Цифровизация: быть в зоне уверенного доступа
Ещё лет пятнадцать назад сложно было представить, что подавать заявления в госорганы, оплачивать коммунальные услуги, управлять банковскими вкладами можно, не выходя из дома. А сегодня наличие специальных программ в смартфоне позволяют всё это сделать за считанные минуты.
Ключевая задача
Все понимают, с каждым днем всё больше услуг будет уходить в "цифру" – цифровизация стала магистральным направлением развития не только большинства отраслей экономики, но и в государственном управлении. Не случайно в последнее время курсы компьютерной грамотности для людей старшего поколения пользуются особой популярностью. В Юргинском районе региональное отделение Союза пенсионеров России по Тюменской области при поддержке клиентской службы Социального фонда России совсем недавно организовали очередное обучение на базе местного отделения Голышмановского агропедагогического колледжа. И желающих вновь было достаточно.
Напомним, технология "электронного правительства" появилась ещё в 2002 году в рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия". Её логическим продолжением стала программа "Цифровое государственное управление" нацпроекта "Цифровая экономика". Читаю на сайте национальныепроекты.рф, развитие портала госуслуг и перевод 95 процентов социально значимых услуг в электронную форму — одна из ключевых задач которого.
"Цифровое государственное управление сегодня уже стало реальностью для Юргинского района. Многие жители территории оценили переход на электронный документооборот, когда не надо собирать в различных инстанциях необходимые документы, всё будет запрошено автоматически. А насколько стало удобно подавать заявления на получение социальных выплат через портал госуслуг. За время пандемии мы научились это делать и правильно, и быстро. Цифровая трансформация требовала изменения подходов к организации нашей работы, и мы это делаем: недостаточно просто оцифровать какие-то процессы, необходимо упростить взаимодействие ведомств между собой и с гражданами. Так, суперсервис "Социальная поддержка онлайн" на портале госуслуг позволяет проактивно информировать уже о возможном возникновении прав на меры социальной поддержки, нужно только дать согласие на это", – говорит заместитель главы района Татьяна Подвальных.
Ещё одно важное направление – обратная связь специалистов администрации района и жителей территории. Определённый объём обращений уже перешёл в электронную форму, и эта доля будет только увеличиваться. Согласитесь, нам сегодня проще написать о проблеме через социальные сети, чем отправлять обращение почтой или записываться на приём. А работа по выбору названия парка в Юргинском, открытие которого состоится в июне? Подумать над его названием юргинцам предложили в конце ноября. За это время на платформе обратной связи портала госуслуг, в нашей группе и группе "Юргинский РАЙ" в социальной сети "ВКонтакте" поступило более ста предложений. Это ли не доказательство, что обе стороны друг друга слышат! К слову, голосование завершится 31 марта – ещё есть время принять в нём участие на тех же площадках.
Нормой стало и ведение собственных страниц в социальных сетях. Посмотрите, насколько популярны страницы главы района. В небольшом Юргинском районе каждый пост Виктора Васильева собирает сотни просмотров.
Осуществляется и мониторинг групп, в которых юргинцы обсуждают волнующие их проблемы. И не только отслеживание публикаций, но и решение возникающих вопросов. Уверена, каждый из авторов подобных постов ждёт комментария от администрации района – и он его получает.
Интернет – в каждый населённый пункт
Есть у всей этой большой работы и другая сторона – доступ к интернету должен быть у каждого жителя района, независимо от того, в малом или большом селе он живёт. В небольших упор сегодня делают на выход в сеть, а также на мобильный интернет. В этом помогает программа устранения цифрового неравенства. На первом этапе устанавливали точки доступа, на которых размещалось Wi-Fi оборудование.
С начала реализации федеральной программы устранения цифрового неравенства специалисты Ростелекома уже проложили тысячи километры оптики.
"Ведущий цифровой провайдер страны, компания "Ростелеком" завершила первый этап большого федерального проекта в Тюменской области в прошлом году, – приводит статистику пресс-секретарь филиала в Тюменской и Курганской областях Инна Еремеева. – Бесплатный беспроводной доступ в интернет стал доступен жителям 204 населённых пунктов региона численностью от 250 до 500 человек. Благодаря точкам Wi-Fi-доступа более 70 000 сельчан, среди которых и жители Юргинского района, теперь могут дистанционно записываться к врачу, оплачивать жилищно-коммунальные услуги, оформлять документы на портале госуслуг и общаться с родными и близкими в онлайн-формате".
При этом упор делали и на скорость выполнения работ, и на качество. При строительстве сетей связи была использована технология воздушно-кабельного перехода: волоконно-оптические линии связисты монтировали вдоль линий электропередач. Специалисты использовали сверхпрочный и устойчивый к суровым погодным условиям кабель. Разрешённая температура его эксплуатации — от −60 °С до +70 °С, а срок службы – четверть века.
Помните, в прошлом году мы голосовали на Едином портале государственных и муниципальных услуг за малые населённые пункты с численностью от 100 до 500 человек, которые приоритетно подключат к высокоскоростному мобильному интернету в 2023 году. В конце года были подведены итоги. Тогда свои голоса отдали 7690 жителей Тюменской области. На седьмом месте – Лабино. При проверке статуса подключения, здесь же, на портале, читаю: "населённый пункт подключат к интернету до 31.12.2023 за счёт федерального бюджета по договору с ПАО "Ростелеком"". Хотите проверить статус своего населённого пункта, заходите по ссылке: https://www.gosuslugi.ru/inet.
Всё это даёт надежду, что в ближайшее время все мы будем "в зоне уверенного доступа". Добавлю, что программа устранения цифрового неравенства реализуется в рамках федерального проекта "Информационная инфраструктура" того же нацпроекта "Цифровая экономика".
Вернусь к смартфону. Буквально на днях, придя на работу, не обнаружила свой в сумочке. Сказать, что расстроилась - это мало, ведь в этом небольшом устройстве сегодня сосредоточена огромная часть жизни. И это настолько удобно, что отказаться невозможно. Да, смартфон нашла с помощью сервиса поиска.