Быть доктором, которому можно верить
Вести за собой коллектив, нести ответственность за его работу всегда непросто. И чем крупнее учреждение, тем больше штат, а следовательно, и ответственность возрастает кратно. Чтобы быть хорошим руководителем, необходимо не только уметь организовать производственную деятельность, правильно оценивать профессиональные качества подчинённых, но и видеть в каждом личность – с характером, интересами, проблемами. Доверительные отношения играют не последнюю роль в коллективе, особенно если это коллектив медицинского учреждения. На данный момент районное здравоохранение возглавляет врач-терапевт Анастасия Николаевна ФИЛИППОВА, с которой накануне Дня медицинского работника состоялся наш разговор.
– В своё время древнегреческий философ Сократ сказал: все профессии в мире – от людей, и только три – судья, учитель и доктор – от Бога. Чтобы быть врачом, надо иметь дар свыше. Как Вы пришли в профессию?
– Уже в начальной школе, а жила и училась я в Берёзовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, выбрала медицину, несмотря на то, что любимым предметом была математика, и я с большим желанием участвовала во всех математических олимпиадах. Шла к своей мечте целенаправленно: последний год доучивалась в Тюменской школе № 7, в специализированном классе с медицинским уклоном. Профессия врача тогда, в восьмидесятых годах, считалась очень престижной. Поступила в Тюменский мединститут, который сегодня имеет статус университета, окончила его в 1986 году. В течение года проходила интернатуру в третьей городской больнице, затем ещё год работала участковым терапевтом в шестой поликлинике: ждала, когда муж окончит учёбу, чтобы переехать с ним в Юргу, к нему на родину.
– Чем запомнились студенческие годы? Первые шаги в профессии?
– Студенческое время – самое прекрасное! Много занималась спортом, входила в спортивную сборную команду института. При мединституте был спортивный лагерь, где я любила проводить каникулы. И даже осенью во время сельхозработ, когда студенты массово помогали колхозам собирать на полях урожай, спортсменов направляли в этот лагерь. Он представлял собой студенческий городок, где были созданы все условия для занятий и отдыха, жизнь в нём проходила насыщенно. Сами готовили себе еду, устраивали концерты, спортивные состязания. Все вместе – и юноши, и девушки – играли в футбол. Из всех видов спорта предпочтение отдавала спортивному ориентированию, а зимой ещё и лыжам – любовь к ним у меня была со школы.
Если вспоминать первые профессиональные шаги, важен опыт, который получила в интернатуре. Это была уже вполне самостоятельная работа, хотя и под контролем наставников. Самым сложным стал, безусловно, первый год в качестве молодого дипломированного врача, когда ногами приходилось "изучать" незнакомый участок, добираться до нужного адреса на общественном транспорте – тогда техники было немного, автобусы ходили редко. Первые три часа с половиной приём вела в поликлинике, остальное время – по вызовам. Зона обслуживания участкового терапевта городской поликлиники сама по себе довольно обширная, а если учитывать, что был дефицит участковых, количество адресов казалось бессчётным. Помню свой первый вызов. Пациент с инфарктом, лежачий. Сотовой связи тогда и в помине не было. Позвонила в "Скорую помощь" со стационарного телефона (в то время даже проводная электросвязь была в дефиците), вызвала бригаду, которая приехала, сделала кардиограмму и уехала. Я возвратилась в поликлинику, чтобы договориться со стационаром. И всё это время меня не отпускал страх за больного, боялась не успеть.
– Анастасия Николаевна, с высоты профессионального опыта, какие моменты оставили след в душе?
– За более чем тридцатилетнюю работу в медицине таких моментов пережито – не сосчитать! По большому счёту, каждый случай – неординарный. Страшно, когда сталкиваешься с фатальным исходом. Никогда не забуду свой первый смертельный случай: умерла сорокалетняя женщина от тромбоэмболии лёгочной артерии. Я тогда работала первый год здесь, в Юргинской больнице, разбирательство было на уровне области – приехали эксперты. Уезжая, один из врачей подошёл ко мне и сказал: "Я и сам не смог бы поставить диагноз, несмотря на то, что много лет работаю сосудистым хирургом".
– Все мы люди, и от ошибок никто не застрахован. Насколько сложно определить диагноз? Как, по Вашему мнению, сделать минимальным риск поставить неверный диагноз?
– Терапевт – это врач общей практики, он универсал, который ориентируется во всех внутренних органах. Терапевт тридцать лет назад и современный – большая разница. На службе врача сегодня УЗИ, рентгеноскопия, колоноскопия, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография и так далее. Вместе с тем проблемы есть. Если возникают трудности с диагностикой, можем направить больного на дообследование.
Опираясь на собственный опыт, скажу, порядка тридцати–сорока процентов пациентов, которые приходят к врачу, нуждаются в моральной поддержке. Они переступают порог кабинета не столько врача-специалиста, сколько врача-психотерапевта. Им надо высказаться, чтобы стало легче. Не секрет, что порой болезнь развивается у человека в голове: он думает и не может избавиться от навязчивой мысли о болезни. Справиться с психическим расстройством бывает самому не под силу. В таком случае помощь психотерапевта неоценима. В нашей больнице, к сожалению, такого специалиста нет, его роль исполняют, как правило, терапевты. На планёрках молодым коллегам, настраивая их на работу, говорю о том, что человек приходит в больницу со своей бедой, надеется на поддержку, не последнюю роль играет наше отношение к пациенту – оно должно быть доброжелательное, какой бы внутренний дискомфорт мы не испытывали. Врач должен оставлять за дверью личные проблемы.
– Вы помогаете людям справляться с болью, в том числе и душевной – ведь в жизни всё взаимосвязано. А что или кто приходит на помощь в трудные минуты Вам, помогает справиться с проблемами?
– Меня лечат мои пациенты: испытываю душевное удовлетворение, когда человек вылечивается, – настроение сразу поднимается. Лечит спорт и природа: занимаюсь периодически дома на тренажёре, летом, во время отпуска, люблю плавать на море, зимой иду в лес и встаю на лыжи. Лечат родные: ничто не может быть эффективнее простых семейных радостей! Сын и дочь живут в Тюмени. Владислав в 2008 году отучился на юриста в Тюменском университете, работает по специальности. Татьяна окончила Тюменский нефтегазовый университет, работает в банковской системе уже пять лет, сейчас находится в отпуске по уходу за ребёнком. А точнее за детьми: три месяца назад родила двух дочерей-близнецов – Сашу и Дашу. Сейчас они гостят у меня. Это такая радость!
– Вы начинали участковым терапевтом. Приехав в 1987 году в Юргу, стали терапевтом в стационаре, заведующей терапевтическим отделением, заместителем главврача по медицинскому обслуживанию и, наконец, в мае прошлого года – заведующей объединённым филиалом, в который входят две районные больницы. Анастасия Николаевна, карьера – это важно?
– Она была, скажем так, параллельно. Никогда не ставила цель подняться по карьерной лестнице. В первую очередь я врач, продолжаю практиковать, очень люблю своё отделение, которое сегодня возглавляет молодой перспективный терапевт Ксения Сергеевна Велиева. Как администратор – провожу работу с коллективом, решаю все управленческие, хозяйственные, финансовые проблемы учреждения, разбираю жалобы и обращения. (Словно в подтверждение сказанному в рабочий кабинет Анастасии Николаевны заглянул молодой врач по организационному вопросу, – прим. автора). Чтобы в наше время быть административным работником, надо быть свободным от семейных забот. Мой рабочий день продолжается, когда переступаю порог дома.
– Поиск своего жизненного пути нелёгок, при выборе профессии важно не ошибиться, чтобы не было разочарований. Ваши пожелания коллегам.
– Мне близко всё, что связано с профессией медика, это касается как радостей, так и трудностей врачебного пути. Быть медицинским работником – очень ответственно и сложно. Желаю коллегам всегда находить общий язык с пациентом и быть "доктором, которому можно верить", а не "доктором, о котором лучше не говорить".