Фантазия в гармонии с творчеством
Как только школьный звонок оповещает о конце учебного дня, ребята спешат в сельский Дом культуры. Здесь их ждут занятия в клубных формированиях, которые ведут заведующая Ирина Владимировна Барышева и художественный руководитель Татьяна Александровна Шмидт.
Привлекая к коллективному творчеству
Первое, на что обращаешь внимание, переступая порог административного здания в Бушуево, – выставка в фойе "Мир памяти, мир сердца, мир души", посвящённая празднику Победы. На ней представлены коллективные творческие работы, авторами которых являются молодые семьи. Смотрю на результаты труда и думаю: замечательно, когда родители находят время и желание, что намного важнее, чтобы заниматься с ребёнком совместным творчеством.
В преддверии Дня Победы Ирина Владимировна и Татьяна Александровна предложили бушуевцам стать участниками сельской выставки. Откликнулось четыре семьи.
Никаких особых затрат на поделки не потребовалось. Ценны сами идеи! Так, семья Лопаревых – Светлана Сергеевна, Владимир Анатольевич, сыновья Илья и Данил – создали композицию из пенопласта и бумаги: парк, обелиск, фигурки людей, гуляющих по аллее, склонившихся у памятника. Праздничная открытка, где на альбомном листе из гофрированной бумаги выложено цветами "9 Мая", – итог работы Ирины Сергеевны и Лиды Мердеевых. Гофрированная бумага присутствует и в композиции "Никто не забыт, ничто не забыто" – результат труда семьи Гомулиных, Алексея Константиновича, Ирины Ивановны и сына Ильи. Фантазия помогла супругам Любови Сергеевне, Якову Владимировичу Тупиковым и их дочери Мирославе в создании танка. Не каждому дано разглядеть в картонных коробках – части бронированной боевой машины, а в ячейках из-под яиц – гусеницы!
И ещё одна работа, которая представлена в фойе, – "Усадьба". О ней – отдельной строкой. Бушуевские работники культуры возили данную композицию на выставку в рамках многожанрового районного фестиваля детского творчества "Наше будущее". Жюри по достоинству оценило труд ребят, отметив работу в числе трёх лучших. Победа действительно значимая, если учесть, что в номинации "Декоративно-прикладное творчество" всегда большое количество поделок – ярких, оригинальных. Участниками конкурса являются, как правило, ребята со всех территорий. Даже если какой-нибудь из сельских домов культуры не заявляет вокалистов, танцоров, чтецов, то работы на выставку представляет обязательно.
Не один день дети, участники кружка "Лапушки", которым руководит Т.А. Шмидт, посвятили тому, что делали заготовки для композиции – скручивали и склеивали трубочки из газет, нанизывали на тонкую проволоку бисер. Чтобы затем появился огороженный жердями двор, где есть и дом со скамьёй, и колодец с ведром на цепи, и клумба с цветами, и деревья…
– Когда ребята обсуждают свои будущие поделки, у них возникает много идей. По мнению четвероклассника Андрея Мезенцева, в композиции "Усадьба" изначально не хватало колодца и постройки, где должен содержаться скот. С этим согласились все ребята. Скрутили газетные брёвна, склеили колодец. А вот до стаи руки не дошли. Да и времени не хватило: пришла пора представлять работу на фестиваль. Андрей решил, что доведёт дело до конца – сделает хлев, где будут стоять корова и лошадь, – с улыбкой рассказывает Татьяна Александровна. – А вот ещё один пример. На очередном занятии кружка мы делали на компьютерных CD-дисках картинки из пластилина. Это был зимний пейзаж со снеговиком. Я заранее дома сделала свой вариант, который выставила в качестве примера. Меня забросали вопросами: почему нет падающих снежинок? где у снеговика шарфик? почему у него нет метлы? а можно на ёлке будут украшения?.. В результате все картинки получились разные. И это здорово!
Творческий беспорядок – это нормально
Наш разговор продолжился в рабочем кабинете. Надо заметить, он тоже имеет свойство преображаться. Благодаря тому, что на полках и стеллажах размещаются детские поделки. Сегодня это изделия из пластилина, газетных трубочек и бисера. Совсем недавно были объёмные поделки из ваты, в том числе розочки из ватных дисков. До этого ребята вплотную занимались открытками и рамочками для фотографий, выполненными в технике квиллинг и модульным оригами, составлением букетов из цветов, изготовленных из фигурных макаронных изделий. А ещё раньше – увлекались выжиганием по дереву.
– Единственное, что остаётся здесь постоянным, – художественное безобразие на столе, – не без юмора комментирует Татьяна Александровна, поймав мой взгляд. Действительно, чего только здесь нет: обрезки бумаги и журналы, клей ПВА и ножницы, карандаши и фломастеры, куски лески, проволоки, пряжи и… не до конца выполненная поделка из скрученных газетных палочек.
– Оригинальная шкатулка получится, – не удержалась я.
– Изначально это планировался дом для "Усадьбы". Но в процессе решила, что для композиции он будет громоздким. "Недостроенный", он так и остался стоять здесь. Прикрепить дно – чем не шкатулка?
Активисты "Лапушек" – первоклассники
Клубное формирование "Лапушки" действует на протяжении восьми лет. Оно досталось Татьяне Александровне в наследство от Галины Петровны Белозёровой. Первые ребята, которые посещали кружок, уже окончили школу, делают самостоятельные шаги во взрослой жизни.
Детей в селе немного, все наперечёт, поэтому в клубных формированиях состоят одни и те же ребята. Непосредственно в кружке декоративно-прикладного творчества занимаются двадцать человек. Расписание занятий строится, принимая во внимание возраст. Так, раньше всех приходят первоклассники. В числе самых активных Татьяна Александровна называет первоклассников Вадима Колобова, Сергея Каналоша, Лидию Мердееву, Маргариту Шашкову, Илью Лопарева и Даниила Носарева.
– Сегодняшние "лапушки" – очень талантливые. Им интересно всё! В ход идёт любой подручный материал, включая пробки от бутылок, крышки от ведёрок из-под майонеза, ватные палочки, макаронные изделия. Им под силу разная техника изготовления поделок: бисером плетут, газетные трубочки осваивают, пластилинографией занимаются, – перечисляет Т.А. Шмидт. И более подробно рассказывает об одном из последних увлечений кружковцев: – Сегодня большую популярность набирает такой вид творчества, как пластилиновые рисунки. Для этого не обязательно уметь рисовать или лепить замысловатые фигуры. Прелесть техники заключается в том, что картины можно создавать с самыми маленькими детьми. С помощью пластилиновых рисунков ребёнок развивает мелкую моторику, учится творчески мыслить. Пластилинография представляет собой создание выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Смотрится очень красиво и необычно. Первый шаг в освоении данного вида творчества мы с ребятами сделали. Следующий шаг – освоение более усложнённой формы пластилинографии. Планирую использовать на занятиях комбинированные техники. Например, декорирование пластилиновых рисунков газетными трубочками, бисером, семенами растений, природным материалом.
Татьяна Александровна – сторонница всего нового. В поисках инноваций может часами сидеть за компьютером. В интернете находит креативные идеи, новые направления декоративно-прикладного искусства, предлагает их ребятам. Те подхватывают, добавляют что-то своё.
– Творческая деятельность требует усидчивости. Этими качествами обладают в основном девочки. Трудно, наверное, дисциплинировать мальчиков? – спрашиваю.
– Моих – нет, – уверенно заявляет она. – Завоевать детский интерес бывает непросто. Но если идея находит отклик, никого заставлять или упрашивать не надо. Есть ещё один секрет, он связан с возрастной особенностью. Малыши не могут долго работать над одной поделкой, им надоедает, они устают. Так, например, было, когда рисовали картины из мелких пластилиновых шариков. Из занятия в занятие – на протяжении месяца. Если вначале и был интерес, то затем он пропал. И никакой красивый итог не смог компенсировать эту потерю. Детям необходимо видеть результат труда практически сразу – лучше, если это будет в конце первого же занятия.
И Татьяна Александровна показывает целое семейство мышей – с носиками-пуговками, аккуратными ушками, витиеватыми хвостиками. Шесть милых пластилиновых грызунов – по количеству первоклассников – появились на предыдущем занятии за считанные минуты. Кроме того, "лапушки" изготовили слонов и даже одного динозавра.
На полке рабочего шкафа вижу браслет из крупного бисера. Такие подарки делали ребята к Международному женскому дню: девочки – для себя, а мальчики – для мам и сестрёнок.
– Подобные украшения использую как детали сценических костюмов, – говорит собеседница. – Те, кто видел вокальное выступление Кристины Щербаковой в районном Дворце культуры на фестивале "Наше будущее", могли оценить русский народный костюм с элементами бисера.
После разговора с Татьяной Александровной Шмидт меня ждало знакомство с её активными воспитанниками. Раскрасневшиеся, энергичные первоклассники в считанные секунды заполнили пространство рабочего кабинета. Взяв заготовки и разминая пластилин между пальцами, они были готовы к новому путешествию в мир творчества…