Здравствуйте, люди, хорошие, добрые
Приветственными строками знакомых стихов хочу начать рассказ о Всероссийской сельскохозяйственной переписи. С такими или примерно такими словами переступает порог каждого дома переписчик Зоновского сельского поселения Любовь Владимировна Семенченко. Люди добрые – благословение деревни. Можно по-разному относиться к рекламному слогану: село в порядке – страна в достатке. Но надо просто любить людей, для которых жизнь в сельской глубинке стала потребностью. Мало «иметь домик в деревне», надо с удовольствием жить в этой среде, в этом быту, бедами и радостями окружающих тебя людей, быть им полезным и нужным, не сгибаться под ношей нелёгкого крестьянского труда. В Зоново – каждая семья такая.
Философия крестьянского дела
Важная государственная кампания – Всероссийская перепись выходит на финишную прямую. Прошу не путать с переписью, которая проводится с периодичной регулярностью. Эта – комплексное, объёмное исследование жизнедеятельности сельских подворий, крестьянских, фермерских хозяйств. Результаты анализа лягут в основу программ развития сельскохозяйственной отрасли страны, помогут вывести отрасль на уровень развитых стран.
Зоново хорошеет из года в год. По уровню благосостояния уступит разве что Юргинскому. Уникальный менталитет – зоновцы. Смог бы вот так горожанин радоваться тяжёлой грязной работе? Содержать семью, строить и благоустраивать жильё на десять–пятнадцать тысяч скромной зарплаты? Ощущать при этом полноту бытия и то, что называется словом "счастье"? Кто не даёт заработать больше, скажете. Да негде, в том-то и беда. В зоновском сельхозпредприятии занято до 30 человек. В крестьянском (фермерском) хозяйстве Владимира Шарифановича Нурутдинова – поменьше. В бюджетной сфере – три десятка человек. Остаётся спасительная вахта. На выезде трудится 152 человека, в том числе 60 – в Лебедёвской психиатрической больнице Заводоуковского района. А те, кто не могут похвалиться богатырским здоровьем, без которого не потянуть вахтовки, предпринимательским талантом, ухватистостью и оборотистостью? Та категория, которой дал ёмкое определение Василий Макарович Шукшин: светлые души. Все как на ладони. Таких выручает подворье!
Зоновские подворья обустроены толково и основательно, добротно и капитально. Даже не анализируя цифры в переписных листах, легко составить представление о достатке, прописавшемся в них. Переписчик Любовь Владимировна ведёт меня по улицам села, выполняя свою кропотливую работу. По нормативу на переписчика полагается не менее 420 дворов, поэтому она работает на двух территориях, удалённых друг от друга, что представляет определённую трудность. Помимо Зоново – населённые пункты Шипаковского сельского поселения. Информация о каждом подворье на одиннадцати листах: общая характеристика хозяйства, трудовые ресурсы, включая подростков с двенадцати лет. Земельные ресурсы и их использование. Посевные площади сельскохозяйственных культур, площади многолетних насаждений. Овощи: картофель, капуста, огурцы, помидоры, морковь, бобовые. Овощи закрытого грунта. Кормовые культуры. Яблони, груши, сливы, вишни, другие плодовые деревья. Ягодники – клубника, малина, земляника, смородина, ежевика. Поголовье животных: крупный рогатый скот, лошади, свиньи, овцы, козы, птица. Кролики. Семьи пчёл. Другие виды домашней живности. Пол. Возраст. Реализация сельскохозяйственной продукции. Инфраструктура, технические средства, производственные помещения. Переписные листы расскажут об услугах, которые оказывают на территории личным подворьям сельхозкооперативы, агропредприятия, другие структуры при подготовке почвы, весенне-полевых работах, обеспечении семенным материалом, заготовке кормов, уборке урожая, ветеринарном обслуживании, закупе сельхозпродукции и её переработке. Ответы на все многочисленные вопросы в произвольной форме.
Кто стучится в дверь ко мне
Любовь Владимировна в прошлом глава сельского поселения. Управленец со стажем, с высшим специальным образованием. Прекрасно знает население не только в своём Зоново, но и в других сельских поселениях. Чёткость, конкретность, компетентность и обязательность во всём, что касается переписи. И хороший контакт с людьми. Первоначально провела предварительный обход, рассказала о переписи и её целях и задачах. Уточнила, не будут ли жители на участке в дни переписи в отъезде. С 1 июля по 15 августа идёт большая работа. График плотный: после дневного обхода обработка данных. До полуночи – над переписными листами. Работает в тесном контакте со специалистом администрации сельского поселения Ириной Николаевной Михайловой. Она провела ревизию адресного хозяйства, учёта участков всей используемой земли, встретилась с односельчанами и рассказала о предстоящей акции.
На сегодня Любовь Владимировна завершила работу по Шипаковскому сельскому поселению.
В рабочих планах – Зоново. В синей кепке с логотипом Всероссийской сельскохозяйственной переписи-2016, специальной сумкой и удостоверением она спешит по адресам.
Теперь у Любови Владимировны есть возможность сравнить благосостояние шипаковцев и зоновцев. Визуально и аналитически. В Шипаково, бросилось в глаза, большие приусадебные участки: соток сорок, пятьдесят. Не все они используются по назначению. На порядок меньше птицы, хотя условия для её содержания одинаковые. А вот скота у шипаковцев во дворах побольше будет. Есть энтузиасты-огородники. Но садов тоже на порядок меньше, чем у зоновцев.
– Главное впечатление, Любовь Владимировна? – спрашиваю по дороге.
– Люди очень доброжелательные. С пониманием относятся к переписи, тепло принимают. И отношение к подворью традиционное: жили личным хозяйством, живут и будут жить, – говорит она. – Пойдёмте, я покажу Вам наши подворья. У Надежды Александровны Семёновой прирождённый талант садовода: десятка три плодово-ягодных культур, под клубникой больше сотки. У Юрия Анатольевича Юшкова – восемь яблонь, восемь слив: все в плодах…
Расти, подворье!
Чего только не растёт на участках зоновцев! Сама Любовь Владимировна – знающий садовод! Яблони, слива, вишня, малина крупнющая, красная и жёлтая. Под плёнкой в начале лета уже поспевают огурчики. В теплице – крупноплодные томаты. Большой огород под картофелем. А сколько живности! Меня поразило бережное и любовное отношение ко всему, что растёт у неё в огороде и во дворе. Идём в птичник. Гуси, куры разных пород, индюки. Ничуть не всполошились при виде сторонних людей. Одни вальяжно-ленивы, другие – деловиты, третьи – игривы и задиристы, четвёртые – величественны. У хозяев отношения с домашней живностью особенные, похожие на дружбу.
Я побывала в этот день в разных хозяйствах и везде наблюдала это заботливое, любовное отношение к обитателям сельского подворья. Забота о них делает жизнь наполненной и самодостаточной. Коровы, бычки, хрюшки. Птица: куры-бройлеры, несушки, декоративных пород, индюки, утки, гуси. Согласно статданным, птицы в частных дворах зоновцев – 3300 голов. Но это на начало лета. Инкубаторы, наседки заняты своим репродуктивным делом. Так что птицу можно плюсовать и плюсовать. Обывательское мнение разноречивое, вплоть до ненормативной лексики: нерентабельна птица в сельском дворе, "съедает" с руками и ногами, никаких кормов не напасёшься, никакой эстетики с ней, весь двор загадит. В Зоново отзывы только положительные и лестные: "мои красавицы", "мои хорошие", "мой цыплёнок"… А цыплёнок – огромный упитанный петушок, умиротворённо разгуливающий среди птичьего стада, никуда не спешащий, день у него, по всему, "не приёмный" сегодня – был и впрямь хорош!
Если говорить о подворье Ольги Михайловны Козуб, то главной фигурой здесь является свинка. Сорок свиней содержится на её подворье. Хозяева имеют навыки ухода, накормят-напоят, примут новорождённых малышей, сохранят приплод. Земли – вдоволь. Хрюшки сытые, ухоженные. Тьфу, тьфу, урочливая скотинка, расти!
Село: наш ответ на санкции
– Можно? – просимся в гости к супругам Джумко.
– С проверкой?
– Нет, с блокнотом, можно? Поговорить, чего надо записать.
– Проходите, конечно.
Семья Джумко занимает половину добротного типового двухквартирного дома. Как в любом серьёзном хозяйстве, здесь у каждого специализация, строгое разделение обязанностей. Александра Ивановна занимается цветами, плодово-ягодными кустарниками. У Владимира Григорьевича широким фронтом развёрнуто обустройство двора и огородничество. Про сорта томатов, сроки посева огурцов, помидоров и перцев у хозяйки даже не спрашивай. Не при делах. Зато её флоксы, лилии, петунии благоухают и цветут – глаз не отвести. Яблони, плодоносящие, ремонтные, до десятка. Клубники полсотки. Уход – идеальный.
Огромные томаты в теплице – гордость хозяина. Визуально – сортов пятнадцать, не меньше. А самое удивительное: урожайными, богатыми красными гроздьями свисают помидоры на кустах в открытом грунте. Когда успели вызреть? Оказывается, такая простая как апельсин практика: весной в ящиках выносят рассаду в теплицу, которую протапливают, подращивают, а в открытый грунт высаживают по теплу, уже с плодами.
Некая суматоха: редакция в гостях. Тут же организовали пакеты и наложили томатов в гостинцы. Мне даже трудно представить объём собираемых ежегодно овощей и фруктов! А ведь всё надо сохранить и переработать. Думаю, если продать, – хороший доход имели бы супруги Джумко. Да где продать? Кому? В Зоново у каждого свой огород.
Супруги в возрасте, но ни на сотку не уменьшили посадки. Каждый участок земли используется рационально. Весенние, осенние дни уплотнены до предела. Прополка в огороде целое лето изо дня в день. За все дела берутся сообща. Александра Ивановна во всём поддерживает огородническое пристрастие мужа: супруг у неё хлопотливый, знающий, трудолюбивый, да такой мастеровитый! Овощевод в селе самый авторитетный.
Не могу оторвать глаз от его тепличного хозяйства. Урожайные огурчики свисают вниз зелёным водопадом. Огромные сортовые помидоры греют на солнышке красные бока. И видно по всему, что руки хозяина они знают и любят. Мы прошли весь огород, и каждый овощ от мала до велика он перетрогал, перегладил, всем дал умные исчерпывающие характеристики.
– Привыкли так. Как в деревне без огорода? Кому-то же надо выполнять продовольственную программу. Сельских жителей-то всё меньше и меньше.
Энтузиастов-частников в Зоново много. Заглянули к Гульшат Анасовне Ивановой. Так славно и органично соседствует типично русская фамилия с татарским именем-отчеством! Привыкла сама, привыкли односельчане. Их сад тоже – всем садам сад! Ухоженный богатый цветник. Плодовые деревья. Тепличное хозяйство. Условия для содержания скота идеальные. Двор обустроен, трактор есть, другая техника. Крестьянская выучка в крови. Везде – сами. Любое дело – кропотливо, на совесть.
Идеально воплощённая мечта о домике в деревне
Едем на край села. О тюменцах Евдокимовых, перебравшихся из города в деревню, я писала лет семь назад. Тогда они только завершили строительство дома в живописном уголке села рядом с лесом. Сегодня – всё обустроено. Дом, двор, теплицы, грядки. Даже рыжики в сосёнках на участке свои собственные. Участок у них ого-го! Сорок соток. Идеальный газон. Молодые фруктовые деревца рядками. Грядки. Теплица.
Навстречу вылетел пёс-кавказец с молодёжной музыкальной кличкой Рэп, контрольно помалкивая, и лишь я делаю шаг от ворот, громко лает. Забор убегает вдаль до стеной темнеющего бора. Прекрасно воплощённая мечта о домике в деревне! Кстати, у Евдокимовых все блага цивилизации: вода, канализация, ванна с горячей водой. А культурная программа в городе: два часа – и в Тюмени.
– Вот интересно, что за участок у вас за изгородью?
– Загон для скота. Мы корову держали. Трудно показалось. С пяти утра и до темна на ногах, – с улыбкой говорит Галина Ивановна. – Хотя для меня хозяйство и скот никакой не каторжный труд. Занятие, которое приносит радость. Я, в основном, и на грядках, и в теплице, и дома у плиты, и с ведром и тряпкой. Муж – строительство и больше хозяйственные вопросы.
Пример Евдокимовых показательный. Сами перебрались в Зоново, семья сестры с севера переехала, семья сына с детьми!
Нам ведь больше всего, если объективно, не хочется трогаться с места в поисках лучшей жизни. Приехал в село – надо осваивать крестьянскую науку, учиться быть агрономами, зоотехниками, механизаторами. Нет уж лучше в многоэтажках, "в каменном мешке". А вы погостите в усадьбе Евдокимовых! Они привыкли к сельскому труду, привыкли в дела впрягаться по-семейному. Ведь это их жизнь. И жизнь теперь уже их родного села Зоново, не отделимая от их собственной.