Падали, но поднимались

Мне, многократно бывающей на районных мероприятиях в День памяти жертв политических репрессий, нравится присущая им ностальгическая нота бережной памяти, основательность и продуманность. В этот раз организаторы – Центр социального обслуживания населения, районная библиотека и краеведческий музей – предложили уникальную программу: поминальные свечи в Свято-Троицком храме, посещение районного архива, который хранит факты и свидетельства биографий и событий, литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству опального поэта Бориса Леонидовича Пастернака. Личные встречи в храме, в библиотеке, а потом в Доме прессы – мне всё казалось, что я не спрошу чего-то важного, не пойму какой-то главной сути. Я в теме. Напомню, года три назад эти авторские работы были отмечены Дипломом областного фестиваля "Тюменская пресса". Проект назывался "Родом из Отечества" – столько судеб и трагических жизненных ситуаций слились воедино!

Будто там впереди не могила,
А таинственной лестницы взлёт

Первым делом собираемся в библиотеке. Не снимая верхней одежды, слушаем вводную заместителя директора Центра социального обслуживания населения Елены Викторовны Белозёровой. Это ей все встречи подобного рода во многом обязаны обстоятельностью и сердечностью. Терпеливо объясняет, что и зачем. Категория гостей солидная, возрастная. Погода не задалась – "чёрно-белое кино". С утра снег огромными хлопьями – ближе к обеду сырость и хлябь. А у нас всё хорошо и здорово!


Храм Свято-Троицкий – высокая мелодия духа. В камне застыла вся история многострадальной православной веры. Невероятной красоты! Когда-то, в лютое время, подвижники ценой жизни и судеб близких сохраняли и отстаивали эту красоту. Их личности имеют прямое отношение к скорбной дате Дня памяти жертв политических репрессий. Мне хочется каждому пришедшему в храм рассказать о трагической судьбе церковного старосты Александра Яковлевича Мезенцева и его верной спутницы жизни Степаниды Власимовны. Где расстреляны, где погребены? Я только сказала первое слово в своём журналистском расследовании. (Мой летний материал "Подвижники нужны, как солнце" – прим. автора).
Святая Троица помолодела и продолжает преображаться при финансовой поддержке органов власти и чаяниями прихожан. Наши гости пытаются выяснить, могут ли лютеране ставить свечи в православном храме. Вижу, мрачно шутят, осторожничают. Свечи поминальные поставить – это куда? Наша хозяйка, Кристина Александровна Миллер, рассказывает очень убедительно: мы же все с вами христиане. Лютеранство – одно из наиболее старых протестанских учений в христианстве. Обычай зажигать свечу древний, пояснила она, возникший во ветхозаветное время. Свеча – символ многогранный. Её пламя устремляется к миру небесному. Наши духовные отцы говорят, что мы должны быть, как свечи: гореть любовью к Богу. А мягкий плавящийся воск – символ смирения и кротости пред Богом. Свеча зажигается нами в знак нашего обращения к Нему с молитвой.


Кристина Александровна развеяла все сомнения участников встречи, среди которых были преимущественно поволжские немцы, высланные целыми семьями в годы войны. Лютеране верят в Бога Христа, в его Воскресение. Празднуют по своему календарю Рождество и Пасху. Признают крещение и причастие. Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Поделилась: эта памятная дата – трагедия всей страны – имеет отношение к её семье, судьбам близких. Семья прабабушки Альвины Фридриховны Квиндт была выслана в наш район осенью 1941 года. Семья мужа – Миллер – тоже из поволжских немцев. Бабушка Паулина все немецкие традиции передала внукам.
Чуть позже участники встречи получили разъяснение по интересующим их вопросам. Какому святому молиться о болезнях, о своих бедах. С чем бы ни пришли в храм – Господь и святые услышат и помогут. Не обязательно о сохранении брачных уз молиться только святым Петру и Февронии. Обратитесь к Божией матери. Есть иконы "Воспитание", "Умиление", "Помощница в родах", "Млекопитальница" – чудесные иконы! Мне нравятся экскурсии Кристины Александровны – основательные, глубоко прочувствованные, искренние. Тот случай, когда срабатывает камертон, настаивающий на доверительность.

Воздух истории

Переходим площадь. Возвращаемся в здание районной администрации. Архив – вместилище документов разной важности. Практическая значимость посещения районного архива: здесь имеется материал по репрессированным. В случае необходимости всегда можно обратиться сюда за нужными справками и информацией. Встречает заведующая Валентина Георгиевна Мажулла. Сегодня всё для наших гостей – всё расскажут, всё объяснят. Вижу, настроение у людей приподнятое. Поклониться святым местам, подышать воздухом истории – это дорогого стоит.

 

Продолжение читайте на страницах "Призыва".

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "День памяти жертв политических репрессий"