Война и смерть – два самых страшных слова

Папа, Сергей Константинович Простяков, родился 12 апреля 1915 года в Бушуево, мама, Елена Дмитриевна Простякова, – 17 мая 1918 года в Володино. После окончания училища папа три года работал механизатором в родном селе. В 1935 году они уехали на одну из великих строек коммунизма – в Красноуральск. Им дали квартиру в двухэтажной новостройке, в которой они сыграли комсомольскую свадьбу.


Папа работал на металлургическом заводе механиком. Во время войны завод имел стратегическое значение. Отец ушёл на фронт добровольцем.


Когда началась Великая Отечественная война, мне исполнилось четыре года. Смутно, но помню плач, который стоял, когда провожали на фронт односельчан. Плакали все от мала до велика. Папа ушёл на войну в конце 1942 года. После госпиталя его отпускали домой на две недели. 16 июля 1943 года родился Серёжа. Мама осталась с двумя малышами на руках.
В этот же год ей из Ярково сообщили, что умерли близкие люди – брат Михаил и его жена. Остались две дочки – восьмилетняя Клава и девятилетняя Лида. Так нас стало четверо.


Мама устроилась контролёром-кассиром в ДК, работала с четырёх часов дня до полуночи. К тому времени девочки приходили из школы, и мы, дети, были дома вместе. Света не было, вместо него был сальный фитиль, который висел на гвозде, вбитом в стену. Если фитиль угасал, приходилось сидеть в темноте. На тот случай, если Серёжа заплачет, специально держали кусочек хлеба, завёрнутый в тряпочку, он был вместо соски.


Хорошо помню, что мама разработала небольшой участок земли, почва была глинистой, там она сажала картошку, которую потом жарили прямо с кожурой.


Мы ждали Новый год. С завода, где работал папа, приносили для нас подарки: на ребёнка давали по 200 гр. муки, по полпачки маргарина и сахарина. Мама умудрялась достать нам по паре конфет-подушечек, делала праздничный картофельный пирог.


Когда я пошла в первый класс, мама перешила на меня своё пальто. У меня его украли. Выдали фуфайку, укоротив рукава. Подвязав фуфайку поясом, ходила в школу.


В 1943 году, в мае, к нам подселили девушку из Ленинграда, Нине было 22 года, она работала токарем на заводе. Горе сплотило людей. Соседи жили одной дружной семьёй, помогали друг другу, чем могли, делились друг с другом.
День Победы стал особенным днём. Это было всеобщее ликование: даже незнакомые люди обнимались и целовались. Нина вернулась в Ленинград в июле 1945 года. А в октябре приехал наш отец. Полгода он лечился в госпитале. Ему по ранению давали вторую группу инвалидности, но он категорически был против: "Какой может быть инвалид в 30 лет?!". После госпиталя вернулся на завод.


В 1955 году наша семья переехала в Юргу: папу направили поднимать сельское хозяйство. На тот момент нас было пятеро – я и мои четверо братьев. Ещё одна сестра родилась уже в Юрге.


Папа всегда учил нас не обижать других, уважать старших, не брать чужого. В этом году ему исполнилось бы 100 лет. Умер в 1987 году, не дожив два дня до праздника Победы.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне"