Учиться у ветеранов выдержке, терпению, трудолюбию и жизнелюбию
Поводом для сегодняшней встречи с тружениками тыла стало вручение юбилейной медали "80 лет Победы в Великой Отечественной войне". Глава района Виктор Васильев для каждого находит тёплые слова, расспрашивает про жизнь. А память возвращает ветеранов в огненные сороковые.
Елена Мартемьяновна Бетехтина переехала в Юргинское из Омутинского района к сыну Александру Степановичу. В одной ограде у них два дома, привыкли пожилые люди обходиться своими силами. Конечно, одну не оставляют – и внуки приезжают, помогают. В уютном домике, где особое место занимают фотографии на шкафу, кажется, что даже дышится по-особому, как в детстве у бабушки. Здесь рады всем. Вот и сегодня, несмотря на то, что здоровье подводит, она переживает, что пельменями не угостила. И берёт обещание с Виктора Валентиновича, что в следующий раз сварят обязательно.
Бережно поглаживая медаль, которую глава района прикрепил на лацкан пиджака, тяжело вспоминает о молодых годах и работе в поле. Трудовой путь Елены Мартемьяновны начинается в 1941 году, тогда ей только двенадцать исполнилось, второй класс окончила. Дальше надо было в соседнюю деревню ходить, вот и не получилось учиться.
ИЗ СБОРНИКА "БЕЗ ВАС БЫ НЕ БЫЛО ПОБЕДЫ" РАЙОННОЙ ВЕТЕРАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
"Поставит мама калегу в чугунной кастрюле в русскую печь, стоит она там - упревает, потом ели как суп. А еще с конской фермы принесет на коромысле два ведра сыворотки. Горстку муки смешает с "кобылятником" и стряпает лепешки. Тем и питались", - вспоминает Елена Мартемьяновна. В лесу собирали клубянку, смородину, саранки, пучки, дидлы, кислянку.
Лена была маленькая и худенькая, ее отправили работать на почту. Разносила почту по своей деревне и соседней, что находилась за четыре километра. Зиму проносила почту, а весной пошла на посевную. Трудилась на сеялке в ночь. Чтобы девочка не упала, тракторист привязывал ее веревкой. "Как засыпать начинаю, так дёргает веревку", - вспоминает Елена Мартемьяновна. Пахали и боронили на коровах. Запрягали две пары коров, две девочки водили коров, чтобы они не ушли в сторону. Затем дали лошадь...
Сено косили вручную, спали в избушке. Рано утром будит дед: "Вставайте, косить надо". У Елены четырёхзубая литовка "восьмерка со столбиком". "Литовка тяжёлая, я кошу, а меня в сторону за литовкой тянет", - смеется она.
Уборка хлебов проходила без сна и без устали. Нужно быстрее убрать драгоценный урожай до осенней слякоти. Сенокосилкой ребята скашивали, девочки с женщинами вязали в снопы. Молотили вручную. Высушенное и отсортированное зерно на подводах возили в заготзерно - сдавали государству. Осенью женщины вместе с подростками били лён, коноплю. Лён замачивали, мяли, изготавливали вожжи, супонь, подпруги. Из конопли вязали верёвки, "перезовки" к дровням, "басыги" к оглоблям".
Заходит разговор о медицинском обследовании, консультация квалифицированных специалистов людям в возрасте за девяносто очень нужна. И именно с выездом на дом.
Провожая, Елена Мартемьяновна желает всем здоровья и тихонько осеняет гостей крестным знамением.
С Валентиной Ивановной Давыдовой заочно знакома давно, она наш читатель – активный, вдумчивый: звонит с вопросами, да и если задержались с доставкой тут же сообщит. А вот на предложение рассказать о ней на газетной полосе категорически отказывалась. Люди старшего поколения часто говорят, что судьба у них ничем не примечательная. Действительно, судьбы у людей, чья молодость пришлась на суровые годы войны, схожи: дети трудились наравне со взрослыми. Вот только выдержке, терпению, трудолюбию и жизнелюбию нам всем у них надо учиться!
Валентина Ивановна вспоминает время работы на льнозаводе: "Тяжело было. Мяли коноплю, лён. А вытяжки-то никакой, от пыли задыхались. А ещё ростом маленькая, бригадир мне ящик подставит, только, говорит, осторожно тяни, руки береги. Да и снопы поднять трудно было. Так ребята за мякинку, верхушечку, по полу таскали". А ведь ещё домашняя работа, четырнадцати-, пятнадцатилетние девчонки и в огороде всё делали, и корову могли подоить. Да и после Победы не легче в деревне было, родом она из Заозёрной. "Остались, в основном, женщины. Работали допоздна, очень уставали". Почти 50 лет стаж работы Валентины Ивановны в сфере общественного питания. Она и сегодня не сидит без дела: сама в квартире за порядком следит.
Григорий Ильич Силантьев слушает проникновенные строки стихотворения, которое выразительно читает ученица Юргинской школы София Топчий, с волнением. Подобные встречи согревают и ветеранов, убелённых сединой, и молодых людей.
"В 1942-м стал возить молоко на коровах, собирал по деревням да с ферм – и в Сергееву вёз. Когда дали пару лошадей, тогда стал из Омутинки керосин возить. К конюху приходилось бегать через лес, бывало в стогу ночевал – если не успевал засветло вернуться. Выучился в Плетнёво на тракториста, но из-за маленького роста не смог сдать экзамен. Послали в Тюмень на судостроительный завод. Обратно возвращаться, а денег на билет нет, залез на вагон и доехал до Омутинки, потом пешком домой. Лето проработал на лошадях – косили траву на лобогрейке, а зимой отправился на лесозаготовки, мне тогда семнадцать было", – факты из биографии напоминают о схожести судеб.
Обращаем внимание на большие фотографии на стене. "Да нам здесь и тридцати-то нет", – поясняют супруги Силантьевы.
В 1952-м Григорий Ильич познакомился "с шипаковской девчонкой, росточка небольшого, в перешитой шинели. Зарегистрировались в 1953-м" – более семидесяти лет вместе с супругой Людмилой Петровной. Чем не повод для восхищения! А ещё супруги Силантьевы собирают большой урожай завидных помидоров. Вот и в этом году поглядывают в окно: как там теплица зимует, не повредило ли её снегом.