Розовый юбилей педагога Семёновой
На календаре 5 октября, прекрасный праздник – День учителя. Педагог – сколько в этом слове самоотверженности и ответственности! Человек, вступивший на нелёгкий путь педагогики, принимает решение посвятить себя великому делу – воспитанию и образованию юного поколения. В этом году 20-летний юбилей учебной деятельности отмечает учитель Шипаковской основной школы Людмила Васильевна СЕМЁНОВА.
– Расскажите о себе. С чего началась педагогическая жизнь в Шипаковской школе?
– Родилась в посёлке Голышманово. После окончания общеобразовательной школы поступила в педагогическое училище. Затем была учёба в Ишимском педагогическом институте по специальности "Преподаватель начальных классов". На последнем курсе меня пригласила на работу Галина Валентиновна Колычева, в то время она занимала должность директора Шипаковской школы, на вакансию учителя начальных классов.
Впервые переступила порог этой школы 17 августа 1998 года. Набрала свой первый начальный класс.
Одно время пробовала себя в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Проработав год, поняла, что мне не хватает опыта общения с детьми, и вернулась в учительство. Позже приняла руководство школой – восемь лет работала директором. Но… вновь вернулась в учебную деятельность. В данное время я – учитель начальных классов и по совместительству старший воспитатель в детском саду.
– Имеются ли у Вас награды?
– Для меня наградой является отличная оценка ученика за пройденный материал.
Если говорить о дипломах и грамотах, они, безусловно, есть. Это Диплом "Директор года", Благодарность за добросовестный труд, значительный вклад в социально-экономическое развитие района, Почётная грамота за многолетний добросовестный труд в системе образования, Диплом II степени районного конкурса "Педагог года", Грамота за подготовку призёра районной конференции "Шаг в науку", Благодарность за организацию работы с одарёнными детьми, подготовку призёра муниципального этапа олимпиады младших школьников.
– Людмила Васильевна, приходила мысль о смене профессии?
– Не представляю жизни без школы. Педагогика – моё призвание. Не представляю, как бы мог пройти рабочий день, проведённый вне урока. Педагогика – мир, в котором чувствую себя необходимой. Радость, от общения с детьми и коллегами даёт уверенность в завтрашнем дне. А это вдохновляет меня и даёт стимул двигаться вперёд.
– Насколько тяжел труд педагога?
– Профессия не из лёгких. Труднее всего, на мой взгляд, не выносить личные заботы, переживания и трудности в школьную жизнь, оставлять их за порогом. Когда на сердце тревога, не показывать этого своим ученикам, встречать их тепло, доброжелательно. Всегда быть отзывчивой и чуткой к каждому ребёнку. Трудность состоит и в том, что работа не отпускает и дома: проверка тетрадей, подготовка к урокам. Не могу не сказать и про всевозможные дистанционные конкурсы, к которым педагог тоже должен быть подготовлен, должен суметь заинтересовать ребёнка и выполнить с ним всё в срок. И так изо дня в день, из года в год. Это непросто, но такова жизнь педагога.
– Существуют трудности в работе малокомплектной школы?
– Порой слышу от коллег городских школ: "Что вам не работать в деревенской школе, где в десять человек в двух классах. Вот у нас их тридцать!" На самом деле в малокомплектной школе работать не легче. Необходимо так продумать урок, с разным уровнем заданий, чтобы каждый ребёнок был задействован и смог воспринимать материал.
Важно помнить: каждый ребёнок талантлив, поэтому важно раскрыть этот талант. Существуют разнообразные диагностики, игры, с помощью которых выявляются интересы. Кто-то танцует, кто-то поёт, кто-то рисует. Педагог обязан направить и подсказать ребёнку, в чём себя реализовать, для этого у нас созданы профильные кружки, дети участвуют в конкурсах, пробуют себя в исследовательской работе. Я сама увлекаюсь пением и охотно привлекаю к этому детей. Если ребёнку трудно выйти на сцену, выступить на большую аудиторию – выхожу с ним, чтобы поддержать. Причём поддержка нужна и от родителей. Необходим равносторонний треугольник: ребёнок – учитель – родитель, с равным желанием раскрыть потенциал, и тогда, без сомнения, у ребёнка всё получится.
– Что ценно для Вас?
– Отдача детей. Когда вижу их заинтересованность, появляется желание делать ещё больше.
Сплочённость коллектива, поддержка коллег, которых ценю и уважаю, с которыми проработала не один год. Бесценен опыт старших коллег. Тамара Никифоровна Матвеева, в своё время, стала для меня наставником, "первым учителем" – с профессиональной точки зрения, я безгранично благодарна ей!
– Работа накладывает отпечаток на личную жизнь, воспитание собственных детей?
– Скорее, да. Приходиться жертвовать личным временем. Что касается воспитания своих детей, как родитель-педагог я более требовательна к ним. Но, вместе с тем, всегда старалась оставаться любящей и заботливой мамой.
– Как Вам удаётся находить общий язык с учениками?
– Дети остаются детьми. И когда они находятся в школе, потребность в ласке и заботе не пропадает. Им нужна поддержка. Стараюсь где-то приобнять, где-то похвалить, где-то выслушать. Конечно, каждый ребёнок индивидуален, важно найти подход к любому ученику. Со временем мы начинаем понимать друг друга без слов. К ребятам постарше нужен другой подход. Методы используются другие: с кем-то построже, с кем-то дружелюбнее, где-то беседой, где-то личным примером.
– Легко ли заслужить их доверие?
– Не так просто. Но главное, считаю, – не просто заслужить доверие, а сохранить его. Дети все разные, кто-то легко идёт на общение, кто-то замкнут. Они искренны и всегда отзывчивы, порой этого так не хватает нам – взрослым. Их умению дарить добро и тепло можно поучиться. Бывают моменты, когда на сердце тяжесть, приходишь в свой класс, где тебя ждут с улыбкой и счастливыми глазами, и печали как не бывало. Общение с детьми для меня – своего рода арт-терапия.
– Ваше кредо?
– Если зайдёте на мой сайт, увидите девиз: "Учитель живёт до тех пор, пока учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель". Это крылатые слова выдающегося педагога и великого человека К.Д. Ушинского. Времена меняются, меняется и программа образования. Мы ищем всё новые методы и приёмы. Чтобы не отставать от молодого поколения, необходимо идти в ногу с ним, уметь пользоваться всеми инновациями. К тому же, общий интерес сближает. Детям интересны видеопрезентации, музыкальные физминутки, дистанционные тесты – всё это приносит разнообразие в учебную жизнь.
Кстати, у современных детей можно научиться правильному пользованию нынешними технологиями. Они быстрыми шагами следуют за прогрессом, в интернете чувствуют себя, как рыба в воде.
– Какими качествами должен обладать педагог, на Ваш взгляд?
– Во-первых, терпением. Во-вторых, он должен любить детей и принимать их такими, какие они есть. Не менее важное качество в педагоге – дружелюбие, так как класс – это команда, которую учитель должен уметь объединить. Ну и, конечно, важны ответственность, чуткость, внимательность.