Семейный бизнес
С большим уважением отношусь к людям, которые решились открыть своё дело. При этом акцент хочу сделать на слове «своё». «Своё» – это когда сами придумали идею, сами её развили, взвесив все «за» и «против», сами воплощают её в жизнь. Как это делают супруги Аксёновы, Жанна и Сергей. А точнее семья, так как дочери – одиннадцатиклассница Снежана и семиклассница Виктория – являются вдохновителями и исполнителями семейного дела. Старшая через считанные дни станет абитуриенткой – весомый аргумент для развития собственного дела, который приводит Жанна Ивановна во время нашего разговора, а младшая – первая помощница в бизнесе.
На территории рынка села Юргинское располагается здание, принадлежащее частному предпринимателю Александру Степановичу Бетехтину. Помимо ветеринарной аптеки в нём размещаются парикмахерская, молочная лавка и – с недавнего времени – кафетерий "Шаверма,s". Яркий баннер, который расположен над входом, красноречивее слов.
Для приезжающих в районный центр такой кафетерий на территории рынка – весьма кстати! Впрочем, как и для жителей села Юринское, которым с первых дней приглянулся этот уголок общепита, притягивающий своим ароматом.
А началось всё… сразу поправлю себя, продолжилось – супруги занимаются предпринимательством более семи лет – в один прекрасный осенний день. Жанна Ивановна готовила так полюбившееся в семье блюдо – шаурму. Забежала Снежана:
– Мама, закрути и нам с девчонками по шавухе (так на молодёжном сленге зовётся шаурма, – прим. автора).
– Я вам кафешка что ли?
– А почему нет? У тебя же вкусно получается!..
Вечером на семейном совете убеждали маму воплотить идею в жизнь. Жанна Ивановна ничего твёрдо обещать не стала. Сделала калькуляцию, а затем начала думать о помещении. Не заметила, как мысль о кафетерии стала навязчивой. Тем более, что в последние годы в ритуальном бизнесе возросла конкуренция, а их предприятие проигрывает – нет траурного зала для прощания. Таким образом, возникла потребность заняться чем-нибудь другим, помимо ритуальных услуг.
– Стала искать помещение. Вариантов было несколько, но остановилась на этом, – обводит хозяйка "Шаверма,s" арендованные квадратные метры. – Обсудила с Александром Степановичем Бетехтиным условия, они были вполне приемлемые.
Начинать любое дело, согласитесь, страшновато. К тому же предприятие общественного питания – сфера довольно спе-цифическая, требований – хоть отбавляй! Жанна Ивановна, которая не первый год в бизнесе, отнеслась к организации нового направления с осторожностью. Съездила в Заводоуковск, чтобы проконсультироваться, специалисты Роспотребнадзора всё детально и понятно объяснили. Уверенности прибавилось. К тому же много информации почерпнула в интернете, узнавала, как должно быть: где и что должно стоять, какие обработки надо производить. Пригодились собственные образование и опыт: в своё время Жанна Ивановна отучилась на повара-кондитера, работала в детском приюте посёлка строителей "Ёлочка", где постоянно проводились санитарные проверки.
Как это должно быть – один вопрос. Другой – не менее важный – на какие средства всё это будет осуществляться. Без финансовой помощи извне его не решить.
– И вновь на помощь пришёл интернет. Познакомились с условиями кредитования, которые предлагают различные банки. Выбрали. Документы подавать ездили в Омутинское, где располагается филиал банка, а получать кредит пришлось в Тюмени, в одном из отделений. Деньги пошли на ремонт помещений, с которым справились своими силами, на приобретение и установку оборудования, документальное оформление. Продукты закупали с Сергеем уже на средства своих кредитных карт. В общей сложности ушло… в общем, уложились в полмиллиона, – рассказывает Жанна Ивановна. – Сложнее было не столько в организации работы, сколько в оформлении и сборе документов – получение всевозможных разрешений. Так, на все согласования ушло почти три месяца – реализовывать свой бизнес-проект начали с начала года, а открылись 31 марта. Это была суббота.
Аксёновы остаются верны себе, проявляя индивидуальность. Кто перешагивал порог "Шаверма,s", наверняка обратили внимание на единый стиль одежды. Да и логотип – свой, придуманный хозяйкой, которая не один день работала над его созданием: проектировала и корректировала.
– Сама себе была дизайнером, – с улыбкой комментирует она. – Начала искать баннер, подходящие картинки просматривать, подбирать цветовую гамму – остановилась на красно-жёлтом варианте. Стала думать над названием. Не хотела, чтобы было всё, как обычно, – просто подпись "Шаурма" или "Шаверма". Когда с названием было покончено, решила его украсить огоньком.
Единая рабочая одежда – футболки и фартуки – соответствуют стилю. Как и оформление меню. Кстати, о меню. Прежде чем его составить, супруги объехали в Тюмени и Омске множество небольших кафе и павильонов, которые предлагают еду быстрого приготовления – от традиционных гамбургеров до экзотического тайского пад-тая. Причём выбирали самые ходовые точки. Присмотрелись, проанализировали.
– Изначально в своё меню включили несколько видов шаурмы, донер, из напитков – чай, кофе. Постепенно расширяем ассортимент. Сегодня предлагаем также пельмени, сосиски в тесте, пирожки, расстегаи, их стряпаем и выпекаем своими силами. Планируем продавать прохладительные напитки – как только установим холодильник.
Памятным для семьи стало открытие. Веря в то, что реклама – двигатель торговли, дали объявления в интернете. Социальные сети – самый эффективный способ, так как молодёжь бороздит просторы Всемирной сети без праздников и выходных, а фастфуд – он как раз и рассчитан на молодёжь.
– Первый день выдался очень трудный, наплыв посетителей был настолько огромный, что уже на следующий день было желание закрыться, – не без юмора говорит Жанна Ивановна. – А если серьёзно, просто не ожидали такого ажиотажа и немного растерялись, когда в первый день посетители съели всё, что мы заготовили на трудовую неделю! Приехав домой после работы, несмотря на неимоверную усталость, испытывали чувство удовлетворения – значит, мы сделали правильный выбор. Мы нужны, мы в тренде!..
Не зря говорят: дорогу осилит идущий. Рука об руку с родителями по тернистой дороге бизнеса идут дочери. Вику часто можно видеть в "Шаверма,s" после школьных занятий, она и посуду помоет, и овощи нарежет, и уборку сделает. Снежана делает то же самое – только дома.
Разговор заходит об отдыхе. Несмотря на то, что кафе не работает в воскресенье и понедельник, выходных для хозяев нет. В воскресенье, правда, небольшая разгрузка, но и она лишь для того, чтобы хоть что-то сделать по дому. В понедельник же супруги выезжают на закупку свежих продуктов для фастфуда. А дальше – первое утро рабочей недели, которое начинается… с вечера понедельника, так как куриное мясо перед готовкой необходимо замариновать. В шесть часов утра вторника работников "Шаверма,s" уже ждут овощи и тесто, не считая мяса.
– Открываемся в десять часов утра, закрываемся – в девять. Непосредственно мой рабочий день выходит из этих рамок. Мне не хватает времени: 24 часа в сутках – это так мало! – сетует Жанна Ивановна. – Да и от дополнительных физических сил я бы не отказалась.
Что касается сил, Аксёновы создали дополнительно рабочее место, разместили в интернете объявление. На него откликнулись многие. При выборе кандидатуры роль играло поварское образование и молодой возраст. Так в кафетерии появилась Яна Вологжанина, выпускница Юргинского отделения Заводоуковского агропромышленного техникума.
На мой вопрос, какие дни самые многолюдные, собеседница пожимает плечами:
– Изначально думала, что мы как-то приспособимся, вычислим самые загруженные дни – предполагали, что это будет четверг, когда работает рынок, и суббота. Но со временем поняла: сделать это невозможно – людской поток непредсказуем! К тому же молодёжь высказывает пожелание: открывать "Шаверма,s" ещё и по воскресеньям. Как только Яна втянется в работу, этот вариант тоже буду рассматривать.
Отсутствие посетителей оказалось недолгим. Небольшой роздых в работе, во время которого и состоялась наша беседа, закончился. В кафетерий зашла группа старшеклассников, и хозяйка поспешила занять место по другую сторону стойки.