Во-первых – ответственность. Риск – во-вторых
Есть список профессий, которые относятся к разряду героических. И в этом списке пожарные находятся если не на верхней строке, то в первой пятёрке – точно! Тридцатого апреля они отмечают профессиональный праздник. Говорят, что бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода, и как работают другие люди. Наверное, можно, но лучше не стоит – возразят огнеборцы, так как в данном сочетании идеальным объектом для наблюдений является работающий на пожаре человек. У них, готовых бороться с огнём по первому зову о помощи, на этот счёт своё – особое – мнение.
Руководитель 147 пожарно-спасательной части Владимир Николаевич Кокорин в разговоре старается не выделять кого-либо из сотрудников, аргументируя: "Сегодня пожарная служба – часть структуры МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитую научную и учебную базу. Коллектив нашей части слаженный, каждый – профессионал, иначе в нашем деле нельзя. Трудно переоценить важность того трудного дела, которое выполняют огнеборцы каждый день, нередко рискуя собственной жизнью в борьбе с самой частой и страшной по своим последствиям стихией". И всё-таки по моей настойчивой просьбе называет несколько фамилий.
Среди них – водитель Анатолий Михайлович Демидович. Не сосчитать, сколько километров намотал за это время его пожарный автомобиль, сколько тысяч тонн воды перевозил! А вернее два автомобиля, так как во время дежурства за каждым из двух водителей закреплено по две единицы техники, включая резервную.
В Юргинский район Анатолий Михайлович приехал из Казахстана в 2002 году. В своё время он отучился на водителя всех категорий автотранспорта – от А до Е, поэтому проблем с устройством на работу не было. Начинал трудиться в обществе "Кооператор А", а узнав о вакансии в пожарно-спасательной части, пришёл водителем пожарного автомобиля. Сегодня, когда за плечами пятнадцать лет работы в ПСЧ, признаётся: для него тушить пожары и спасать людей, имущество, постройки – в первую очередь ответственно, и лишь во вторую – рискованно. Объяснение простое – весь риск берут на себя бойцы, которые непосредственно ведут борьбу с огнём. Анатолий Михайлович же обеспечивает содержание пожарной техники в состоянии постоянной готовности к действиям по тушению огня, осуществляет её техническое обслуживание, на пожаре – обеспечивает бесперебойную работу узлов и агрегатов автомобиля, постоянно следит за обстановкой на месте пожара, контролирует запасы горюче-смазочных материалов и огнетушащих веществ, по мере необходимости – незамедлительно их пополняет.
У каждого из караула есть свои обязанности. Инициатива в таком деле может сослужить плохую службу. Например, поспешишь на помощь товарищу, а в этот момент возникнет необходимость в тебе, как в специалисте. Поэтому каждый без лишних слов и чьих-либо советов чётко знает – как и что ему делать. Так, диспетчер принимает вызов, определяет сложность пожара и в зависимости от присвоенного класса пожарной опасности подключает подразделения, при этом делает подряд несколько телефонных звонков в разные службы, руководству – вплоть до областного.
С первых секунд, как только поступил сигнал, одно отделение выезжает незамедлительно, даже если речь идёт просто о задымлении. Если чуть позже выяснится, что в такой помощи нет необходимости, что с ситуацией может справиться, например, сотрудник отдельного поста – если речь идёт о пожаре в поселении, то звонок по рации вернёт автомобиль обратно.
– Как водитель считаю, в пожарном деле основным является автомобиль. Какими бы профессионалами не были члены боевого экипажа, а без техники, оборудованной пожарным насосом, ёмкостями с огнетушащими веществами, средствами их подачи, никакого тушения не будет. Поэтому основная задача – чтобы приехавший на пожар автомобиль мог подавать воду. Для этого водитель должен вовремя проводить техническое обслуживание. Ежедневно при смене караула в течение получаса проверяется работоспособность всех агрегатов, их исправность, выявляются недостатки, о которых докладывается начальнику караула. Чтобы не было заминок во время боевых выездов.
– А время на сбор караула при сообщении о пожаре даётся? – не могла не спросить.
– В пределах минуты. По нормативу – это чуть более 30 секунд, за которые мы должны одеться, открыть ворота, выгнать автомобиль на улицу, сесть в него и тронуться с места. Без ложной скромности замечу, практически все и всегда укладываются в эти секунды, сдаём норматив на "отлично". Всё отработано, выполняется без лишних движений. Существует и норматив времени в пути – минута на километр.
Слушая собеседника, мысленно перефразирую выражение: огонь не прощает нерешительности и нерасторопности. В частности от того, кто управляет одиннадцатитонной пожарной машиной, зависит, насколько быстро она доставит караул к месту огня. От этих считанных минут в дороге отчасти зависит исход операции, под гул работающего двигателя водитель, как никогда остро, осознаёт тот груз ответственности, который на него возложен. А это психологически нелегко!
"Боец спит – служба идёт" – это не про пожарных. Даже если нет боевых выездов, им есть чем заняться. Чтобы сотрудники ПСЧ не теряли физическую форму и психологически были готовы к любой чрезвычайной ситуации, ежедневно проводятся занятия, на которых есть и теория, и физподготовка, и практика. Уже сегодня пожарные думают о предстоящем пожароопасном периоде, который продлится до белых мух – пока на землю не ляжет снег.
На мою просьбу вспомнить случаи пожаров из собственной практики, А.М. Демидович ненадолго задумывается. И не потому, что не помнит, а потому, что картина разбушевавшегося огня, который не так просто обуздать, характерна для всех пожаров.
– Нашумевший пожар в сосновской части Нового Тапа, когда на въезде в село за считанные даже не часы, а минуты сгорел целый околоток – несколько домов. А началось всё с того, что пожилая женщина решила сжечь на огороде мусор. Погода стояла ветреная, и огонь быстро перекинулся с мусора на бурьян заброшенной усадьбы, затем на постройки – одни, другие, третьи… Дома вспыхивали словно порох, как спички – на глазах сгорели! Не удалось спасти, несмотря на то, что были задействованы автомобили базы, отдельных постов – Нового Тапа и Шипаково. Огонь и ветер – две стихии, которые вместе – неимоверная сила, практически не оставляющая шансов на спасение.
В памяти Анатолия Михайловича день, когда за один рейс тушили сразу два пожара. Он тогда только начинал работать в пожарной части.
– Мы с Андреем Сергеевичем Царицанским ехали на усиление. В Бушуево загорелась ферма, а постовой автомобиль не справлялся, нас отправили в помощь. Спустя немного времени по рации услышали: пожар в Маркеловой, палы угрожают огнём жилым домам. Остановив пламя, говоря профессиональным языком, локализовав пожар на ферме, мы спешно отправились в деревню, где уже работали автомобили базы и володинского поста.
Вспомнил собеседник, как несколько лет назад вместе с пожарными жители Лесного отстаивали свои дома. Подошедший со стороны леса огонь тогда создавал реальную угрозу для жизни всего села. На памяти дежурства, когда в сутки насчитывалось десять–пятнадцать выездов.
Говорим о трудностях.
– В наших сельских условиях постоянно трудности с водой. Когда ставишь автомобиль, рассчитываешь на то, чтобы быть ближе к источнику воды, чтобы было, куда подсоединиться, – противопожарный водоём или просто пруд. В дороге, следуя на пожар, с начальником караула заранее проговариваем детали заправки: место, как к нему лучше подъехать, как встать. Хорошую службу служат как раз практические занятия, о которых говорил выше, пожарно-тактические учения – с выездом в сёла на пожарные пирсы.
В России издревле ценили и уважали самоотверженный труд борцов с огнём. Сами же пожарные, как правило, люди скромные, не любят помпезности и высокопарных слов. Вот и мой сегодняшний собеседник считает, что место подвигу есть везде. А к спасению на пожарах людей и строений относится как к обычной работе. Хотя не отрицает: сам факт идти в огонь за чужую жизнь, за чужое добро – говорит о самоотверженности и беззаветности людей, выбравших эту профессию.
Блиц-опрос для пожарного
– Анатолий Михайлович, в каком режиме работаете?
– Штат – более пятидесяти человек, четыре караула, в каждом – два отделения, шесть отдельных постов в поселениях, седьмой – в Северо-Плетнёво – передан в муниципалитет. График работы: сутки через трое. Кроме того, существует такое понятие, как подстраховка. Дело в том, что автомобиль рассчитан на 2,5-3 куба воды, которой хватает на 10-15 минут, а если использовать оба ствола – и того меньше. Поэтому порой возникает необходимость в дополнительных боевых единицах, и тогда на пожар выезжают все четыре автомобиля, включая резервные. На подстраховке в паре с первым караулом находится третий, со вторым – четвёртый.
– С кем служите плечом к плечу? Расскажите о коллегах.
– Вы правильно заметили – плечом к плечу. Основа нашей работы во взаимоотношениях. Что бы ни случилось, мы добросовестно будем исполнять свой профессиональный долг. Тем более что стимул для работы есть – гарантом служит сельский уклад жизни: живём в селе, где люди знают друг друга. Спасая чью-то жизнь, помним о матерях и жёнах – они наш надёжный тыл!
Непосредственно в нашем карауле – шесть человек, не один год работаем вместе. Начальник караула Серей Викторович Кауфман, командир отделения Сергей Анатольевич Белозёров, боец Анатолий Валентинович Глухих, водитель Андрей Петрович Шустиков, диспетчер Андрей Викторович Палецких. Не могу не сказать ещё и о тех, кто в составе других караулов служат более пятнадцати лет. Раньше меня пришли в пожарную часть Андрей Сергеевич Царицанский, Владимир Леонидович Яковлев, Александр Владимирович Маликов, Зуфар Васильевич Халилов, Алексей Сергеевич Трофимов, сотрудники по охране поселений Валерий Владимирович Бельский, Николай Иванович Гуськов, Сергей Петрович Коровин, Александр Николаевич Кукарских, Владислав Сражидинович Расулов, Виктор Терентьевич Григорьев, Алексей Николаевич Труфанов, Сергей Анатольевич Палецких. О каждом можно говорить много хороших слов.
– Существует в 147 пожарно-спасательной части наставничество?
– Конечно. Скажу больше, оно играет не последнюю роль. Взять водителя, специфика машины такова, что без советов более опытных коллег ему проблематично разобраться самому во всех тонкостях. Да и психологическая подготовка нужна, те же советы, как не поддаться панике, о чём думать. В своё время наставниками были нынешние ветераны, мы работали, опираясь на их опыт. В числе ветеранов Сергей Михайлович Чурин, Дмитрий Михайлович Сухорущенко, Николай Васильевич Козыро, Сергей Николаевич Коровин, Михаил Петрович Филиппов, Владимир Николаевич Коркин, Виктор Леонидович Спиридонов и другие. На смену им пришли молодые. Сегодня опытными считаются уже те, кого я, в свою очередь, вводил в курс дела. Как пример, Андрей Петрович Шустиков – трудится восемь лет, Александр Анатольевич Кульнев – двенадцать.
– Что бы Вы, как наставник, отметили?
– В экстремальных ситуациях мы становимся непредсказуемыми, порой человек безынициативный проявляет себя с самой лучшей стороны, и наоборот, активный может растеряться. Поэтому так важна работа в связке, где один другого может понять и поддержать, подстраховать и суметь подменить. Поэтому профессионализм у нас ценится намного выше, чем статус. Надо быть уверенным в том, кто рядом. Мы все разные – кто-то, как начальник караула Александр Владимирович Маликов, который прошёл Чеченскую войну, бесстрашный, кто-то, как командир отделения Андрей Сергеевич Царицанский, уравновешенный, с добрым чувством юмора, а кто-то, как Сергей Викторович Кауфман, инициативный. Но вместе мы команда, где один дополняет другого. Команда, способная добиться значительных результатов.