Рассказ о Холокосте — это посыл будущим поколениям

Последствия былой трагедии ощущаются и сегодня. На еврейской свадьбе не редкость, когда со стороны одного из молодых в разы меньше гостей, потому что родственники были уничтожены во время Второй мировой войны. Холокост неслучайно стал отдельной темой в истории памяти о войне. Трудно понять, как вообще могла зародиться и осуществляться идея об уничтожении целой нации. Поэтому для еврейского народа очень важно, чтобы на памятниках, напоминающих об ужасающих событиях 40-х годов прошлого века, обязательно была указана национальность жертв.

Карта из памятников

В Беларуси много мест, напоминающих о Холокосте, и не обязательно это большие памятники. Таких болевых точек на нашей земле тысячи, и часто они находятся в глухих местах, в лесу. Иногда жители маленьких деревушек просят сохранить память о трагедиях, происходивших в их местности, — хотя бы просто разровнять землю и положить валун там, где фашисты убивали еврейские семьи. Благодаря местным инициативам мы сегодня имеем невероятную карту Холокоста в Беларуси — это около 500 памятников! Среди них есть объекты, достойные высокой художественной оценки, которые известны далеко за пределами страны.

В Европе тема Холокоста широко обсуждалась еще в 60–70-е годы, а на постсоветском пространстве поднимать ее не было принято. Поэтому у нас и сегодня решаются вопросы, как преподносить эту память, где ставить памятники, как восстанавливать имена жертв.

К тому же появились новые средства представления этих знаний. Например, сейчас в Беларуси программисты и историки создают мобильный сервис, который будет помогать найти памятники Холокосту, даже те, которые ставились в недостижимых, малоизвестных местах. В планах разработчиков — указать координаты каждого памятного камешка, чтобы путешественники легко могли отыскать исторические объекты, связанные не только с уничтожением евреев, но и с их историей. Будут обозначаться места, где находились синагоги, еврейские учебные заведения.

Брестский театр "Крылья холопа" создал документальный аудиоспектакль, посвященный местной трагедии. Благодаря мобильной программе можно слушать спектакль и перемещаться по карте города в места, связанные с истреблением еврейской общины в Бресте. Неравнодушная молодежь продолжает искать новые формы подачи — например, современники могут обратиться с вопросами к жертвам-голограммам.

Одна из особенностей Беларуси в том, что над темой Холокоста работают не только местные еврейские общины. Свидетелей чудовищных событий (или их потомков) разбросало по всему миру. И даже спустя 75 лет после окончания войны люди хранят ценные сведения — рассказы о местах, где происходили расправы, имена жертв, события. Многие памятники, которые открываются и будут открываться в нашей стране, — это пример международного сотрудничества в возвращении и сохранении памяти. Мемориальный комплекс "Тростенец" — наиболее яркий тому пример.

"Это переплетение локальной памяти с Международной, на мой взгляд, очень важно, — уверена председатель ОО "Республиканский фонд "Холокост" Галина Левина. — Многие до конца не осознают масштабы трагедии на нашей земле — что в Беларуси более 800 тысяч людей уничтожили только за то, что они евреи. Большое значение имеет образование. От того, как сегодня ведется работа со школьниками, молодежью, зависит будущее. Если потерять преемственность, мы не сможем дальше устанавливать новые знаки, создавать фильмы, рассказывать о трагедии евреев в Беларуси".

Обращение к молодежи

Память о Холокосте — путь к толерантности и взаимопониманию в современном мире. И поэтому она так важна в воспитании молодого поколения. Дети знакомятся с ней на уроках истории, более углубленно могут изучать на факультативных занятиях, в объединениях по интересам военно-патриотического направления, действующих на базе учреждений дополнительного образования. 

Для молодого поколения важно не только слышать слово "Холокост": задача современников — наполнять его смыслом, показывать, что это такое. Новым поколениям эта тема становится понятнее, когда они слышат о ней не как о трагедии шести миллионов убитых, а открывают отдельные истории, судьбы конкретных людей.

"Я хотела жить"

"С первого дня мой отец был одним из руководителей сопротивления Минского гетто. Мой старший брат взорвал 17 эшелонов (я могу это подтвердить архивными документами). Средний брат лежит в Тростенце, ему было всего 16 лет. В 1942 году зимой к нам (тогда это была Республиканская улица) нагрянуло гестапо, искали оружие. Дети были как старики, они понимали опасность. И когда мать крикнула, что надо спасаться, я выскочила в коридор, потом во двор и спряталась в туалете. Когда стемнело, вечером меня достали — я этот момент не помню, — у меня были отмороженные руки и ноги. Мне был седьмой год, — вспоминает председатель Минского благотворительного общественного объединения "Гилф", бывшая узница Минского гетто Фрида Рейзман. — Поверят ли мне, если я скажу, что видела реку крови, которая текла по улице после погрома? Я видела детский дом, в юденрате детей просто собрали под крышей, их не кормили, потому что было нечем. Истощенные, малыши не могли ходить, их не убивали пулями, а зарезали в кроватях. Я видела в четырехдневном погроме, как немец берет за одну ножку младенца, и — об угол дома, и головка разлеталась как арбуз. На Юбилейной площади (там до и после войны была ярмарка) расстреливали 17–18-летних девушек. Когда я понимала, что могу умереть, у меня отключалось сознание. Я хотела жить! Передать невозможно, что человек может сделать с человеком. Но самое страшное — то, что после войны эта тема замалчивалась. Я однажды спрашивала у отца, что стало с явкой, которая была на Немиге. Папа сказал, что кто-то выдал. Подпольщики, которые там находились, отстреливались, положили много фашистов и сами погибли. Но почему нигде не пишут, что в центре города был бой?"

К сожалению, упущено время, когда можно было собирать информацию от свидетелей, которые были взрослыми во времена трагедии. Но и воспоминания детей войны и архивы — важный источник.

Фрида Вульфовна — одна из тех активистов, кто борется за сохранение памяти о Холокосте. Много лет после войны она искала своего спасителя из деревни Узляны Пуховичского района. Мужчина много раз проезжал через посты и заставы в Минск, вместе с помощниками на телеге вывозил людей из гетто. Этот отважный человек погиб, а его фамилия была неизвестна. Первый памятник Праведникам мира появился также благодаря усилиям Фриды Рейзман — в деревне Поречье Пуховичского района. По своему масштабу этот поступок белорусских праведников выделяется в истории Холокоста — в 1943 году жители небольшой деревушки приняли в свои семьи около 40 детей из Минского гетто.

Наша гордость

В конце ноября прошлого года городской художественный совет рассмотрел проект памятника Праведникам мира, над которым в последние годы жизни работал архитектор Леонид Левин. На сегодня известно около 800 имен белорусов, которые рисковали своей жизнью, спасая евреев. Это гордость народа — героического, открытого, самоотверженного. Инициативная группа, в которую входит много различных организаций, занимается продвижением этого проекта, ищет финансирование. Размещение знака планируется в Минске на мемориале жертвам геноцида "Яма".

Еще одна важная тема, которой в последние годы уделяется особое внимание, — еврейское сопротивление. Все больше такой информации подается в музеях, книгах и памятниках. Можно вспомнить о Музее еврейского сопротивления в Новогрудке. Новые факты продолжают открываться, много страниц истории еще предстоит изучить.

Новый крупный мемориальный комплекс должен появиться в Дзержинске. В войну здесь за четыре часа было убито 1600 человек. Памятник будет возвращать имена жертв — на сегодня из них известны 440. Мемориал уничтоженным евреям Койданово — это еще один памятник — приглашение к диалогу. Люди, которые придут сюда, будут искать ответы на вопросы, почему такая трагедия стала возможна и как не перейти черту ненависти.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "К 75-летию Великой Победы"