Наблюдатели за ДЭГ проверяют неизменность всех бюллетеней на тренировке

В рамках тренировки федеральной платформы ДЭГ проходит эксперимент, суть которого заключается в том, чтобы наблюдатели назначались напрямую, без передачи списков: если все пройдет хорошо, то в следующем году региональные общественные палаты уже смогут готовиться к назначению наблюдателей самостоятельно.

Как сообщается на сайте "Независимый Общественный Мониторинг", по итогам общероссийской тренировки ДЭГ 3-4 сентября ТИК ДЭГ проведет свое заседание 5 сентября – на нем протестируют подписание протоколов и действие электронных подписей членов комиссий: наблюдатели также смогут проконтролировать процедуру подведения итогов тестового голосования, сообщил глава ТИК ДЭГ Олег Артамонов. Он напомнил, что именно является объектом наблюдения в ДЭГ. "Мы наблюдаем за тремя основными моментами в ДЭГ – за процедурами, тем, что делают члены ТИК ДЭГ – это генерация ключей шифрования и расшифрования, разделение ключа расшифрования на части, а также за подведением итогов – подписанием протоколов. Второе, за чем наблюдаем – транзакции в блокчейне. В этом мы ищем отклонения, которые могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях в работе – нарушениях как технических, так и рукотворных. Помимо целенаправленного вмешательства в результаты, могут быть и просто технические сбои – мы их контролируем тоже", – пояснил он.

 За процедурами наблюдают визуально – в помещении ТИК ДЭГ либо  по  видеотрансляции, за транзакциями – автоматически с помощью цифровых средств, систем, которые позволяют эти транзакции загружать, сверять и сохранять на компьютере наблюдателя. "Транзакции доступны всем наблюдателям – работающим в ОП РФ они доступны в реальном времени, работающим удаленно – в виде 60-минутных архивов выгрузок, которые генерируют в течение всего хода голосования. Есть специальные программы для анализа статистики голосования, она посекундная и доступна всем наблюдателям", – рассказал глава ТИК ДЭГ. Достаточно большой объем ПО написан самим наблюдателями, каждый год он расширяется и развивается, сообщил он. "Наблюдатели в ходе общероссийской тренировки проверят, что все их утилиты работают корректно, наблюдение возможно, что никаких правок в утилиты вносить не требуется и к основному голосованию все готово", – указал Олег Артамонов.

Наблюдатель может обнаружить какие-то нарушения порядка создания, сборки ключей и нарушения подписания протоколов,  в транзакциях  наблюдатель  изучает остановку  либо нарушение порядка прохождения транзакций в блокчейне ДЭГ. "Если мы видим, что транзакции почему-то остановились или, напротив, мы видим, что случились какие-то внезапные всплески транзакций, то у наблюдателей могут возникнуть вопросы к тому, чем это было вызвано и настолько стабильно работал ПТК ДЭГ в этот момент, и нет ли у нас подозрений и оснований считать, что могла быть нарушена выдача бюллетеней избирателям. В артефактах мы ищем статистические аномалии – например, превышение числа принятых бюллетеней над числом выданных, но статистические аномалии могут быть и более сложными", – рассказал О. Артамонов. Утилиты позволяют каждому наблюдателю убедиться, что ни один из этих бюллетеней не был каким-либо образом модифицирован или подменен.

Процедура создания и разделения ключей шифрования и расшифрования – критически важна, и это процедура, которую должны проводить именно люди: именно так можно гарантировать, что ключ расшифровки бюллетеней до окончания голосования не находится ни в чьих руках.  Меры безопасности при этом предпринимаются очень серьезные, подчеркнул О.Артамонов: "Этого ключа в годном для расшифровки бюллетеней виде до окончания голосования не существует. Комиссия удостоверяется, что ключ разделен на части и хранится в исключительно разделенном виде, и,чтобы расшифровать бюллетень, надо эти части собрать вместе. Даже ноутбук, на котором была генерация ключа, хотя он на нем не сохраняется,опечатывается и в таком виде хранится в сейфе до окончания голосования. Потому что риск расшифровки бюллетеней слишком велик, чтобы им можно было пренебрегать". 

Система ДЭГ предполагает удобство работы удаленных наблюдателей: им не нужно на протяжении нескольких дней смотреть, как идут транзакции, подчеркнул глава ТИК ДЭГ. "Наблюдатель может в любой момент выгрузить данные с портала наблюдения, построить график и проконтролировать, что с момента закуска голосования по настоящий момент система работала стабильно, аномалий не было.  От наблюдателей не требуется внимание 24/7 в течение всех трех дней: это аналитика, которую можно сделать как в любой день голосования с его старта, так и после окончания голосования", – отметил он. А чтобы убедиться, что криптографическая подпись корректна, наблюдателю не нужно просматривать каждый бюллетень глазами – он не может просмотреть все бюллетени, но он может "запустить утилиту, которая будет проверять эти бюллетени в автоматическом режиме, он все это делает у себя на компьютере – и эта утилита будет проверять каждый бюллетень поштучно", добавил Олег Артамонов. "Что случится, если один из миллиона бюллетень был сфальсифицирован? Утилита это неизбежно обнаружит", – рассказал он.

Наблюдатели могут проверить две вещи – что ни один бюллетень не был изменен, потому что если он был изменен, то утилита выявит недействительность цифровой подписи бюллетеня, а подделать цифровую подпись невозможно. Кроме того, наблюдатели могут проверить, что в итогах были учтены все бюллетени, что итоги голосования были подведены именно на этом множестве бюллетеней. "Если из множества мы выкинем хотя бы один бюллетень, то у утилита автоматической проверки скажет немедленно всем наблюдателям, что эти итоги были подведены на неполном множестве бюллетеней.  Даже 1 голос нельзя не учесть так, чтобы наблюдатели этого не заметили", – уверен глава ТИК ДЭГ. 

Отвечая на гипотетический вопрос о том, можно ли фальсифицировать результаты ДЭГ, Олег Артамонов допустил, что в принципе можно, но "сделать так, чтобы наблюдатели этого не заметили, нельзя". Глава ТИК ДЭГ развеял также опасения о том, что в ДЭГ могут голосовать "мертвые души", фейковые аккаунты. "У нас в ДЭГ участвуют только верифицированные аккаунты на Госуслугах, более того, в последнее время даже смена телефона перед голосованием невозможна – было введено правило, что, если человек сменил номер на аккаунте Госуслуг в незадолго до голосования, он должен подтвердить этот аккаунт, иначе его не допустят до ДЭГ. Списки подавших заявление на голосование сверяются с базами МВД и с реестром избирателей. Если эта сверка не проходит, если между базами какое-то расхождение, то соответствующий избиратель к ДЭГ не допускается.  Поэтому фейковые аккаунты в этой ситуации завести невозможно", – разъяснил О.Артамонов. 

Также Олег Артамонов ответил на критические замечания о том, что невозможно проверить, сам ли избиратель голосует или на него оказывается давление. Он призвал сообщать о всех случаях давления на избирателей в ОП РФ, как и при бумажном голосовании. "Если вы находитесь под давлением, когда от вас требуют составить списки паролей от Госуслуг, выдумайте этот пароль, не передавайте настоящий. В ДЭГ соблюдается абсолютная тайна голосования. Неизвестно ни одного примера атаки именно на тайну голосования ДЭГ, ни одного алгоритма, который позволил бы выяснить, как голосовал конкретный человек. Мы делаем все для обеспечения тайны голосования", – заключил он. 

В свою очередь конструктор ПТК ДЭГ Дмитрий Кузнецов наглядно продемонстрировал, как проверка подписи ТИК ДЭГ дает возможность наблюдателям убедиться, что этот файл получен из надежного источника. По его словам, тренировка начнется по местному времени ровно в 00:00 часов 3 сентября, в рамках тренировки ДЭГ проходит эксперимент с ОП РФ, суть которого в том, чтобы наблюдатели назначались напрямую, без передачи списков, и если все пройдет хорошо, то в следующем году "региональные общественные палаты смогут уже готовиться к тому, что не нужно будет передавать большие списки для назначения наблюдателей, палаты смогут делать это самостоятельно".

Поделиться: