Искоренить нельзя терпеть

Очередная планёрка в кабинете прокурора района Антона Гусева начинается с обсуждения вопроса, касающегося противодействия коррупции

"Почему заголовок без запятой?" – уверена, это первый вопрос, который возникнет у внимательного читателя. Её каждый должен поставить сам, не просто прочитать интервью, а поразмышлять и сделать вывод. 9 декабря с прокурором Юргинского района Антоном ГУСЕВЫМ говорим о противодействии коррупции. Повод – дата в календаре, Международный день борьбы с коррупцией.

ДОСЬЕ САЙТА:

Антон Гусев прокурором района назначен приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 сентября 2025 года.  В 2015 году окончил Московский институт государственного и муниципального управления по специальности юриспруденция. После окончания высшего учебного заведения проходил службу в СУ СК России по г. Севастополю и прокуратуре г. Севастополя. В прокуратуре Тюменской области – с ноября 2020 года. Состоял в различных должностях, с 2023 года работал заместителем прокурора Калининского административного округа г. Тюмени.

В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КОМПРОМИССА

НЕ ПРО СЕЛО? ЦИФРЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции за 11 месяцев 2025 года выявлено 51 нарушение, в целях их устранения принесено 11 протестов, внесено 17 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 16 лиц, к административной – 1 должностное лицо, предъявлено 1 исковое заявление. Преступлений не выявлено.

– Антон Андреевич, за время работы в Следственном комитете и прокуратуре Вам наверняка приходилось сталкиваться с коррупционными преступлениями?

– Да, безусловно, сталкиваться с проявлениями коррупции приходилось и в следственной, и в прокурорской практике.

Если говорить о типологии, то в моей практике, как и в целом по стране, коррупционные преступления можно разделить на несколько характерных планов или сфер.

Бытовая коррупция в правоохранительной системе – это, пожалуй, первый опыт многих следователей и прокуроров. Речь идёт о случаях, когда сотрудники полиции или других контролирующих органов вымогали или получали взятки за "закрытие глаз" на административные правонарушения, например, в сфере незаконной торговли, нарушения правил дорожного движения. Борьба с этим – вопрос чистоты собственных рядов.

Коррупция в сфере государственных и муниципальных закупок – наиболее частый и материально значимый пласт. Схемы здесь разнообразны. От незаконного завышения начальной максимальной цены контракта с последующим "откатом", подгонки технических заданий под конкретного участника, необоснованной победы единственного поставщика по сфальсифицированным основаниям до приёмки некачественных или невыполненных работ за взятку.

Злоупотребления при распоряжении государственным и муниципальным имуществом – неправомерная сдача в аренду по заниженной цене, незаконное предоставление земельных участков, отсутствие контроля за использованием имущества, приводящее к его хищению.

Коррупция в социальной сфере для меня относится к особенно циничным случаям, так как они бьют по самым уязвимым. Например, взятки за устройство детей в детские сады, незаконные поборы в школах или больницах, махинации с выделением пособий, субсидий, мест в домах-интернатах.

Случаи "вертикальной" коррупции, связанные с получением и дачей взятки за общее покровительство или попустительство по службе. Когда взятка даётся не за конкретное действие, а за лояльное отношение в целом, что создаёт систему "крышевания".

Важный вывод из личной практики – коррупция редко бывает точечной. Часто это системная проблема в конкретном учреждении или сфере, где годами складывались непрозрачные, коррупционные связи. Поэтому задача прокуратуры сегодня – не просто возбудить дело против конкретного взяткополучателя, а провести глубокий анализ, вскрыть системные сбои, провести проверку всего учреждения и внести представление об устранении причин и условий, способствующих коррупции. Именно такой, системный и профилактический подход, на мой взгляд, является наиболее эффективным в долгосрочной перспективе.

ВЗЯТКИ "В КОНВЕРТЕ" УСТУПАЮТ МЕСТО СЛОЖНЫМ СХЕМАМ 

– Ещё лет двадцать назад слово "коррупция" не было таким частым гостем в лексиконе. Сегодня каждый из нас понимает, что коррупция подрывает экономику, доверие к власти. Какие коррупционные тенденции остаются для Вас наиболее тревожными сегодня? На что прокуратура делает основной акцент в своей работе, в каких сферах выявлять и расследовать такие преступления сложнее всего?

– Вы абсолютно правы. Осознание обществом глубины и опасности коррупции – это огромный шаг вперёд. Это делает граждан нашими союзниками. Однако сама коррупция тоже не стоит на месте, она эволюционирует, приспосабливается, становится более изощрённой.

Если говорить о самых тревожных тенденциях, я бы выделил три.

"Умная" коррупция и уход в тень.

Грубые взятки "в конверте" постепенно уступают место сложным, замаскированным схемам. Это "вознаграждения" через посредников, фиктивные договоры на "консультационные услуги" с родственниками, доли в бизнесе, оплата дорогостоящего отдыха или обучения детей, использование криптовалют. Выявить и, главное, доказать такую неочевидную связь "услуга–вознаграждение" крайне сложно.

Коррупционные сети и "кругововая порука". Мы всё реже видим одиночных взяточников. Чаще это устойчивые системы, связывающие чиновников, подрядчиков, контролёров, а иногда и представителей правоохранительных органов. Они прикрывают друг друга, уничтожают компрометирующие документы, оказывают давление на свидетелей. Разрушить такую сеть – задача исключительной сложности.

Коррупция в цифровой сфере и при реализации масштабных государственных IT-проектов. Это новая и растущая угроза. Закупка дорогостоящего программного обеспечения, создание государственных информационных систем – область, где высоки бюджеты и часто нет понятных рыночных аналогов для сравнения цены. Здесь возможны схемы с искусственным завышением стоимости, откатами и некачественным результатом, прикрытыми техническим жаргоном.

В связи с этим, ориентация прокуроров в работе смещается с точечных ударов на системную профилактику и "интеллектуальную" борьбу. Во-первых, это упреждающий надзор и анализ рисков. Мы не ждём сигнала, а сами проводим антикоррупционную экспертизу ключевых нормативных актов, проверяем наиболее коррупционноёмкие сферы (закупки, распоряжение имуществом, выдача разрешений) на предмет "дыр" в законодательстве и процедурах.

Во-вторых, работа с цифровыми следами. Современный прокурор должен уметь анализировать большие данные. Технологии – главный союзник против технологичных же схем.

В-третьих, защита "сигнальщиков" и работа с общественностью. Мы активно развиваем механизмы анонимного информирования, но главное – создаём атмосферу, когда честные госслужащие или бизнесмены не боятся заявить о давлении. Доверие общества – ключевой ресурс.

Что касается самых сложных для выявления и расследования сфер, то здесь, помимо уже названной цифровой среды, я бы отметил сферу муниципального управления, особенно в части земельных отношений и градостроительства. Принятие решений о переводе земель, изменении вида разрешённого использования, утверждении проектов – это часто субъективные процессы, где сложно доказать корыстный мотив. Влияние может оказываться через длинные цепочки знакомств и неформальных договорённостей. Сфера государственных корпораций и естественных монополий. Большие бюджеты, сложная хозяйственная деятельность, закрытая корпоративная среда создают почву для крупных коррупционных сделок, которые маскируются под обычную коммерческую деятельность. "Высокий уровень" принятия решений. Чем выше должность потенциального фигуранта, тем больше у него возможностей для маскировки, давления на следствие и использования административного ресурса для противодействия. Расследования на этом уровне требуют высочайшей доказательной базы и безупречной процессуальной чистоты.

Наш ответ на новые вызовы – это сочетание классических методов надзора с цифровыми технологиями, упор на профилактику и системный анализ, а также настойчивая работа над повышением правовой культуры и нетерпимости к коррупции на всех уровнях.

НЕ ПРО СЕЛО. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

По постановлению прокуратуры Тюменского района предприятие оштрафовано за незаконное вознаграждение лесничему. Прокуратура  провела проверку соблюдения законодательства о противодействии коррупции в организации, осуществляющей заготовку древесины. В ходе которой установлено, что исполнительный директор юридического лица за несоставление акта о лесонарушении передал участковому лесничему Успенского лесничества в качестве взятки 60 куб. м "заготовленной древесины". Ущерб, причинённый в результате незаконной рубки, превысил 1,8 млн рублей.

По постановлению прокурора Абатского района организация, в интересах которой передавался коммерческий подкуп, оштрафована на 1 миллион рублей.  Прокуратура района провела проверку исполнения законодательства о противодействии коррупции в коммерческой организации, осуществляющей деятельность в сфере торговли различными товарами, в том числе продуктами питания собственного производства. Установлено, что в 2019 году директор организации передал руководителю образовательной организации денежные средства за незаконную выдачу дипломов о профессиональной переподготовке. Сумма коммерческого подкупа составила 69 тыс. рублей. Прокуратура  района возбудила дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). По результатам его рассмотрения юридическое лицо оштрафовано на 1 миллион рублей.

По постановлению прокурора Омутинского района директор Детско-юношеской спортивной школы оштрафован за коррупционное правонарушение. Установлено, что в июле 2024 года в спортивную школу на должность уборщицы помещений трудоустроен работник, ранее занимавший должность муниципальной службы в администрации сельского поселения. Директор не направил в 10-дневный срок по прежнему месту работы уведомление о приёме на работу бывшего муниципального служащего. Прокуратура района возбудила в отношении работодателя дело об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ.

(По информации Телеграм-канала региональной прокуратуры)

К ОТВЕТСТВЕННОСТИ – ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

– Вы сказали, всё реже встречаются одиночные взяточники. Ответственность несут и юридические лица?

– Вы затронули крайне важный и перспективный аспект борьбы с коррупцией. Действительно, долгое время фокус был исключительно на физическом лице – взяточнике или злоупотребляющем должностном лице. Но это лишь верхушка айсберга. Ответственность юридических лиц – это вопрос борьбы с коррупцией как с системой, а не с её отдельными проявлениями.

Сегодня эта ответственность наступает по нескольким ключевым направлениям.

Уголовная ответственность юридического лица по статье 19.28 КоАП РФ – штраф за коммерческий подкуп. Это основной, но далеко не единственный инструмент. Если от имени компании её руководитель или иное уполномоченное лицо передаёт взятку в интересах этой компании, то к ответственности привлекаются оба: и физическое лицо (по УК РФ), и сама компания (по КоАП РФ). Штрафы могут быть колоссальными – до стократной суммы подкупа. Наша задача – не упустить этот корпоративный компонент в ходе расследования.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность – ключевой тренд. Это наиболее действенный механизм, который мы, прокуроры, активно используем. Согласно 575-й статье Гражданского кодекса, любые сделки, совершённые за взятку или подкуп, являются ничтожными. Что это означает на практике? Если, например, муниципалитет подписал контракт на ремонт школы с фирмой, которая дала взятку чиновнику, то прокурор вправе обратиться в суд с иском о признании такого контракта недействительным (ничтожным) и применении последствий недействительности сделки. А последствия – это двусторонняя реституция: фирма возвращает все полученные деньги, а администрация – все выполненные (часто некачественно) работы. Для фирмы-взяткодателя это катастрофа: несёт огромные убытки, теряет репутацию и попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Административная ответственность и ограничения. Компания, уличённая в коррупции, попадает под жёсткие ограничения – включение в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ, что фактически означает запрет на участие в госзакупках на годы; риск признания её деятельности противоправной с последующей ликвидацией по иску прокурора (ст. 61 ГК РФ).

На что мы ориентированы в первую очередь? На доказательство "интереса компании". Наша задача в ходе проверок и надзора – выявлять и доказывать, что взятка или подкуп были совершены именно в интересах юридического лица, для получения им контракта, преимущества и так далее. На активное использование гражданско-правовых инструментов. Иск о взыскании в доход государства всего полученного по коррупционной сделке – это удар по экономической выгоде от преступления. Лишить преступление смысла – вот наша стратегия. На профилактику. Прокурорские проверки всё чаще включают анализ того, есть ли в компании реальные программы комплаенса – соблюдения антикоррупционного законодательства, проводятся ли внутренние расследования.

Ответственность юридических лиц – это не абстракция, а мощный набор правовых инструментов. Он позволяет прокуратуре бить не только по "рукам", которые берут и дают, но и по "голове" – по бизнес-структуре, которая делает коррупцию своей бизнес-моделью, лишая её финансовой выгоды и возможности вести легальную деятельность. Это создаёт принципиально новые и мощные сдерживающие факторы для корпоративного сектора.

– Мы говорим чаще о преступлениях, а какие коррупционные правонарушения Вы считаете наиболее вредными для общества?

– Действительно, общество чаще всего замечает "вершину айсберга" – уголовные дела о взятках и хищениях. Но его основание – обширный пласт правонарушений, которые формально не являются преступлениями, но создают питательную среду для коррупции, дискредитируют власть в глазах граждан и наносят колоссальный системный вред. Эти "серые" практики можно назвать бытовой или административной коррупцией.

Из наиболее вредных видов таких правонарушений я бы выделил конфликт интересов на государственной и муниципальной службе (без признаков взятки). Это ситуация, когда чиновник, принимая законное решение, может извлечь из него личную выгоду (например, его родственник является поставщиком или получателем услуги). Решение может быть формально законным, но его объективность и справедливость сразу ставятся под сомнение. Это подрывает саму идею беспристрастной власти и создаёт "социальную несправедливость" в доступе к ресурсам. Борьба с этим – ключевая задача прокурорского надзора за госслужбой.

Необоснованное администрирование и создание бюрократических барьеров, "правовой нигилизм чиновника". Это и волокита и немотивированные отказы в предоставлении справок, разрешений, услуг; и требование избыточных документов; и создание "неписаных правил", чтобы гражданин или бизнесмен понял, что "без посредника" или "без договорённости" вопрос не решить. Согласитесь, это прямой путь к вымогательству взятки за "ускорение" или просто формирует у людей устойчивое убеждение, что закон не работает, а всё решает личная договорённость.

Непрозрачное лоббирование интересов в нормотворчестве, когда в законопроектах или муниципальных актах закладываются нормы, искусственно сужающие конкуренцию, создающие монополии или необоснованные преференции для узкого круга компаний. Формально состава преступления (злоупотребления) может и не быть, но вред экономике и принципу равенства всех перед законом огромен.

Кумовство (непотизм) и протекционизм при назначении на должности, когда на ответственные посты в органах власти или подведомственных учреждениях назначаются не самые компетентные, а лично преданные или родственные люди. Это приводит к снижению качества управления, формированию кланов, которые прикрывают друг друга, и в конечном итоге к неэффективному расходованию бюджетных средств и ухудшению качества публичных услуг.

Использование служебного положения в личных целях – мелкий служебный подлог, использование подчинённых для личных нужд и так далее. Эти, казалось бы, "мелкие" нарушения формируют культуру вседозволенности. Чиновник, который безнаказанно использует служебный автомобиль для личной поездки, психологически готов к более серьёзным нарушениям.

Почему это так вредно? Правонарушения формируют коррупционную культуру – атмосферу, в которой нарушение правил ради личной выгоды или удобства становится нормой. Они деморализуют, создают ощущение безнаказанности и являются прямым "инкубатором" для более серьёзных преступлений. Задача прокуратуры – не оставлять нарушения без внимания. Наше главное оружие здесь – представление об устранении нарушений закона и привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Мы обязаны вскрывать эти системные сбои, требовать от руководства учреждений наведения порядка, увольнения недобросовестных сотрудников и изменения порочных процедур. Без очистки этой "повседневной" среды борьба с крупной коррупцией будет малоэффективна.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОВЕРИЕ И МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

– Какие профилактические меры предпринимаются для снижения числа коррупционных преступлений? СМИ к этой теме обращаются довольно часто. Насколько это помогает "вывести коррупцию из тени", убедить граждан обращаться в правоохранительные органы? Согласитесь, необходимо, чтобы каждый чётко понимал не только цели и задачи антикоррупционной деятельности, но и поощряемые законом модели поведения.

– Ваш вопрос касается центральной задачи современной антикоррупционной политики. Коррупция – это не только преступления, но и вопрос общественного доверия и моделей поведения. В основе антикоррупционной деятельности лежат законодательные требования, которые создают рамки для правомерного поведения и позволяют выявлять нарушения. За последние годы они были значительно усилены.

Проверка легальности источников доходов госслужащих. При выявлении необоснованного имущества возможны увольнение по статье об "утрате доверия" и обращение имущества в доход государства.

С 2023 года госслужащие обязаны в течение пяти дней сообщать в прокуратуру о любых попытках склонить их к коррупции. Это важный инструмент для фиксации подкупа на ранней стадии.

Создан и ведётся реестр лиц, уволенных за утрату доверия. Попадание в него фактически закрывает карьеру на госслужбе.

С 2024-2025 годов расширены обязанности банков и компаний по отслеживанию подозрительных операций, в том числе связанных с экстремизмом. Это помогает пресекать отмывание средств и выявлять финансовые схемы.

Вопрос о роли СМИ в выводе коррупции из тени действительно является ключевым для всей системы. И это связано не только с просвещением граждан, но и освещением борьбы с коррупцией, что также создаёт порицание. Что можно сделать на практике в Юргинском округе? Прокурорская практика показывает, что упор нужно делать на системные действия, а не на разовые акции. Необходимо не просто информировать о запретах, а на конкретных примерах разъяснять поощряемые модели поведения.

Исследование показывает, что люди чаще доверяют прямым каналам – электронная почта уполномоченного, личная встреча. Нужно продвигать конкретные, защищённые способы обратной связи и давать публичную обратную связь по результатам проверок.

Фокус на системных проблемах. Вместо наказания за мелкие нарушения важно выявлять и пресекать коррупционные схемы, которые наносят реальный ущерб бюджету и жителям.

Ключевой задачей сегодня является не только раскрытие преступлений, но и активное формирование среды, в которой честное поведение станет нормой, а коррупционные схемы – чрезмерно рискованными.

О МАЙНИНГ-ФЕРМАХ И НЕБЕСПЛАТНОМ ПОПУСТИТЕЛЬСТВЕ

– Не могу не спросить о современных технологиях. Насколько правоохранительные органы оперативно успевают реагировать на действия мошенников, быстро осваивающих современные технологии? Мне казалось, например, что теневой майнинг – это не про село, но появились сообщения об обнаруженных майнинг-фермах. Создаются они, в том числе, при попустительстве должностных лиц, явно небесплатном.

– Ваше наблюдение абсолютно верно: сегодня мошенники стремительно осваивают технологии, и правоохранительные органы вынуждены оперативно адаптироваться. Преступления в сфере цифровых активов, включая нелегальный майнинг, – наглядный пример этого противостояния.

Правоохранительная система демонстрирует способность выявлять и пресекать криптопреступления, однако существует значительный временной лаг, и преступления часто имеют признаки "продолжаемой деятельности", связанной с коррупционным покровительством.

Вы правы, отметив проблему оперативности. Расследования часто начинаются не "по горячим следам", а после того, как незаконная деятельность нанесла значительный ущерб. В числе основных причин – высокая латентность. Фермы тщательно скрывают, размещая в гаражах, заброшенных зданиях или за глухими заборами в сельской местности, иногда в зарослях борщевика. Сложность оценки ущерба и цепочек, ведь расследование включает не только изъятие оборудования (сотни и тысячи единиц), но и анализ цифровых следов, счётчиков, что требует времени.

Ваше предположение о небесплатном попустительстве должностных лиц находит подтверждение в практике. Такие преступления часто невозможны без прямого участия должностных лиц. Как пример – уголовное дело против депутата сельсовета в Новосибирской области, организовавшего ферму в собственном гараже. Без использования административного ресурса и связей: задержание сына политика в Челябинской области указывает на возможное использование статуса для прикрытия. Без создания видимости легальности: мошенники могут представлять поддельную отчётность энергосбытовым компаниям или использовать заниженные тарифы. Эти факторы серьёзно затрудняют первичное выявление и требуют от правоохранителей не только технической, но и глубокой аналитической работы.

Майнинг сам по себе не запрещён, но обставлен строгими правилами (регистрация, лимит энергопотребления). Нарушения ведут к ответственности.

Что касается Юргинского округа, то действия лица, организовавшего майнинг-ферму не попадали под уголовную и административную ответственность, так как соответствующая статья находится на стадии рассмотрения для включения в административный кодекс. Ему были разъяснены требования закона по включению в реестр "майнеров" и не превышения потребления установленного лимита электроэнергии.

Заканчивая интервью, вернусь к заголовку. О силе выбора и его последствиях мы размышляем редко, хотя это сродни расстановке знаков препинания. В противодействии коррупции, даже когда уверен, что это тебя не касается, важно начать с себя. Ведь, как сказал наш президент: "Нет такой таблетки от коррупции: раз проглотил – и вы здоровы". 

Перейдите, пожалуйста, в нашу группу во ВКонтакте и поставьте запятую в предложении "Искоренить нельзя терпеть".

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ

В целях защиты прав граждан прокуратурой Юргинского района организована горячая линия: 8(34543)2-34-95. Позвонив, можно сообщить о нарушениях лично прокурору района. Оставить сообщение можно и в ящике для корреспонденции. Вся поступившая информация будет проверена, при наличии оснований приняты необходимые меры реагирования.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "противодействие коррупции"