Национальный план: достигнуть конкретных результатов
В апреле Президент России утвердил Национальный план противодействия коррупции на два ближайших года. В соответствующем Указе говорится о внесении в деятельность федеральных государственных органов изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации последствий коррупционных правонарушений. В документе содержатся поручения определённым органам власти, в частности Генеральной прокуратуре РФ, Министерству внутренних дел РФ, высшим должностным лицам субъектов РФ. О том, какую работу в связи с этим предписано провести работникам прокуратуры и полиции, наш разговор с Ильёй Андреевичем ОВСЯННИКОВЫМ, прокурором Юргинского района, и Андреем Леонидовичем БОРИСОВЫМ, начальником отделения полиции № 2 МО МВД России «Омутинский».
– Каковы основные направления, которые определены Национальным планом?
И.А. ОВСЯННИКОВ:
– Основными направлениями являются совершенствование правовых основ и механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"; повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
А.Л. БОРИСОВ:
– Это активизация деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Это усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции. Это повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, способствующих формированию негативного отношения к этому злу.
– Как заметил Андрей Леонидович, одно из направлений касается создания в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. Как часто юргинцы приходят в прокуратуру, полицию с обращениями, жалобами, предложениями?
И.А. ОВСЯННИКОВ:
– Нечасто, и что характерно, обращения граждан по поводу коррупционных проявлений порой приходят в виде анонимок. Обращаясь к их авторам, хотелось бы разъяснить, что в соответствии с ведомственными приказами органов прокуратуры и полиции анонимное обращение не может быть зарегистрировано как сообщение о преступлении, кроме сведений о совершённом или готовящемся террористическом акте, и проверке в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ не подлежит. Такие сообщения проверяются, но проверяются негласно, и никакого "публичного" отчёта о принятых по ним мерах быть не может.
Наиболее эффективный метод борьбы с коррупцией и злоупотреблениями – это гласность и открытость, а потому прошу не уподобляться авторам средневековых "подмётных писем" и анонимных доносов, так как органы власти могут победить коррупцию только при поддержке граждан, и добиться этого, оставаясь в тени, невозможно.
А.Л. БОРИСОВ:
– Согласен с Ильёй Андреевичем: бороться со взятками и должностными злоупотреблениями, оставаясь при этом в тени, невозможно. Анонимные обращения, как правило, не имеют силы.
Неприятие может проявляться не только в законах. Необходимо формировать в обществе нетерпимость к коррупционному поведению, чтобы граждане не скрывали ставшие им известными факты коррупции или попытки склонить их к этому. Надо сделать максимальной неотвратимость наказания за коррупционные правонарушения. Необходимо организовывать правовое просвещение в образовательных учреждениях, со школьной скамьи формировать представление о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений. Необходимо освещать в средствах массовой информации факты коррупции и результаты реагирования на них со стороны правоохранительных органов.
– Согласно Национальному плану под пристальное внимание прокуратуры попадают находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, при распоряжении которыми необходимо соблюдать требования законодательства РФ, а также закуп лекарств и медицинской техники. Илья Андреевич, какие планы в связи с этим у районной прокуратуры?
И.А. ОВСЯННИКОВ:
– Что касается закупок лекарств и медицинской техники. Поясню, на территории района в настоящее время имеется только филиал ГБУЗ ТО "Областная больница № 11" (р.п. Голышманово), который юридическим лицом не является и самостоятельно закупки не осуществляет. В связи с этим такие проверки могут проводиться только во взаимодействии с другими территориальными прокуратурами и по поручению прокуратуры области.
Проверки же распоряжения государственной и муниципальной собственностью – это текущая деятельность прокуратуры, осуществляемая на постоянной основе.
– Соблюдение требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов лицами, замещающими должности категории "руководители" в федеральных государственных органах, органах государственной власти и муниципальных органах, – ещё один пункт в списке прокурорских проверок. Как он будет осуществляться?
И.А. ОВСЯННИКОВ:
– Проверяться будет как формальная сторона вопроса, то есть наличие и соответствие требованиям закона нормативных правовых актов соответствующего уровня, направленных на предотвращение и урегулирование возможного конфликта интересов, так и конкретные факты, которые можно расценить как проявление такового.
Проявления конфликта интересов могут быть различны: от совместной службы лиц, находящихся в отношениях родства, до распоряжения бюджетными средствами или имуществом в интересах подконтрольных юридических лиц. Также различны и способы выявления таких конфликтов интересов.
– Государственные (муниципальные) служащие, руководители муниципальных учреждений согласно Указу Президента России представляют ежегодно сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Следующий шаг – контроль за соответствием расходов их доходам. Данный контроль – прерогатива органов прокуратуры?
И.А. ОВСЯННИКОВ:
– Нет, не прерогатива. Органы прокуратуры вступают в процесс контроля только при определённых условиях.
По общему правилу, в силу статьи 6 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", такой контроль осуществляется кадровыми службами и подразделениями по профилактике коррупционных и иных правонарушений соответствующих органов, фондов и государственных корпораций.
Однако, в соответствии со статьёй 12 Закона, по специальному решению Президента РФ, Председателя Правительства РФ либо должностного лица, определяемого Президентом РФ, непосредственное осуществление контроля за расходами может осуществляться органами прокуратуры России.
Кроме того, положения части 3 статьи 16 и статьи 17 Закона предусматривают участие Генерального прокурора РФ и подчинённых ему прокуроров в реализации механизма обращения в доход России имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
– Сотрудникам внутренних дел поручено осуществить комплекс мероприятий, направленных на предотвращение попыток хищения бюджетных денежных средств на реализацию целевых программ, инвестиционных проектов. Андрей Леонидович, подобные проверки уже были? Как будет эта работа строиться в дальнейшем?
А.Л. БОРИСОВ:
– Оперативно-розыскные мероприятия в организациях и на предприятиях по выявлению и пресечению преступлений экономической направленности проводятся регулярно. Так, за прошлый год были организованы проверки исполнения десяти муниципальных контрактов, проверки по выделению денежных средств на улучшение жилищных условий молодых специалистов. В сфере лесопромышленного комплекса проверяли правильность выделения лесосечного фонда на территории района в период с 2012 по 2014 годы. В сфере агропромышленного комплекса была проверка на трёх предприятиях, получивших субсидии на возмещение затрат на техническое и технологическое оснащение. В ходе оперативно-розыскных мероприятий проверялась первичная документация на оказание государственной поддержки в ООО "Север" (на приобретение средств защиты растений), ООО "Агро-М" (на элитное семеноводство), СПК "Палецкая" (на растениеводство). Два заявления поступило из пенсионной службы, они касались использования средств материнского капитала.
Сотрудники экономической безопасности и уголовного розыска продолжают свою работу по предотвращению и выявлению коррупционных преступлений, проверяют сферы экономической деятельности, включая сельское хозяйство, здравоохранение, образование.
– Министерству внутренних дел дано указание осуществить комплекс мероприятий, направленных на выявление и раскрытие коррупционных преступлений, совершённых в крупном или особо крупном размере. Как часто в районе выявляются такие преступления?
А.Л. БОРИСОВ:
– В сельской местности, к счастью, подобных преступлений немного. Играет свою роль деревенский менталитет, основанный на открытости.
В позапрошлом году на территории, обслуживаемой нашим отделением, зарегистрировано два преступления коррупционной направленности, в прошлом году – ещё два. Все они касаются взяткодательства. Виновные осуждены, выплачивают штрафы. Суммы штрафов, надо заметить, внушительные.
– В Национальном плане противодействия коррупции речь идёт о необходимости снижения уровня бытовой коррупции. Что входит в понятие "бытовая коррупция"? Как с ней бороться?
А.Л. БОРИСОВ:
– Коррупция делится на два вида: бытовая и деловая. Деловая касается бизнеса и власти, в ней обе стороны нарушают закон и получают собственную выгоду. Ну а термин "бытовая коррупция" применим к гражданам, дающим взятку для того, чтобы улучшить или удовлетворить свои потребности. Сюда входят различные подарки и услуги должностному лицу и членам его семьи, так называемое кумовство, когда предоставляются привилегии родственникам, вне зависимости от их профессиональных качеств, например, при найме на работу.
Как бороться? Пока есть те, кто взятки даёт, будут и те, кто их берёт.
– Илья Андреевич, Андрей Леонидович, спасибо, что нашли время для встречи и ответили на вопросы.