Улица младшего Героя

Одна из улиц Тюмени носит имя Александра  Логунова. Самого «молодого» из 94-х Героев Советского Союза, родившихся в Тюменской области, Югре и на Ямале или призванных на войну с этих территорий.

"Комиссия установила..."

Он родился 4 сентября 1926 года в д. Качипова Байкаловского (сейчас Тобольского) района в крестьянской семье. Родители работали в колхозе. Отец погиб в декабре 1941 года при обороне Москвы. Понятно, что сын хотел отомстить за его гибель. Но комиссия Байкаловского райвоенкомата отказала 16-летнему подростку в добровольном призыве в Красную армию "ввиду слабого физического развития (имеющего рост менее 150 см и вес тела менее 42 кг, а в остальном годного к военной службе)".

В это же время другая комиссия, возглавляемая членом Государственного комитета обороны Г.М. Маленковым, выясняла по приказу Верховного главнокомандующего И.В. Сталина причины одиннадцати неудачных наступательных операций Западного фронта. С октября 1943 до апреля 1944-го гг. потери фронта составили 530537 человек убитыми и ранеными. Следствием работы комиссии ГКО стало расформирование в апреле 1944 года Западного фронта. Вместо него были созданы 2-й Белорусский (командующий – генерал-полковник И.Е. Петров) и 3-й Белорусский (командующий – генерал-полковник И.Д. Черняховский). Опустошённые соединения и части новых фронтов предстояло пополнить 17-летними призывниками из Сибири.

Так в ноябре 1943 года Байкаловский райвоенкомат "вспомнил" о Логунове и отправил его в 128-й запасной стрелковый полк. Через четыре месяца красноармейца Логунова зачислили наводчиком противотанкового ружья в 1-й батальон 490-го стрелкового полка 192-й стрелковой дивизии 39-й армии 3-го Белорусского фронта.

Эта армия, первоначально сформированная в ноябре 1941 года в Архангельском военном округе, попала в окружение в июне-июле 1942 года северо-западнее Вязьмы. Её командующего генерал-лейтенанта И.И. Масленникова вывезли из "котла" самолётом У-2. (Потом он командовал другими армиями и войсками 3-го Прибалтийского фронта, участвовал в разгроме японской Квантунской армии. С 1948 года возглавлял Внутренние войска МВД СССР. После ареста Л.П.Берии застрелился). Вторым формированием 39-й армии командовал генерал-майор И.И. Людников, отличившийся в Сталинградской битве. В июне 1944 года его армия перешла в наступление на Витебско-Оршанском направлении.

"Ствол – длинный, жизнь – короткая"

Так на фронте называли бронебойщиков. Противотанковые ружья, предназначенные для поражения бронированных целей противника (лёгких и средних танков, бронемашин) бронебойно-зажигательными пулями на дальностях до 500 м, приняты на вооружение стрелковых войск Красной армии с августа 1941 года. Для удобства стрельбы ПТР снабжались, как правило, сошками, а для уменьшения отдачи использовались дульные тормоза, амортизаторы и самодельные войлочные или кожаные подкладки под щёку. Бывало, что при неплотном прижимании приклада к плечу у наводчика выбивало челюсть. Обслуживались ПТРы расчётом из двух человек. Слабосильному Логунову в напарники дали бойца покрупней – масса ПТРС составляла около 21 кг. По официальным данным, за годы войны в СССР было выпущено несколько сотен тысяч противотанковых ружей. Они сыграли важную роль в борьбе с немецкими танками в обороне Москвы и Сталинградской битве.

В боях за освобождение города Орш бронебойщик Логунов "метким огнём противотанкового ружья оказал непосредственную помощь наступавшим войскам, подбив три бронемашины с гитлеровцами и тягач с 105 мм орудием. Когда у него вышли все патроны, он из автомата уничтожил ещё пять фрицев" (из текста наградного листа на "наводчика взвода противотанковых ружей 1-го батальона 490-го стрелкового Минского ордена Александра Невского полка 192-й стрелковой Краснознамённой Оршанской дивизии, представленного 21 июля, 3 сентября и 21 октября 1944 года к трём медалям "За отвагу").

Считается, что после 1943 года с применением противником средних танков Т-V "Пантера" и тяжёлых Т-VI "Тигр" с мощной бронёй до 80–100 мм, соответственно, противотанковые ружья стали использоваться для стрельбы по огневым точкам: пулемётам, миномётам, орудиям, амбразурам ДОТов и ДЗОТов. Но бронебойщик Логунов доказал возможность "длинного ствола" поражать бронированные цели даже в изменившихся условиях боя.

"18 октября 1944 года у деревни Глобеле Шакяйского уезда Литовской ССР к мосту, который сапёры дивизии навели для переправы через пограничную реку Шяшупе, вышли двенадцать немецких танков, угрожая ликвидировать захваченный нами плацдарм. Охранявший мост красноармеец Логунов дождался, когда головной танк подошёл совсем близко, и подбил его меткими выстрелами в уязвимые места. Второй танк пошёл прямо на Логунова, намереваясь его раздавить. Тщательно прицелившись, Логунов выстрелил в бензобак танка и поджёг его. Остальные танки открыли бешенный огонь из пушек и пулемётов по отважному воину. Однако он быстро сменил позицию, и когда два танка повернулись к нему бортами, несколькими выстрелами один танк поджёг, а другой подбил. В продолжение боя Логунов точным попаданием в моторную часть уничтожил пятый танк. Остальные танки противника развернулись и отступили". Таково описание боя из наградного листа, датированного 27 декабря 1944 года.

Пока этот документ рассматривался в вышестоящих инстанциях, сибиряк Логунов заслужил два ордена Славы – III и II степеней. Был трижды ранен и контужен, но дальше полкового медсанбата не уходил.

В Восточной Пруссии противник до 8 мая 1945 года удерживал косу Фрише-Нерунг. Лишь на следующий день свыше 22 тысяч немецких солдат и офицеров сложили здесь оружие. Тогда же, 9 мая, Указом Президиума Верховного Совета СССР красноармейцу Логунову было присвоено звание Героя Советского Союза.

На другую войну

После разгрома гитлеровской Германии 39-ю армию развернули на восток. Против империалистической Японии.

Но когда эшелоны 192-й стрелковой дивизии по пути на другую войну остановились на станции Тюмень, Логунову разрешили "в порядке поощрения" повидаться с матерью. Пока он добирался до родной деревни и поправлял пришедшее в упадок подворье, советские войска за две недели августа 1945 года разгромили основные силы миллионной японской Квантунской армии. Возвращаться в дивизию, получившую ещё одно почётное наименование "Хинганская", но подлежащую расформированию, не имело смысла. Поэтому Логунова зачислили курсантом в эвакуированное летом 1941 года из Эстонии в Тюмень военно-пехотное училище. В мае 1946 года его отчислили из училища в соответствии с распоряжением Министерства обороны СССР, как "не имевшего семилетнего образования".

Среди огромного числа проблем налаживания основ мирной жизни едва ли не первостепенной была тогда задача проведения демобилизации армии. Демобилизованному Герою Советского Союза рядовому Логунову с довоенным 4-классным образованием предложили должность вахтёра комендатуры ХОЗО УМВД Тюменской области. По тем временам – нормальная стартовая позиция карьерного роста в "органах".

Через три года Логунова, с учётом его боевого опыта, перевели в оперативно-розыскной отряд областного УМВД, а затем назначили оперуполномоченным отдела спецпоселений. Характерная особенность образованной 14 августа 1944 года Тюменской области – значительное количество спецпоселенцев. Необходимо было установить трудоспособных и предотвратить их побеги.

Но не успел Логунов освоиться в новой должности, как его откомандировали в Магадан по распоряжению МГБ СССР от 15 ноября 1950 года № 23540.

В "архипелаге ГУЛАГ" особое положение занимали лагеря Дальнего Севера или Дальстрой. Заключённые, прошедшие через большую и страшную войну, при любом ущемлении их прав как лагерным начальством, так и различньми криминальными группировками, не задумываясь, сопротивлялись всеми способами, включая массовые побеги, нападения на охрану и вооружённые восстания. Для "оздоровления обстановки в исправительно-трудовых лагерях" послевоенный начальник ГУЛАГа генерал-лейтенант И.И.Долгих предложил министру внутренних дел С.Н.Круглову откомандировать из территориальных органов милиции для дальнейшей службы в лагерной администрации всех сотрудников рядового и сержантского состава с низшим образованием, удостоенных звания Героя Советского Союза и награждённых боевыми орденами и медалями. Переведённый в Магадан Логунов окончил там вечернюю среднюю школу, после чего ему присвоили звание младшего лейтенанта и назначили оперуполномоченным оперчасти Дальстроя МВД СССР.

После смерти Сталина в марте 1953 года с секретной карты ГУЛАГа исчез и "остров Дальстрой". Логунов возвратился в Тюмень и до 1957 года служил участковым уполномоченным и следователем в Юргинском и Тюменском райотделах милиции. Затем до увольнения в феврале 1967 года по болезни был дежурным помощником начальника ИТК № 1 в Тюмени.

Боевыми заслугами он не бравировал. Отказался от внеочередного предоставления квартиры в пользу более нуждающегося в жилплощади, по его мнению, многодетного сослуживца. Когда в стране отмечалось 30-летие учреждения звания Героя Советского Союза (1964 г.), майора внутренней службы Логунова отметили Почётной грамотой министерства и выделили квартиру в доме по улице Ленина. Тяжёлое полуголодное детство, война, ранения и служба на Колыме отразились на здоровье Логунова. Его жизнь действительно оказалась короткой. Всего 42 года на 42 кг прежнего минимального мобилизационного веса.

Автор: Александр Петрушин, председатель Общественного совета при УМВД России по Тюменской области

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "солдат Победы"