Одним – не верь, другим – не переводи

Помните, что мошенников не беспокоит ваше эмоциональное состояние, поэтому не стесняйтесь проверять любую информацию

На днях мне пришло письмо от «комaнды Baйлбеppиc» (именно так, с ошибкой, но выглядит солидно), которая проводит розыгрыш. Покрутив барабан, конечно же, выиграла, но за 300 000 рублей, несмотря на свой отличный антивирус, всё же решила не переходить. Сегодня всё реже мошенники отправляют СМС: «Мама, я попала в аварию, переведи мне деньги», они научились подделывать сайты, голосовые сообщения и даже манеру разговора наших близких.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Готовя очередной (к сожалению) материал о киберпреступности, анализирую цифры. Семь миллиардов рублей украли у россиян мошенники только за первый квартал 2025 года, передаёт НТВ. Как сообщает пресс-служба МО МВД России "Омутинский", за восемь месяцев этого года зарегистрировано 23 факта мошенничества, 1 578 760 рублей переведено, ущерб от девяти краж со счетов составил 588 347 рублей, зафиксировано пятнадцать случаев неправомерного доступа к компьютерной информации. В Юргинском муниципальном округе за прошлый год восемь фактов IT-преступлений, в этом – уже семь. Суммы, по данным отделения № 2 МО МВД России "Омутинский", которые теряют жители, – от 5 тысяч до миллионов.

ЮРГИНЦЫ: "ЗВОНЯТ ПЕРИОДИЧЕСКИ"

Мы провели опрос в нашей группе в социальной сети ВКонтакте, спросив у подписчиков, как часто им звонят мошенники.

Результаты говорят сами за себя.

64 % ответили: "Звонят периодически".

13 % признались: "Последний раз – на днях".

9 % заявили: "И звонят, и пишут в мессенджерах".

Как видите, "периодически" для большинства – это почти ежедневно!

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Введён обязательный "период охлаждения" для потребительских кредитов и займов. Теперь деньги после оформления кредита выдаются не сразу: для кредитов и займов от 50 000 до 200 000 рублей – через 4 часа;  для сумм свыше 200 000 рублей – через 48 часов. В течение этого периода можно отказаться от получения кредита без каких-либо штрафных санкций.

АФЕРИСТЫ, ДО ЧУЖИХ ДЕНЕГ ЖАДНЫЕ, НА ВЫДУМКИ ХИТРЫ

Мнение, что жертвами становятся только люди старшего возраста, давно устарело. Мошенники адаптировались. Они целенаправленно бьют по тем, кто хорошо освоил современные технологии. Исследования показывают, что люди в возрасте от 18 до 24 лет, проводящие в интернете много времени, демонстрируют лишь средний уровень защиты. Их уверенность часто базируется на технической грамотности, но они недооценивают психологические аспекты мошеннических схем, данные приводятся на сайте https://стопмошенники72.рф.

Вот вам диалог, участником которого может, к сожалению, стать каждый из нас.

Мошенник (голос руководителя с лёгким искажением): "Иван Петрович, это Сергей Николаевич. Срочно! Мне документы по проекту необходимо перекинуть, но мой аккаунт заблокировали. Пришлите мне, пожалуйста, скриншот Вашего последнего СМС от банка, чтобы я подтвердил, что это Вы, а не какой-то там бот. Только быстрее, сроки горят".

Иван Петрович (нервно): "Сергей Николаевич, но… это же конфиденциально".

Мошенник: "Мы с Вами сто лет работаем! Вы же мой голос знаете. Или Вы хотите, чтобы вся наша работа рухнула из-за Вашей подозрительности? Мне нужен только код подтверждения".

И всё! Один неверный жест – и деньги утекают.

А поддельные квитанции? Мы привыкли платить, не глядя на реквизиты, ведь QR-код же есть! А если пришёл "кружок" в Teлеграм от знакомых – как не поверить и не помочь? Преступники не упускают случая нажиться даже на самых юных пользователях интернета. Мошенники стали массово звонить детям под видом "директора" или "классного руководителя".

Как рассказали сотрудники полиции, в последнее время юргинцы часто сталкиваются со взломом личного кабинета на портале госуслуг, передавая пришедший в СМС код. Пытаются заработать на инвестициях – один из жителей округа потерял более 250 тысяч рублей. Звонят селянам и обвиняют в пособничестве ВСУ, в ходе диалога подталкивая к переводу денег на "безопасный счёт".

ПРОФЕССИОНАЛЫ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ: ЦИФРОВАЯ ГИГИЕНА!

Ситуация серьёзная, и даже крупные компании бьют тревогу. Дмитрий Пампушка, заместитель директора филиала в Тюменской и Курганской областях "Ростелекома", жёстко обозначил позицию: "Телефонное мошенничество вышло на новый уровень. Но мы должны помнить, что цифровая защищённость во многом зависит от нас самих и нашей информированности. Кибербезопасность – это не просто набор технических мер, а настоящая культура цифровой гигиены, которая должна стать нормой для каждого. Знание и соблюдение всего нескольких простых правил позволяет не попасться на уловки мошенников".

"Ростелеком" назвал пять правил, которые помогут не попасться на уловки телефонных мошенников:

1. Не называйте свои персональные данные. Сотрудники компаний никогда не запрашивают паспортные данные, банковские реквизиты и номер СНИЛС;

2. Если в вашем населённом пункте или в доме проводятся работы по модернизации инфраструктуры связи, представитель "Ростелекома" свяжется с вами индивидуально и уточнит только адрес и фамилию, имя и отчество;

3. Договор "Ростелекома" на оказание услуг связи является бессрочным и не требует перезаключения;

4. "Ростелеком" не направляет договор курьером;

5. Положите трубку, если звонок от оператора связи показался вам подозрительным.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

С 1 сентября появилась новая возможность защитить себя и своих близких. Теперь контроль над денежными операциями можно доверить родственнику или другу: он сможет подтвердить или отклонить перевод, если он покажется подозрительным.

Подключить сервис может только сам клиент, он и выберет, какие операции будут проверяться. При попытке провести такую операцию помощник получает SMS или push-уведомление. Он отклоняет подозрительную операцию или подтверждает, если всё в порядке. На это даётся двенадцать часов с момента уведомления. Если помощник не ответит в течение этого времени, операцию отменят автоматически.

Сервис не работает при переводе между твоими счетами – только если отправляете деньги кому-то другому или снимаете наличные.

Все подробности о сервисе "Вторая рука" можно узнать в своём банке.

#SLBФИНБЕЗ

Пока крупные провайдеры учат нас не передавать свои данные, банки активно помогают разобраться в новых схемах мошенничества.

"Мне позвонили якобы из службы безопасности моего банка, пытались выманить код. Сама перезвонила на горячую линию, там подтвердили, что звонка не было. Но знаете, что меня поразило? В канале Стройлесбанка, где у меня оформлена карта, сразу нашла свежий пост про этот вид атаки", – разговор с нашей читательницей заставил и меня заглянуть в Телеграм-канал коммерческого банка, как оказалось нашего, тюменского.

Специалисты ведут специальную рубрику #SLBфинбез, где рассказывают о новых уловках аферистов – подробно, с иллюстрациями и карточками, которые легко переслать родным и друзьям.

Через СМС-уведомления. В связи с введёнными ограничениями на звонки, мошенники вернулись к старой, но работающей схеме обмана через текстовые уведомления. В коротких сообщениях сообщают о возможном взломе или блокировке учётной записи госуслуг, мобильного банка, пугают штрафами. Когда мы перезваниваем по указанным контактам, на другом конце провода отвечает "специалист". Пользуясь растерянным состоянием, под предлогом "решения проблемы" он пытается получить конфиденциальные данные: реквизиты карты, коды из SMS, убедить перевести деньги на "безопасный счёт", установить на телефон вредоносное приложение под видом "программы защиты" и сделать всё это быстро. "Если всё же решите перезвонить – связывайтесь с организацией напрямую, для этого самостоятельно ищите номер телефона на официальном сайте или в документах, которые есть у вас", – советуют в Стройлесбанке.

Новый мессенджер – новые уловки мошенников. Новое российское приложение MAX активно набирает популярность. Под предлогом создания "аккаунта безопасности", срочно просят продиктовать код из СМС, приходящего от портала госуслуг. Цель всё та же – получить доступ к личным данным. Помните, ни одна служба не запросит у вас код, пришедший от другого ведомства. Злоумышленники специально используют психологические уловки, чтобы вы потеряли бдительность и поддались их влиянию.

Поддельные инвестиции под видом цифрового рубля. Злоумышленники создают фейковые сайты в фирменном стиле цифрового рубля и предлагают "инвестиционную программу" с пассивным доходом. "На поддельном сайте вам предложат пройти небольшой опрос, затем личный менеджер расскажет про депозит, чтобы появился доступ к "инвестиционной платформе". Получив деньги, мошенники исчезнут. Помните, цифровой рубль – это платёжное средство, а не инструмент для инвестиций", – рассказывают специалисты.

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ

■ После смены сим-карты обязательно открепите старый номер от портала госуслуг и других сервисов.

■ Если вы перестали пользоваться сим-картой, обязательно расторгните соответствующий договор об оказании услуг связи.

■ Постоянно проверяйте свои учётные записи на наличие подозрительной активности. При её обнаружении немедленно измените пароли.

■ Меняйте пароли на учётных записях регулярно, используя сложные комбинации.

■ Не используйте один и тот же пароль для разных сервисов.

■ Активируйте двухфакторную аутентификацию – если это возможно в социальных сетях и сервисах. Она обеспечит дополнительный уровень безопасности, требуя подтверждения входа с помощью СМС-кода, секретного кода или кода, отправляемого на электронную почту.

■ Не переходите по ссылкам из писем и сообщений без проверки – даже если письмо кажется официальным, нужно обращать внимание на адрес отправителя и содержание ссылки.

■ Не вводите личные данные по ссылке из письма – банки и крупные компании никогда не просят клиентов вводить пароли, коды или данные карт через сторонние формы.

■ Не открывайте вложения от неизвестных отправителей – в файлах могут скрываться вирусы или программы для кражи данных.

■ Проверяйте отправителя звонка – если кто-то звонит якобы из банка или полиции, не сообщайте личную информацию.

Мошенники хитры, но бдительность и актуальная информация – наше главное оружие. Ищите тех, кто готов делиться этой информацией.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "профилактика мошенничества"