В начале жизни школу помню я
Уже несколько лет в районной газете есть рубрика «Родом из Отечества», материалы, предваряемые ею, завоевали популярность среди читателей и признание на региональном и федеральном уровнях. Проект был признан лучшим газетным проектом года по оценке жюри областного конкурса-фестиваля. Представлен на соискание всероссийского гранта в том же году и получил высокую оценку среди газетных проектов страны. Он – о сохранении гражданских, духовных, национальных и семейных традиций, о человеческих судьбах в масштабных исторических событиях России. Материалы этой тематики вызывают живой читательский отклик по сей день. Подробный содержательный рассказ заслуженного учителя РФ Лилии Викторовны Ларионовой – об этом: об истории семьи в истории страны.
Ещё в детстве Лиля поражала подруг и учителей своим стремлением к порядку, столь естественным для её немецкой семьи. Убирать и мыть, ухаживать за овощами и цветами в большом огороде, кроить и шить умела и любила. Школьницей шила, как профессиональная швея. Это умение помогало их семье выстоять в непростой жизни вынужденных переселенцев с Поволжья. Лилия Викторовна вспоминает, как отпуская её на часок поиграть, мама строго говорила: "Недолго! У нас с тобой много работы. Иначе мы умрём с голода". Лиля родилась после войны. Семья в 1941 году была выслана из местечка Крафт в Поволжье и жила небогато. Родители часто рассказывали, как уезжали со слезами на глазах, как прикипели душой к родным местам, которые в двадцать четыре часа пришлось оставить. Как пугала неизвестность – законы военного времени были суровыми.
Из семейных хроник Лилии Викторовны
Всем известно, и я своим учащимся напоминала не раз, что ещё в 1763 году по указу Екатерины Великой в Россию приехали немцы-колонисты, дабы обучать русский народ различным ремёслам. Создавая Саратовское наместничество, повелела образовать уезды, среди которых – Камышинский. Земли заселялись людьми разных национальностей: русскими, немцами, украинцами – всего более 60 национальностей и народностей. В одном из сёл этого уезда под названием Крафт родились и жили мои родители: Виктор Карлович и Лидия Давыдовна Руль. Жили бедно. Отец учился в седьмом классе, мама – в четвёртом, когда началась Великая Отечественная война. 28 августа 1941 года Сталин издал указ о переселении немцев с Поволжья и ликвидации автономной республики. На пароходе до Камышина, дальше на поезде в товарных вагонах. Ехали почти месяц, с собой только самое необходимое. Прибыли на станцию Заводоуковск. Так мои родители оказались на Сибирской земле. До сих пор удивляюсь, как отец не побоялся дать нам немецкие имена. Ну ладно Клара и Лиля, а Эрна! Сначала жили на участке Тропинском, потом в Лебедёвке.
В Новый Тап, к местам массовых лесозаготовок, семья переехала в 1955 году. В то время в посёлке обосновалось с десяток высланных с Поволжья немецких семей: Гинергардт, Фишер, Шультайс, Райхердт, Раймих. Семья Виктора Карловича и Лидии Давыдовны стала своей в многонациональном посёлке. Отец работал машинистом на УЖД. Таповский леспромхоз был в те годы флагманом лесозаготовительной отрасли области. Напряжённо работали транспортники: лес, горючее, товары широкого потребления – стук паровозных колёс не умолкал. Локомотивы доставляли людей к местам лесозаготовок. Словом, это был по-настоящему ударный труд, за который Виктор Карлович Руль удостоен ордена Трудовой Славы. Получил автомобиль в качестве поощрения за труд. Он работал безупречно и был как новенький до самых преклонных лет хозяина. И подворье держал все годы. Бог не дал ему сыновей в помощники, но не был в обиде – дочки с малолетства ездили на покос, вместе с родителями управлялись с этой трудной страдой. Лидия Давыдовна, которая самоучкой освоила швейное дело, занималась детьми и домом, шила на заказ. Делала она это аккуратно и красиво. Лилия Викторовна с благодарностью вспоминает своё детство в Новом Тапе и родительский дом. Дом, где звучала немецкая речь, где мерилом всех ценностей был труд, где жили немецкие народные традиции и ремёсла. Где запах и вкус шнецопа – сладкого супа из сухофруктов с клёцками и молоком царствовал над всеми прочими.
В 1956 году Лиля пошла в первый класс. Навсегда запомнила, как учительница Тамара Фроловна пришла её записывать в школу. С первого знакомства первый её педагог стала для Лилии и всех первоклассников эталоном особого высококультурного поведения и вкуса. Когда первого сентября Лиля прошлась по школьным коридорам, заглянула в огромнейший, как ей тогда показалось, спортивный зал, увидела внимательное, доброе лицо первой учительницы, она осталась очень довольна своим новым статусом ученицы и твёрдо решила, что обязательно будет работать в школе.
Сосновская школа тех лет – многочисленная. Наполняемость классов, не выдерживающая никаких нормативных стандартов. Из начальной школы, из их четвёртого класса, выпустилось 45 человек! Началась новая ступень обучения – среднее звено. Классный руководитель, молодая учительница из Первоуральска, была демократичной и нестрогой, хотя и требовательной. Приглашала детей в гости, поила чаем. Лиле Руль доверяла проверку тетрадей. Даже разрешала ставить оценки. Лиля, которая привыкла быть полезной и старалась везде успевать, получала неизъяснимую радость от этого учительского доверия. Всегда в деле, всегда занята, она получала бесценные навыки для жизни и будущей профессии. Любимыми предметами были иностранные языки: английский и немецкий. Поэтому, окончив десять классов Сосновской школы, она поехала поступать в Тюменский педагогический институт. Хорошо сдала экзамены, но до проходного не хватило единственного балла. Как ехать домой? Отец очень строгий! Поехала сначала к тётушке – голова ниже плеч. Там вместе рассудили: путь к профессии – это труд, преодоление. Не бывает в жизни всё как по маслу. Но если стремиться к своей цели, всё получится. Так потом Лилия Викторовна всегда нацеливала своих учеников. И её путь в профессию, как в песне, был далёк и долог. Хотя, что значит далёк. Да сразу же она попросилась на работу в школу без профессиональной подготовки. Учителей не хватало. Её направили в свой посёлок, в Новотаповскую восьмилетнюю школу преподавателем английского языка и черчения. Главный её принцип: учиться всегда и всему, добиваться поставленных целей – вёл Лилию Викторовну к выбранной профессии.
Из семейных хроник Лилии Викторовны
Наконец случилось то, что занимает все мои мысли на протяжении последних лет: я учитель. Я иду работать в школу. В РОНО сказали, что нагрузка большая, заработная плата тоже – 36 рублей. Потом зарплату учителям добавили, и я стала получать 42 рубля. В Новом Тапе наряду со средней и восьмилетней школами была школа-интернат для детей-сирот, детей из неблагополучных семей. Райком комсомола поручил мне работать с трудными подростками, и я пропадала вечерами в интернате, много внимания уделяла шефской работе. Успешно справлялась, даже радовалась, что у меня много дел. Это держало в тонусе, помогало освоить педагогическую деятельность на практике. Директор школы-интерната предложил мне перейти в интернат воспитателем. Дети сложные – хулиганы, воришки, беглецы. Даже не знаю, почему я согласилась. Не представляю, как находила подход. Уложить подростков после отбоя было не так-то просто. Воспитатели-мужчины могли припугнуть физическим наказанием, а я со своей миниатюрной комплекцией и ростом метр пятьдесят могла подобными угрозами вызвать только улыбку. Мальчишки часто сбегали. Приходилось часто ездить разыскивать их по вокзалам городов и посёлков области до самого севера, выезжать по адресам родственников. Возвращать беглецов. Условия для учебных, спортивных занятий в школе-интернате были хорошие. Дети были на полном государственном обеспечении. Повара старались кормить их очень вкусно и досыта. Но, как ни парадоксально, подростки стремились туда, где ни уюта, ни заботы, ни привета, ни ласки.
Здесь, в Новом Тапе, я познакомилась с будущим мужем. Поступила учиться в Голышмановское педагогическое училище на заочное отделение. Выполняла контрольные работы по вечерам, готовилась к экзаменам. Дважды в год ездила на сессии. Без отрыва от педагогической работы. В 1970 году получила диплом. К этому времени у нас уже был сын Сергей.
Её трудовая неделя – уроки, командировки в поисках интернатовских мальчишек, маленький сын, домашние заботы. Трудно? Но Лилия Викторовна говорит: какой опыт! Трудности не пугали – родители так воспитали: если можешь – научись. Если способна помочь – помоги. Ведь научились же все сёстры мастерски шить. А кулинарное мастерство по достоинству оценили все новотаповцы. Лучшие колбасы и копчёности делали супруги Руль. По центнеру сала за один приём коптила Лидия Давыдовна. На свадьбу напечь кому-то разных вкусностей – это тоже к Лидии Давыдовне. Уроки шитья и вязания – ну кто ещё так покажет и расскажет! Мастерски консервировать овощи они начали первыми в Новом Тапе, когда общей для всех была практика соления. Отец Виктор Карлович всегда разводил голубей. Любил их с детства. У него, человека сурового и строгого, привыкшего к порядку и самодисциплине, была голубиная душа. Этим их дом отличался от всех других в их многонациональном посёлке.
В 1970 году молодая семья переехала в районный центр. Лилия Викторовна была принята воспитателем в коррекционную школу, тогда она называлась вспомогательной. Новый опыт. В школе-интернате приоритетным было трудовое воспитание и обучение. Дети с хорошими навыками, трудолюбивые, отзывчивые. Когда освободилось место учителя швейного дела, Лилия Викторовна приняла группу девочек.
1979 учебный год Лилия Викторовна Кайнова начала в Юргинской средней общеобразовательной школе преподавателем технологии и обслуживающего труда. В этом коллективе и в этом качестве трудилась более тридцати лет. Её предмет можно назвать жизневедением – обширный пласт знаний, который Лилия Викторовна передавала школьницам: как вырастить рассаду, как сделать грядки, как убрать урожай, переработать и сохранить его. Сорок бочек капусты заквашивали со старшеклассницами на уроках технологии. Как сварить и испечь, как сшить и связать. Она учила тому, чем в совершенстве владела сама. Никаких немецких "штучек" – неукоснительное следование технологии, аккуратность во всём. Девочки выслушивали учительницу со вниманием и почтением: всё уметь по дому, дарить радость своими поделками – это же здорово! У них самих столько выдумки и фантазии – они тут же с учителем воплощают затеи в жизнь.
А какой замечательный был в первой школе пришкольный участок. Из года в год он занимал первые места в районе и области. С областных слётов школьники привозили множество дипломов, грамот, призов. Лилия Викторовна в 1986 году была премирована поездкой в Москву на ВДНХ. Была награждена медалью.
Все годы работы в школе Лилия Викторовна вела классное руководство. Её первому выпуску в этом году – двадцать лет. Хорошие ребята, сплочённые, дружные. Все школьные уроки оказались для них нужными, полезными. Общий педагогический стаж Лилии Викторовны – 45 лет!
Из семейных хроник Лилии Викторовны
Мне всегда хотелось съездить в Поволжье, на родину предков. И такая мечта осуществилась. Мы провели в Камышине пять незабываемых дней. День первый: знакомство с городом – впечатления неповторимые. Второй день: поездка в Крафт, встреча со старожилами. С родины предков я везла горсть земли. Третий день – легендарный Волгоград: Мамаев Курган, Сарепта. Четвёртый день: посещение кирхи – немецкого молельного дома. Строго, величественно. Пятый день – прогулка по Волге на теплоходе. Ещё один мамин наказ, о котором всегда помнила; она просила привезти воды из Волги, нашей великой реки. Очень тепло всюду принимали делегацию. Столько было рассказов дома!
За достигнутые успехи в педагогической деятельности Лилия Викторовна Ларионова награждена грамотой Министерства образования РФ. В 1995 году – знаком "Отличник народного образования". 17 ноября 2007 года Указом президента В.В. Путина она была удостоена звания "Заслуженный учитель Российской Федерации".
Она не планировала заниматься карьерой в сегодняшнем понимании. Хотела иметь любимую профессию, семью. Так и случилось. Она любит школу и семью. Вырастила сына – он хороший специалист в сфере энергетики. Два красивых внука обожают бабушку: Антону 24 года, он окончил Тюменский нефтегазовый университет, Артём отслужил в армии, получил диплом специалиста в области автомеханики, победитель региональных и всероссийских конкурсов-фестивалей "Студенческая весна". Она радуется успехам сына и внуков. Радуется каждому новому дню.