По законам военного времени

Василий Денеко с супругой

Яркий след и светлую память оставил Василий Денеко в сердцах односельчан. В историю Юргинского района он вошёл как состоявшийся руководитель и заботливый человек.

Главное сырьё, добываемое Юргинским химлесхозом, который Василий Викентьевич возглавлял не одно десятилетие, – живица, имело стратегическое значение для промышленности страны. Его использовали в производстве резины, лака, бумаги, получали скипидар и канифоль, варили мыло, применяли как лечебное сырье. Все производные живицы были востребованы и на фронтах Великой Отечественной войны.

Ушедших на фронт мужчин, работавших в химлесхозе, заменили женщины и подростки, старики и инвалиды, использовался и детский труд, планы добычи живицы при этом возросли. Василий Денеко как никогда отчётливо понимал всю ответственность, возложенную на него за выполнение государственного задания и судьбу каждого человека, находившегося под его началом. Жил пониманием не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. В кабинете не засиживался. После планёрок и совещаний с административным и инженерно-техническим персоналом спешил на участки. Как свои пять пальцев знал он состояние дел в подведомственном ему хозяйстве. Ещё работая мастером промышленного участка в Новозаимском химлесхозе, он всесторонне изучил специфику и технологию непростого производства. Наделённый от природы пытливым умом, выработавший в себе способность доводить начатое дело до конца, исполнительность и порядочность во всём давали ему полное право требовать этого же и от других.

Его внимательный взгляд и глубокое знание производства позволяли безошибочно определять причины запоздания подготовки к сезону сбора живицы: там карры обустроены с нарушением технологии, где-то затягивают с изготовлением бочек, не в полном объёме готов инвентарь, задерживается отгрузка сырья на перерабатывающие заводы, конный обоз не в лучшем физическом состоянии, недоукомплектовка кадров. В каждом случае идёт детальное разбирательство. Все его указания и принятые решения были конкретными и эффективными.

Спрос за недоработки и упущения необычайно строг и справедлив. Не обошёл строгим выговором и своего родного брата, возглавлявшего один из участков. Жестоко пресекал разгильдяйство, боролся с браком в работе, нарушителями трудовой дисциплины. К вредителям и вовсе был беспощаден. Нет-нет да и придёт с перерабатывающего завода рекламация: то песок в бочке с сырьём обнаружат, то воду. Виновных находили быстро. На каждой бочке была своя маркировка: фамилия бондаря, фамилия сборщицы, производственный участок. Иногда выявлялись и факты воровства сырья. Бесчестным работникам был один путь – под суд. В тылу, как на фронте, каждый находился под прицелом закона военного времени. Всё было подчинено основной задаче – дать стране как можно больше живицы.

Даже выдача продовольственного хлебного пайка ставилась в зависимость от выполнения дневных норм. Выполнил план на 150 процентов – получи 900 граммов хлеба, на 110 процентов – 800, а если и половины задания нет – полагалось только 400 граммов. Решительными были меры для тех, кто отказывался идти на работу. Их и вовсе снимали с пайка. Наряду с применением этих мер Василий Викентьевич проявлял незаурядную заботу о человеке труда. Расширялось производство: открывались смоляно-скипидарные установки, мыловарни, сушилки древесины, расширялось подсобное хозяйство, строились жилые помещения, работали пекарни, ясли, сапожные и пошивочные цеха. Была налажена торговля, организовано трёхразовое питание в общественных столовых – и так почти на всех четырнадцати производственных участках. Многодетные семьи и семьи красногвардейцев находились под особым контролем партийных и профсоюзных органов, администрации, действовал фонд семей фронтовиков, который решал вопросы трудоустройства членов семей, вопросы продовольственной и финансовой помощи. Из фонда директора выплачивались пособия, выдавались ссуды.

Подсобное хозяйство имело в пользовании более тридцати гектаров пашни. Выращивали овощи, имели дойных коров, заготавливали корма, дрова, как для общественных нужд, так и для личных подсобных хозяйств членов коллектива. По завершении сбора живицы рассматривали и решали вопросы ремонта жилого фонда и печей. Директор считал, что забота о рабочем человеке – есть половина заботы о Красной армии. А другая – о выполнении плана. На общих собраниях Василий Викентьевич подчёркивал, что своим трудом коллектив поднимает боевой дух фронтовиков на полях сражений, среди которых их отцы, мужья, сыновья.

Работая от зари до заката химлесхозовцы делали невозможное. Так, наступательную поступь красноармейцев по всем фронтам в 1943 году поддержали тем, что кампанию по сбору живицы во втором квартале закончили досрочно. Страна вместо обещанных 146 тонн получила от юргинцев 202 тонны. Тогда Василий Викентьевич с особо отличившихся снял все административные наказания и щедро отблагодарил передовиков: вынес всем благодарность, выплатил премии, выдал поощрения в виде промышленных и продуктовых наборов. И так год за годом, до полной Победы.

Годы Великой Отечественной войны – особая страница в биографии Василия Викентьевича Денеко. Страница, в которой заглавными буквами в книге его жизни прописаны лучшие черты характера его – как руководителя и как человека.

Цельной и глубокопорядочной личностью оставался Василий Викентьевич всегда. Встретив однажды в Юрге красавицу Клавдию Велигжанину, влюбился в неё, как говорится, с первого взгляда. А когда поженились, был верен ей до последнего дня жизни, называл её не иначе как только Клавочка. В любви и уважении друг к другу они вырастили пятерых замечательных детей, которые не только все получили образование, но и состоялись в жизни как профессионалы, востребованные специалисты и просто хорошие люди.

Младшая Светлана окончила физико-математический факультет, была лучшей студенткой Тюменского университета. Виталий работал в Тюмени на заводе. Неля – учитель начальных классов, воспитатель детского сада. Анатолий живёт в Новокузнецке. Старший сын Валерий – в Братске. Это от отца передалось им чувство ответственности друг за друга. Такую дружную семью ещё поискать надо! Заботой и вниманием он наделял не только свою личную семью, но и семью своей тёщи. К ней он почтительно относился и оберегал всех её шестерых детей, как своих. В любую минуту протягивал руку помощи.

– Он был для нас и за отца, и за брата, – вспоминает сестра жены Александра Константиновна. – Благодаря ему мы получили образование. Поближе к себе перевёз из Покровки нашу семью вместе с мамой. Золотой был человек.

Такая оценка дорогого стоит.

Уже не одно десятилетие, как не стало Василия Викентьевича, но он по-прежнему незримо присутствует на земле – живёт в своих детях, внуках, воспоминаниях земляков-юргинцев, делах, что успел свершить.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Великая Отечественная война"