал вопрос, почему выбрали ООО "Префектъ", они поясняли: когда сталкивались с нарушением прав, искали в интернете, кто может помочь.Сотрудники фирмы настойчиво приглашают на бесплатную консультацию и уверяют, что решат проблему. На деле же, заключив договор на оказание юридических услуг и получив оплату, тут же теряют интерес к заявителю. Подписывают акт выполненных работ, где прописывают, что у заказчика претензий к исполнению оказанных услуг нет. Роспотребнадзор по Тюменской области несколько раз обращался с иском к ООО "Префектъ" в пользу потребителя, но административная ответственность и штраф в 100 тысяч рублей не останавливают недобросовестных участников рынка, оказывающих юридические услуги.
В 2018 году в нашу службу поступило 140 обращений с просьбой оказать содействие, чтобы получить жильё, земельный участок, произвести перерасчёт пенсии – хотя препятствий к реализации прав у субъектов не было. В этом году в мой адрес поступило уже 50 обращений.
Приведу недавний пример. Заявительница проживала в ХМАО-Югра, как ветеран труда получала ежемесячную выплату, предусмотренную Законом "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре". Данный закон устанавливает меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории ХМАО. После переезда в Тюмень заявительница пользуется мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом Тюменской области, в рамках которого ежемесячная выплата ветеранам труда не предусмотрена. На консультации в ООО "Префектъ" женщина рассказала, что не получает ежемесячную выплату, что получает платные медицинские услуги, и спросила, возможно ли получить налоговый вычет. ООО "Префектъ" с заявительницей заключило договор, в рамках которого она оплатила 23800 рублей – сумма необоснованно завышена. Ей были навязаны заявления в различные инстанции: в соцзащиту, губернатору, в аппарат президента РФ, в прокуратуру. Рассмотрение доводов, с которыми обратилась заявительница, не находятся ни в чьей компетенции, куда были подготовлены заявления. В рамках консультации женщина должна была получить исчерпывающие ответы на доводы своего обращения. Таким образом, исполнитель должной юридической услуги не оказал, а деньги получил. В интересах заявительницы я обратился в Роспотребнадзор с просьбой принять меры к защите её прав и к привлечению к административной ответственности ООО "Префектъ".
Единственная возможность найти управу на такие компании – доказать некачественное оказание услуг.
Муниципальная власть должна стоять первой в списке организаций, в которые необходимо обращаться. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, департаменты здравоохранения, социального развития – все принимают заявления от граждан бесплатно. Обратившись, получите мотивированный ответ, если этот ответ не удовлетворит – приходите к уполномоченному по правам человека, прокуратуру, суд.
– Занимаясь вопросами нарушения прав граждан государственными органами и должностными лицами, наверняка сталкивались с проявлением коррупции. В чём заключается помощь уполномоченного?
– Самое большое количество жалоб у нас на действия или бездействие должностных лиц. Признаюсь, касающиеся коррупционных проявлений вопросы к нам поступают не так часто. Алгоритм решения таков: мы обращаемся сначала в вышестоящие инстанции той структуры, на сотрудников которой поступает жалоба, если ответ не устроит – обращаемся в фискальные органы, то есть в правоохранительные органы, основной задачей которых является обеспечение экономической безопасности и стабильности государства, в прокуратуру, в правительство области, например, в департамент социального развития. Зачастую основная помощь идёт от прокуратуры. Если районного уровня недостаточно, проблему поднимаем на уровне области. Есть обращения даже в федеральные структуры. Иногда выходим на уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Десять–пятнадцать процентов таких обращений, сразу уточню – письменных, решается положительно. Для сведения: всего поступило около 1359 обращений, из них порядка 791 письменных и 568 устных.
– Уровень правовой грамотности в обществе оставляет желать лучшего. Как Вы считаете?
– Правовая грамотность граждан действительно очень низкая. Пока проблема не коснётся человека, он о своих правах не задумывается.
Уполномоченный по правам человека не подотчётен должностным лицам и независим от государственных органов и органов местного самоуправления. Уполномоченный – государственный орган, но не орган власти. Ценность института уполномоченного в том, что он доступен для граждан, обладает легитимностью на основе закона о его полномочиях, направлен на защиту прав и свобод человека.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Сергей Миневцев"