История села – в музейных экспонатах

Что вы испытываете, держа в руках или просто рассматривая имеющие историческое значение экспонаты? Каждый раз, когда я посещаю музей, возникает чувство причастности к историческим событиям. А если сюда добавить информацию, которая хранится в памяти, и подключить фантазию – словно путешествие в машине времени совершаешь.

Открываю двери музейной комнаты Зоновской основной школы. Первое, на что обратила внимание, – мраморные плиты "Никто не забыт, ничто не забыто" с высеченными фамилиями зоновцев – участников Великой Отечественной войны. Около ста имён! До капитального ремонта в здании школы была оформлена стена памяти – с имитацией Вечного огня. Во время ремонта строители её демонтировали, а учителя перенесли фрагменты в музейную комнату, сохранив, таким образом, память о погибших героях-земляках.

В продолжение военной темы – часть экспонатов, которые хранятся на полках шкафа, кстати, тоже старинного. Здесь можно увидеть штык от винтовки, стреляные гильзы, снаряды – результаты спонтанных раскопок, которые велись в лесу недалеко от школы.

– Всё это является свидетельством того, что в нашем селе были военные действия. Считается, что в своё время по нему проходили колчаковцы, – говорит Ольга Владимировна Ведерникова, которая сопровождает нас в экскурсии по музейной комнате.

В центре музейной комнаты – пианино с нотами на пюпитре. А правильнее сказать фортепиано – именно в таком звучании! Пошарпанное, но в этом и прелесть! И неважно, что не все клавиши рабочие, что инструменту необходима настройка, главное – оно напоминает время, когда любили танцевать под живой аккомпанемент мазурку и польку, а в советское время – при зажжённых свечах под тихую мелодию читали стихи Ахматовой и Цветаевой.

Есть здесь и другие ценные экспонаты. Причём – в прямом смысле. Старинные деревянные иконы – мечта антиквариатов. Долго приглядываешься к лику святых, так как нет чётких очертаний, и остаётся только догадываться – в каком веке её создавали, кто и как писал – мастер-изограф в иконописной мастерской или деревенский художник-самоучка, которого односельчане называли богомазом. Но в любом случае икона – предмет удивительный, имеющий ценность как материальную и художественную, так и духовную.

– Зоновцы неравнодушны к своей истории, а потому несут вещи, имеющие историческое значение, сюда, – комментирует Надежда Александровна Семёнова, бывший директор школы, которая после выхода на заслуженный отдых продолжает преподавать. – Музей был создан в восьмидесятые годы, при Валентине Николаевне Турнаевой. Пережил кражу. После того, как его обворовали – а случилось это давно, ещё до моего директорства, – и вынесли ценные книги и иконы, был организован поиск новых предметов. Люди откликнулись и приносили всё, что находили в заброшенных домах, на чердаках, в сараях и чуланах. Многое из того, что видите, собрала Любовь Ивановна Рыжова. Она записывала все экспонаты в специальной тетради.

И Надежда Александровна подаёт ученическую тетрадь, на обложке которой написано "Инвентарная книга". В ней собраны сведения о каждом предмете: кто принёс, состояние, краткое описание. Напротив строки "Грамота участника штурма города и крепости Пиллау – в рамке под стеклом" сделана пометка красной пастой – "забрали в Юргинский музей". Шкатулка из-под табака, глиняный сосуд для хранения продуктов, деревянная солонка, металлический утюг, туесок берёзовый, крынка глиняная, подставка для лучины, серп, лапоть, мотыга, подкова, венчальная корона, книга-поминальник, монеты, прялка, корчага для приготовления сусла, корыто – всего и не перечислишь. В общей сложности – более 170 позиций. Есть на что посмотреть!..

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Зоново"