Дело жизни

С коллегами. Наталья Черкасова вторая слева

Моя мама, учитель русского языка и литературы Наталья Александровна Черкасова, всю трудовую жизнь посвятила Агаракской школе. Она была для меня первым наставником, являлась примером беззаветной преданности профессии.

Выбор в пользу филологии

Педагог по призванию, она со школьных лет мечтала стать учителем. Ей легко давались гуманитарные предметы. В 1965 году, окончив Омутинскую школу с педагогическим уклоном, вместе с аттестатом о среднем образовании получила свидетельство о присвоении квалификации учителя начальных классов. Но мечтала о литературе и поступила на литературное отделение историко-филологического факультета Тюменского пединститута, написав на "отлично" сочинение на вступительных экзаменах. После института получила направление в Агаракскую восьмилетнюю школу Омутинского – на тот момент – района в качестве учителя русского языка и литературы. Эта школа стала ей родной, а село Агарак – второй родиной.

Начинала работать с большим желанием, легко влилась в коллектив под руководством директора школы Тамары Дмитриевны Бобковой, которая и стала её наставницей.

Глубокие знания, полученные в вузе, влюблённость в предмет помогали год от года совершенствовать педагогическое мастерство. Общение с детьми не только в школе, но и вне её, сотрудничество с родителями рождали атмосферу доверия, взаимопонимания. Старалась вызвать интерес учеников к русскому языку и литературе с помощью разных форм внеклассной работы, воспитывала их и на уроках, используя возможности изучаемых произведений: инсценировали отрывки, активно обсуждали литературных героев, соревновались в чтении стихотворений. Конечно, встречались и трудности, но мама их преодолевала благодаря целеустремлённости, постоянному самообразованию – выписывала много журналов по методике, в том числе из союзных республик. Учила детей и училась сама у коллег по школе, на кустовых и районных методобъединениях.

В первые годы вела классное руководство, что ещё более сближало её с ребятами, позволяло глубже узнать их характеры, интересы. Постепенно набиралась опыта. В середине 70-х годов стала победителем социалистического соревнования среди учителей школы.

В роли завуча

Вскоре Наталье Александровне предложили должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе – согласилась, потому что увлекала и беспокойная школьная жизнь, и сам процесс обучения, поиск новых форм и методов. Мама всегда была активисткой: вела работу агитатора и пропагандиста, исполняла депутатские обязанности, организовывала политучёбу в педколлективе, участвовала в художественной самодеятельности, заведовала лекционной работой на селе, возглавляла вечернюю школу. Многие считали её коммунистом, но, как ни агитировали, в партию не вступила, отшучивалась: "Буду в душе коммунисткой". Обязанностей и так хватало. Даже в выходной день не забывала о школьной работе. Помню, как-то даже в Новый год, сидя перед телевизором, вырезала перфокарты. Вместе с тем уделяла время семье, нам, детям, домашнему хозяйству. Любила в кино сходить, книгу почитать.

В 80-х годах, уже в новом здании школы, часто менялись директора, педагогический состав, она же долгие годы оставалась завучем. Когда директор Фаина Прокопьевна Диканова получила назначение в новую Соколовскую школу, маме пришлось принять директорство. В течение двух лет руководила школой, но работа администратора была ей не по душе, и, несмотря на уговоры заведующего РОНО Виктора Николаевича Колычева, ушла на прежнюю должность – ей нравилось быть в непосредственном контакте с детьми, преподавателями, жить интересами школьного коллектива.

К любой работе – ответственно

Наталья Александровна полюбила методическую работу, научилась чётко её планировать и делать. Знала индивидуальные особенности каждого учителя, стремилась создать доброжелательный микроклимат в коллективе. Это помогало в проведении психолого-педагогических семинаров, секций классных руководителей с открытыми уроками и классными часами. Больших усилий стоило создание методкабинета, оформление и сосредоточение в нём справочников, пополнение материалов в помощь учителю. Выпускала стенгазеты к праздникам, сочиняла шутливые стихотворные эпиграммы.

Проверка техники чтения, составление расписания уроков, взаимопосещений, распределение наставничества, обобщение наработок коллег, изучение опыта педагогов-новаторов, шефство над Сергеевской школой – далеко не полный перечень её забот. И ко всему относилась ответственно. Посещая уроки, знала формы преподавания каждого учителя, методы работы в начальном звене помнила ещё из школьной практики.

Наталья Александровна постоянно была наставницей – для молодых педагогов, для ведущих русский язык учителей-совместителей. Порой приходилось объяснять элементарные требования к современному уроку, учить составлению поурочных планов. Однажды она предложила учительнице, не так давно работавшей в школе, провести открытый урок, на что та ответила: "Вы обязаны вместе со мной разработать этот урок, подготовить". Мама сказала: "Я, конечно, помогу, проверю, укажу на недочёты, но Вы должны сами составить план урока". "А Вы разве не методист?" – удивилась та и больше не предъявляла претензий. Маме дороги слова, сказанные как-то в учительской Клавдией Ильиничной Сергеевой, уходящей на пенсию: "Все бы так, как Наталья Александровна, работали".

Мама тщательно и со всей ответственностью готовилась к урокам, причём творчески, чтобы вызвать у детей интерес к предмету, желание его изучать. Разработала собственную систему работы над ошибками, свой способ тематического учёта и контроля знаний. Использовала разные приёмы подачи материала, формы уроков, индивидуально подходила к обучению, учитывая возрастные особенности, способности и характер ученика. Использовала индивидуальные карточки с заданиями разной трудности, наглядно-иллюстративный материал, технические средства, таблицы, игры. А сколько раздаточного материала было накоплено за годы работы! В кабинете русского языка и литературы всё работало на урок: сменные стенды, таблицы, диапозитивы, карточки, словари… Если чего-то не хватало – изготавливала сама. Ребята не торопились уходить после уроков – любили её кабинет. По итогам смотра-конкурса в 1990 году он был признан лучшим в районе кабинетом русского языка и литературы.

Во внеурочное время со старшеклассниками ставила мини-спектакли по произведениям Фонвизина, Гоголя, Мольера, это стало традицией.

Наталья Александровна делилась опытом на методических объединениях, на курсах института усовершенствования учителей. Любила свою профессию, и годы работы в школе считает счастливой порой жизни.

С благодарностью – к коллегам

С теплотой и признательностью за поддержку и дружеское отношение, за преданность делу вспоминает бывших коллег: Клавдию Сергееву, Марию Чемакину, Анатолия Быкова, Галину Иванову, Людмилу Пальшину, Татьяну Санникову, Ивана Санникова, Любовь Батурину, Валентину Тверских, Анатолия Береженцева, Надежду Кугаевских, Фаину Диканову, Валерия Диканова и других. С ними работала много лет. В конце 80-х в школу пришли семья Кугаевских, Надежда Иванова, Ольга Кокорина и автор этих строк.

С благодарностью говорит о заведующем Юргинским РОНО Викторе Колычеве, который помогал в укреплении материально-технической базы школы в бытность её руководства. А во время одной из проверок сказал: "К работе Натальи Александровны нет замечаний. Это эталон отношения к педагогическому труду, к которому нужно стремиться". Вспоминает инспектора Николая Раевских, компетентного в любых вопросах системы образования, Любовь Раевских, заведующую библиотекой, методиста РОНО Зинаиду Токареву – за справедливость в оценке уроков. Поставленное ею "отлично" за урок – многого стоило! Приятно было работать под руководством компетентной, справедливой Валентины Зарывных. Вспоминает заведующую методкабинетом Аллу Паршину, которая высоко оценила труд мамы, написав о ней позитивную заметку в районную газету.

По труду – и честь

По итогам районного смотра-конкурса "Учитель-90" мама стала "Лучшей по профессии". Вместе с дипломом Виктор Колычев вручил денежную премию и подарок – наручные электронные часы. Дорога маме и Почётная грамота за постановку методической работы в школе. А вообще – хранится целая кипа дипломов и грамот, в числе которых и награды ОблОНО и Министерства просвещения РСФСР. Она удостоена звания "Ветеран труда".

К сожалению, сердечная недостаточность не дала маме доработать до пенсии. Её трудовой стаж – 24 года. Но какие это были годы! Годы нелёгкого, но творческого труда, приносящего удовлетворение, радость. Многие её ученики сами стали учителями. Они не забывают Наталью Александровну: поздравляют с праздниками, звонят, приходят навестить, вспомнить незабываемые школьные годы.

Будучи на пенсии, не теряет связи со школой. Приходила на мероприятия. Помогает советами мне, внукам – при выполнении домашнего задания, в изготовлении поделок, таблиц, игр. Мама очень любит внуков и правнуков, интересуется их жизнью, с удовольствием проводит с ними время – и это взаимно. А ещё интересуется жизнью села и в целом района. Написала множество материалов по истории Агарака, об односельчанах, включая коллег. Давно сотрудничает с газетой "Призыв", была постоянным членом литературного клуба "Каскад" – до сих пор пишет стихи, участвует в литературных конкурсах и побеждает.

Мы, её дети, внуки и правнуки, гордимся нашей мамой, бабушкой и прабабушкой.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Юргинскому району - 100 лет"