Вечную память о себе соткали
В новогодние праздники на страницах сообщества «Администрация Шипаковского сельского поселения» во ВКонтакте жителей территории приглашали в интересную экспедицию: «Ехать никуда не нужно, предлагаем вспомнить замечательных мастериц, создававших махровые ковры, поделиться фотографиями тёплых шедевров, которые вы храните в семьях. Вместе создадим виртуальную коллекцию местных махровых ковров в юбилейный год нашего района».
Под хештегом "культурнаяволна"
– И в объявленный Год семьи, – дополняет глава поселения Ирина Бондарцева во время разговора в очередную нашу редакционную командировку. И поясняет, как возникла идея: – В своё время, будучи жителем областной столицы, посещала занятия мастерской тюменского махрового ковра, которой руководит Наталья Денисова – потомственная ткалья. Не ткачиха, ткачка или ткательница она себя называет, а именно ткалья. Связь с мастерской поддерживаю до сих пор, слежу за этой темой. В рамках нацпроекта "Культура" в прошлом году технология изготовления традиционного тюменского махрового ковра была включена в реестр Нематериального этнокультурного достояния Тюменской области. Вот наш административный коллектив и подумал: почему бы не сохранить – пока ещё есть такая возможность – память о семейных традициях рукоделия. Поселение всегда было богато на мастериц. Уникальные изделия создавались нашими мамами, бабушками, прабабушками в минуты отдыха, после тяжёлого трудового дня. Молодое поколение должно знать, каких трудов стоило изготовить изделия на века. Это наша история, которая объединяет семьи.
Так с лёгкой руки Ирины Владимировны нашла поддержку шипаковцев #культурнаяволна, запущенная тюменскими мастерицами.
Есть о ком вспомнить
А рассказать есть о ком и о чём! Люди вспоминали детство, родных, которые оставили им в наследство рукотворные ковры.
– Бывая в гостях у односельчан, такой красоты насмотрелась! Красные маки на тёмном фоне с цветочным орнаментом по периметру – рисунок ковра, доставшегося Светлане Дерябиной от мамы, Октябрины Гавриловны Труфановой. Как Светлана Владимировна пояснила, мастерица неизвестна, но есть предположение, что это Анна Карпеевна Дегтярёва, уроженка Некрасовой, долгие годы проработавшая в колхозе дояркой. О некрасовских рукодельницах говорили и с Надеждой Семёновой, которая вспоминала: в деревне занимались коврами в каждом доме, ткали ещё при лучинах, затем при керосиновых лампах, а когда провели электричество – вообще благодать стала. В памяти Надежды Дмитриевны, как у мамы большой ковёр получался за месяц, небольшие коврики на сундуки – за несколько дней, ребятишки, пока мама на работе, под присмотром бабушек помогали, исполняя её наказы. А ещё мастерицы ходили друг к дружке в гости, делились рукоделием, – приводит примеры Ирина Владимировна. И резюмирует: – Создание ковров было общим творческим делом, которое объединяло семьи, а сохраняемые изделия для детей и внуков – тёплая память, укрепляющая связи поколений.
На странице во ВКонтакте можно познакомиться и с дегтярёвской ткачихой Пелагеей Ивановной Коноваловой, которая с двенадцати лет начала работать – возила смолу на лошадях, став постарше трудилась на лесозаготовках, затем на колхозных полях и мехтоке. А между работой, домашним хозяйством и заботой о многодетной семье успевала выкладывать ковры и ткать половики. О своей маме и бабушке Арине, которая была родоначальником ковроткачества в семье, рассказывает дочь и внучка Любовь Нефёдова. В настоящее время Любовь Николаевна хранит несколько красивых ковров, созданных Пелагеей Ивановной. Есть своя память и у Татьяны Калашниковой. Марию Тимофеевну Дегтярёву она называет ласково маманей и удивительной рукодельницей, рассказ о которой, кстати, дал старт циклу публикаций в рамках #культурнаяволна.
– В сельском Доме культуры создан кружок по ткачеству, его возглавляет менеджер Алёна Агапова, – дополняет Ирина Бондарцева. – На занятиях Алёны Павловны девочки пытаются овладеть искусством ковроткачества – чтобы традиции не канули в Лету. И даже если у кого-то до создания ковра дело не дойдёт, будет представление о том, какой плетение ковров трудоёмкий процесс.
К слову, #культурнаяволна продолжается…