Гвардеец
Гражданственность, патриотизм, самоотверженность… Для героя моего рассказа это были не просто пафосные слова, это жизненные принципы. Николай Черкашин – родом из Юргинского района, наш земляк. На фронт призывался Юргинским военкоматом. Этого замечательного человека я знала ещё в юности: он отец моей одноклассницы Лиды Черкашиной. Она-то и помогла собрать о нём материал. Жизнь Николая Яковлевича – пример беззаветного служения Отечеству.
Юргинские корни
Малая родина Николая Яковлевича Черкашина – деревня Хмелёвка Юргинского района. Родился в далёком 1921 году в крестьянской семье Якова Никифоровича и Степаниды Михайловны Черкашиных. Младший из шестерых детей, потому особенно любимый, унаследовавший от родителей редкую работоспособность, упорство и настойчивость. Отец был человеком сурового нрава. Будучи приверженцем старого житейского уклада, он без особого энтузиазма встретил новую жизнь, образование колхозов. Впрочем, знаток крестьянской психологии Михаил Шолохов справедливо считал, что каждый крестьянин в душе собственник. Сына в школу долго не отпускал, поэтому Николай был старше своих одноклассников. Умер отец задолго до войны. Мать была удивительной женщиной. В молодости красавица-смуглянка с тёмными волнистыми волосами. Засматривались на неё деревенские парни, но подойти не решались – уж больно строга да бойка была. Страсть как рыжих не любила! Но по иронии судьбы просватана была за светловолосого, рыжеусого Яшу Черкашина, прожили с ним жизнь душа в душу. Работящая Степанида Михайловна и в поле, и на колхозной ферме ходила в передовиках, больше всех трудодней зарабатывала, никому не уступала. Впоследствии и внучке внушала (моей однокласснице Лиде): учись, трудись, будь во всём первой! Николаю от неё передались лучшие черты – доброта, целеустремлённость и ответственность.
Учился в Юргинской средней школе, по окончании учёбы был направлен заведующим Юргинским районо Василием Лукичём Дундуковым в Выползовскую начальную школу Агаракского сельсовета. Об учительстве юноша и не помышлял, но если надо – значит надо. Педагогических кадров в районе не хватало, и лучших выпускников посылали в сельские школы. Уезжавшие из Выползовой учителя Рындины оставили ему тетради, планы, и молодой преподаватель приступил к работе, старательно выполняя данные ему рекомендации. Жил на квартире у председателя колхоза "РККА" Алексея Михайловича Головичёва. По словам Николая Яковлевича, школа размещалась в пятистенном доме с печью посередине, за партами сидело не больше пятнадцати учеников, все три класса занимались одновременно. Велись уроки арифметики, русского языка и чтения. Время от времени наезжали проверяющие, но отношение к работе учителя стоило похвал. Из беседы с бывшими жителями Выползовой выяснилось, что они помнят учителя: "Такой молоденький был!". Вспомнил ветеран и некоторых учеников, в том числе Аню Головичёву, Шуру Шевелёву, Марусю Бутакову. В свободное время молодёжь деревень Сергеевой, Одины, Выползовой собиралась вместе – это всегда и везде. Вспоминая прошлое, Николай Яковлевич отмечает: "Какие были хорошие люди! Доброжелательные, порядочные, спокойные, трудолюбивые, заботливые и очень простые". Работал учителем один год.
Сороковые, роковые
В сентябре 1940 года Николай Черкашин был призван на службу в Красную армию. В те годы многие из патриотически настроенных юношей мечтали о военной службе. Мечтал и Николай стать кадровым военным. Поэтому был рад, когда командование направило его в полковую школу младших командиров в город Архангельск. Не прошло и года, как начавшаяся в 1941 году война нарушила все планы. Ветеран вспоминает: "Нам сообщили, что 22 июня фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Все курсанты и командование были полны решимости защищать Родину. По тревоге весь личный состав погрузили в эшелон и отправили на запад под Ельню, где формировалась 161 стрелковая дивизия".
В этой дивизии красноармеец Черкашин принял первое боевое крещение. В боях с фашистами солдаты и офицеры дивизии показали образцы мужества, дисциплины и организованности. Приказом Главнокомандующего от 21 сентября 1941 года 161 стрелковую дивизию переименовали в четвёртую гвардейскую. В боях на Синявинских высотах под Ленинградом в октябре 1941 года бойцы и командиры подтвердили высокое звание гвардейцев. Многие из них, в том числе и Николай Черкашин, были награждены медалью "За оборону Ленинграда".
Самой первой наградой ветеран считает нагрудный знак "Гвардия", выпущенный в 1941 году по проекту Сталина, тогда ещё в ограниченном количестве. Недавно пожаловался дочери, что затерял значок, очень сокрушался по этому поводу и не успокоился, пока он не был найден.
В конце ноября четвёртую гвардейскую дивизию перебрасывают под Москву. Бойцы были полны решимости стоять насмерть, защищая сердце нашей Родины, нелёгкие это были месяцы. Двадцатилетний пехотинец стойко переносил все выпавшие на его долю испытания. Вместе с боевыми товарищами часами лежал на снегу в ожидании наступления, выходил из окружения, неделями обходясь без пищи, превозмогая усталость и страх, шёл в атаку, зная, что единственная уважительная причина покинуть поле боя – это смерть. Лютовали под Москвой декабрьские морозы, на дорогах и в полях мели позёмки, вихрем кружил студёный ветер. От холода было трудно дышать даже привычным к морозам сибирякам… Недаром Николай Яковлевич не любит рассказывать о фронтовых буднях, говорит, что война – это не прогулка, а тяжёлая мужская работа, которая по силам только крепким духом. При обороне Москвы наша армия измотала вражеские войска, а в ходе зимнего наступления отбросила их от 150 до 400 километров на запад.
Победа в битве под Москвой стала первым крупным поражением немцев. Младший сержант Черкашин был награждён медалью "За оборону Москвы".
1942 год. Дивизию переводят под Сталинград. Сталинград до сих пор отдаётся болью в сердце, о нём старый ветеран не может вспоминать без слёз. Город-символ, носивший имя вождя. На его взятие были брошены лучшие силы вермахта. Четвёртая гвардейская дивизия, в которой воевал Черкашин, соединилась с первой гвардейской армией, находящейся на левом берегу Дона, на рубеже Стародвинского устья реки Иловля. В боях по окружению войск Паулюса за успешное ведение боевых действий против немцев дивизия была награждена орденом Красного Знамени.
А августе 1942 года эшелоны немецких бомбардировщиков обрушились на город, ставший центром самых ожесточённых и кровопролитных боёв. Рушились здания, плавился асфальт, бушевал огонь на самой реке, покрытой нефтью из разрушенных хранилищ… Издали город был похож на гигантский костёр. Разве такое забудешь! В течение четырёх месяцев немцы пытались овладеть городом. Тщетно! Сталинград выстоял, благодаря мужеству воинов многонациональной Красной армии, их вере в Победу.
Война продолжалась. Мужал в боях Николай Черкашин, уже командовал ротой.
1944 год. Ветерану запомнились бои при форсировании реки Южный Буг. Батальон, в который входила его рота, с ходу захватил плацдарм на правом берегу для дальнейшего наступления. На горстку смельчаков обрушились бомбы, миномётные и артиллерийские снаряды. Плацдарм простреливался автоматчиками и фашистскими снайперами. Несмотря на это, батальон прочно удерживал огневые рубежи. В один из артналётов был убит командир батальона, тяжело ранен политрук. Тогда Черкашин, тоже раненый, принял командование батальоном. До глубокого вечера поредевшие ряды батальона отражали вражеские атаки. И удержались! Плацдарм был сохранён, ночью на него переправлялись воинские части, которые начали наступление. А Черкашин был отправлен в госпиталь. За храбрость и геройство, умелое командование в сложной обстановке он был награждён орденом Отечественной войны II степени.
Воевал Николай Яковлевич достойно, за чужими спинами не прятался. Воин-сибиряк, выносливый, мужественный.
Дивизионная газета в своей корреспонденции под заголовком "Из миномёта по бронетранспортёрам" писала: "Миномётчики подразделения гвардии старшего лейтенанта Н.Я. Черкашина, взаимодействуя с пехотинцами, нанесли врагу большой урон. Однажды появились немецкие бронетранспортёры с пехотой. Миномётчики открыли по ним ураганный огонь, немцы понесли большие потери, атака была сорвана".
Ленинградский, Сталинградский, Волховский, 3-й Украинский и другие фронты… Много пришлось пережить юргинскому парню двадцати с небольшим лет, прошагавшему за четыре года военными дорогами не одну страну. Смерть ходила рядом, но судьба хранила его. Три ранения, контузия…
Скромный, сдержанный ветеран скуп на подробности. Каждый раз, подлечившись в госпитале, вновь возвращался в строй и продолжал бить врагов. О боевом пути солдата говорят два ордена Красной Звезды, ордена Великой Отечественной войны I и II степеней и восемь боевых медалей за оборону, взятие и освобождение Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Кёнигсберга, Польши…
Командир миномётной роты 82-х миллиметровых миномётов третьего гвардейского стрелкового полка Н.Я. Черкашин с гордостью говорит о заслугах боевых товарищей, четвёртой Краснознамённой дивизии.
В феврале 1945 года в далёкую сибирскую деревеньку Хмелёвка матери бойца пришло письмо от командира части майора Пушкарёва:
"Уважаемая Степанида Михайловна!
Командование части шлёт Вам фронтовой привет. У нас служит Ваш сын Николай Яковлевич, служит честно, воюет умело, считается знатным миномётчиком. Недавно в бою он уничтожил несколько огневых точек противника. А когда встретился с танками и самоходками немцев, не дрогнул. Первой же миной попал в танк и вывел его из строя. За это представлен к награде. Мы гордимся Вашим сыном, настоящим гвардейцем, для которого нет преград в достижении боевого успеха. Благодарим Вас за то, что воспитали такого сына…".
Всё дальше на Запад гнала врагов Красная армия. Николай Черкашин прошёл со своим полком пол-Европы. Позади были Польша, Румыния, Чехословакия, Австрия… При взятии Вены в конце апреля 1945 года получил тяжёлую рану и не смог вернуться в родную часть. Было досадно, что добивать фашистов будут без него.
Весть о Победе боец встретил в санаторном эшелоне, мчавшемся на Родину. В румынском городе Плаешта через открытое окно встречного поезда он услышал известие о капитуляции Германии – из радиоприёмника доносился голос Левитана. Не помня себя от радости, отсалютовал победе тремя последними патронами в окно вагона, за что получил нагоняй от медперсонала. На станции возник стихийный митинг. "Радость, что мы победили, была ошеломляющей, – вспоминает ветеран. – Все поздравляли друг с друга с Победой, смеялись, плакали". Это был самый счастливый момент, которого ждали 1412 дней.
Когда находился в госпитале в Новороссийске, комендант города вручил ему второй орден Красной Звезды за героизм, проявленный при освобождении от фашистов Вены. Некоторые боевые награды вручались после войны, в мирное время, через военкомат.
Вернулся я на родину
Николай Черкашин пришёл с войны старшим лейтенантом. Хотел остаться в части, посвятить себя военному делу, но ранение, оказавшееся серьёзным (нога была покалечена), инвалидность II степени не дали осуществиться юношеской мечте. Что ж, он жив, снова дома, в своём лесном краю. Об этом он тоже мечтал четыре долгих года. Мать была несказанно рада его возвращению. Да и сам он порой удивлялся, как остался жив. Ведь из 117 призывников Юргинского района двадцать первого года рождения вернулись домой только трое, в их числе – он.
Бывшему фронтовику предлагали место учителя на выбор, но он уже твёрдо знал, что учительство – не его дело. Его призвание – Родину защищать.
Для начала устроился на работу в Юргинское отделение почтовой связи фельдъегерем. Вскоре женился, встретив хорошую девушку Валентину Шашкову. Валя была талантливой: хорошо пела, танцевала. Начинала учиться в Ишимском культпросветучилище. Но в начале войны умер отец. Пришлось оставить училище, помогать матери растить младших братьев и сестёр. Она была старшей у родителей. Её взяли бухгалтером в контору "Заготскот" на место отца. Благо, что математику она знала хорошо. Так на всю жизнь и осталась в этой профессии.
Жили Черкашины в Юрге на улице Первомайской. Николай Яковлевич сопровождал почту, возил деньги. Сначала на лошади по всему району, потом пересел на мотоцикл "Иж-49". И в наших местах приходилось бывать. Помнит, как по лесной дороге ездил через Агарак в Новый Тап. Один на мотоцикле через лес с пистолетом в кобуре, который ни разу ему не понадобился. Никто не посягнул на его груз, наоборот, люди оказывали всяческое содействие. Однажды в пути его застал ливень, мешок с деньгами могло промочить. Председатель сельсовета приказал своему шофёру сгрузить поклажу и отвезти его до места назначения. Потом за мотоциклом приехал.
На протяжении шестнадцати лет Черкашин безупречно исполнял должность фельдъегеря, с 1946 по 1962 год. К этому времени в семье родились и выросли дети, сын Александр и дочь Лидия, которые учились в Юргинской средней школе.
Солдат всегда солдат
Полученные на фронте ранения, инвалидность окончательно поставили крест на карьере военного. Но не тот у Черкашина характер, чтобы сдаваться "без боя". Не получилось военной службы – готов был служить Родине по охране внутреннего порядка в родном краю. После долгого хождения по инстанциям устроился на службу в органы внутренних дел.
В 1962 году семья переезжает в посёлок Омутинский. В эту пору ему исполнился 41 год.
Стаж работы Николая Яковлевича в милиции – 22 года. В разные годы служил участковым уполномоченным, начальником вневедомственной охраны, работал в паспортном столе – "почерк у него каллиграфический", начальником медвытрезвителя. Помогал организовывать также заведения в Юрге, Армизоне, других местах.
Его труд всегда получал высокую оценку. Ответственный, строгий, настоящий коммунист. И в то же время человечный, справедливый, честный – так отзывались о нём односельчане, сослуживцы. До самозабвения был предан своему делу. Неудивительно, что такой неравнодушный к жизни человек мог усидеть на пенсии всего один день! Ноги сами несли его на работу. Пришёл в отдел и предложил свои услуги бесплатно. Выделили ему отдельный стол, оформлял документы. Некоторое время работал сторожем. Вскоре нашлось для него настоящее дело: более 25 лет возглавлял Совет ветеранов РОВД. Без выходных и отпусков, на общественных началах. Оказывал помощь в воспитании личного состава молодых сотрудников.
Немало славных сынов Отечества взрастила Юргинская земля. И Николай Черкашин – один из них. Ушёл из жизни Николай Яковлевич 20 марта 2016 г.