Автомобиль – условие мобильности
День работников автомобильного транспорта давно стал праздником не только профессионалов, но и любителей, которых, кстати, обучают именно профессионалы. Владимир Петрович ДЕРЯБИН и Андрей Александрович ПАЛЬЯНОВ – эти имена хорошо знакомы многим юргинцам. Первый даёт уроки основ законодательства и безопасного вождения, учит правилам дорожного движения, второй – знания по устройствам, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля. Оба – преподаватели спецдисциплин Юргинского отделения Заводоуковского агропромышленного техникума, которые замечательно дополняют друг друга в процессе обучения. Это не единственное, что их роднит. В своё время оба после окончания Юргинской средней школы пришли учащимися в профессиональное училище, которому остаются верны на протяжении более тридцати лет. Но об этом они расскажут сами.
Владимир Петрович:
– После школы учился здесь по профессии "водитель-тракторист", затем окончил Ялуторовский техникум по профессии "техник-механик", Ишимский государственный педагогический институт.
Андрей Александрович:
– Поступил в училище в 1978 году, тогда оно было филиалом Омутинского СПТУ. Отучился на тракториста-машиниста широкого профиля и водителя автомобиля. Отслужил армию, вернулся и в течение трёх лет работал водителем на Юргинской распределительной нефтебазе. Пригласили мастером производственного обучения в училище. В течение четырнадцати лет обучал вождению, в том числе автомобилей. Затем стал преподавателем спецдисциплин. Девятнадцать лет преподаю теорию.
– Почему выбрали эту профессию?
Владимир Петрович:
– Она в сельской местности очень востребована, во-первых. Во-вторых, отец был механизатором, много лет проработал в сельском хозяйстве, поэтому не задумывался о будущей профессии. В армии был военным инструктором. После армии, а это был 1982 год, руководитель училища Аркадий Николаевич Коровин пригласил меня мастером производственного обучения. Таким образом, за рулём я – почти сорок лет, с 1978 года. В стенах училища – 35 лет.
Андрей Александрович:
– В советское время была такая песня: "Прокати нас, Петруша, на тракторе". Девушки уважали юношей, которые умели управлять техникой, владели техническими навыками. Молодёжь тянулась к автотехнике, как современное поколение – к компьютерам.
– Кто такой профессиональный водитель?
Владимир Петрович:
– Всегда своим учащимся говорю: хороший водитель – не тот, который быстро и качественно делает работу, а тот, который долгое время находится в своей профессии. Работа водителя достаточно сложная, поэтому лучший показатель – опыт. Впрочем, как в любом деле.
Ребята обучаются по двум профессиям: тракторист и водитель. Но одни предпочтение отдают управлению автомобилем, а другие – кто одинаково любит землю и технику – работе на тракторах. В любом случае выбранное дело должно приносить радость.
Андрей Александрович:
– Мало уметь ездить на машине и соблюдать правила дорожного движения, надо знать, как устроен автомобиль. Отчасти этим отличается профессиональный шофёр от водителя-любителя.
– Чем отличаются поколения учащихся? Насколько охотно выпускники идут в профессию?
Владимир Петрович:
– Разделение "любитель" и "профессионал" было всегда. Если раньше в нашем образовательном учреждении имела место профессиональная подготовка, доказательство тому тот факт, что 70–80 процентов работников производственных предприятий и организаций – наши выпускники, то на сегодня всё больше тех, кто учится с целью управлять только личным транспортом. Автомобиль в современном мире, где высоко ценится мобильность, – не роскошь, он давно уже стал необходимостью.
Андрей Александрович:
– Каждое поколение имеет свои особенности. Наблюдается такая тенденция: каждое последующее поколение в сравнении с предыдущим – более развитое. Мы усваивали месяцами, у нынешних молодых счёт идёт на дни и даже часы. Благодаря той же компьютеризации возможности у них шире.
– Женщина за рулём. Ваше отношение к этому?
Владимир Петрович:
– Положительное. Причём считаю, автомобиль женщинам нужнее. Если мужчины в основном используют его, чтобы ездить на работу, то слабый пол – на работу, по магазинам, отвезти детей в детский сад и школу, так далее. И ещё одно наблюдение. Женщины более ответственные и серьёзные, они острее осознают: автомобиль – средство повышенной опасности.
На сегодня в группе, которую обучаю, 23 человека, из них лишь сорок процентов – мужчины. И соотношение с каждым годом увеличивается в сторону женщин. Есть девушки, которые учатся на трактористов, активно внедряются в механизированную жизнь.
Андрей Александрович:
– Нормальное. Предыдущая группа насчитывала 25 человек, из которых пять были девушки. Три года они обучались профессии тракториста-машиниста. Замечу, эта профессия сегодня очень объёмная. Мы выпускаем слесарей-ремонтников, которые могут трудиться на СТО, трактористов-машинистов трёх категорий, которые могут управлять и колёсными тракторами, и гусиничными, и самоходными комбайнами, водителей категории "С", которые являются профессионалами. Представители слабого пола учатся и неплохо осваивают учебные программы.
Если говорить о любительском вождении. Женщина за рулём – это удобно, прежде всего, самой женщине, которая без проблем в минимальные сроки может посетить магазины, больницу, культурно-развлекательные центры и так далее.
– Одно дело – сам за рулём, другое – когда техникой управляют твои ученики. Насколько ответственно?
Владимир Петрович:
– Очень ответственно! От того, как мы подготовили человека, так он и ведёт себя за рулём. При этом всегда говорю: наша задача – добиться, чтобы человек понимал собственную ответственность, чтобы не создавал опасных ситуаций при езде, анализировал свои действия. Считается, хорошим профессионалом можно стать, проработав в профессии не менее трёх лет, проехав порядка ста тысяч километров. Для водителя, как для врача или педагога, очень важна практика.
Андрей Александрович:
– Если водитель не будет знать основ работы автомобиля, это будет сказываться на безопасности дорожного движения. Если не иметь представления, например, о рулевом управлении или о тормозной системе, в любой момент это незнание может привести к печальным последствиям. Нельзя забывать, что автомобиль – средство повышенной опасности. Акцентирую внимание на слове "основы". Более детально ремонтом автомобиля занимаются профессионалы, работающие на станциях технического обслуживания.
– В законодательстве, обучении много новшеств. Насколько трудно за ними следить? Чему уделяете особое внимание на занятиях?
Владимир Петрович:
– В первую очередь надо воспитать человека, добиться того, чтобы водители были взаимовежливы. Согласитесь, культура на дорогах оставляет желать лучшего. Насколько трудно учить – не сказал бы так. У нас созданы все условия, имеются необходимые средства обучения, по всем темам есть видеоматериалы, электронные учебники, приобрели программу для сдачи экзаменов в ГИБДД, что позволило автоинспекторам принимать экзамены на базе нашего отделения – одновременно можно экзаменовать одиннадцать человек. Много информации получаем из интернета.
Что касается содержания, из года в год техника – автомобили, тракторы – становится сложнее, поэтому выбрать правильное направление, количество содержательного материала, который необходимо дать учащемуся, из обилия информации выбрать суть – безусловно, сложно. Законодательство, в котором происходят частые изменения, количество дорожных знаков, которое периодически увеличивается, требуют держать руку на пульсе. Водителю сложно отслеживать ту информацию, которую несёт дорожная обстановка. Строятся детские учреждения, торговые объекты – а подъехать к ним не всегда удобно, а главное – небезопасно. Особенно это заметно в больших городах.
Андрей Александрович:
– За всеми новшествами обязательно следим. Например, одно из требований – применение на занятиях активной формы обучения с использованием современных средств. Применяем. Используем материалы из интернета, всевозможные электронные средства – диски и флэшки. Шагаем в ногу со временем.
Учебные классы хорошо оборудованы. Жизнь не стоит на месте, необходимо что-то поменять, внедрить – делаем заявки. На 90 процентов наше учебное оборудование соответствует требованиям, которые предъявляют и наше руководство, и ГИБДД.
– Ваши советы и пожелания молодым водителям?
Владимир Петрович:
– Будьте всегда осторожны, помните: вы управляете средством, способным нанести вред жизни и здоровью человека.
Андрей Александрович:
– Желаю, прежде всего, здоровья. И, как говорится, ни гвоздя, ни жезла.