Экология – тема не одного года
В последнее время в обществе много говорится о наставничестве: на производстве, в предпринимательстве, в социальной сфере, в образовании. Что касается последнего, ярким примером наставничества, как способа вдохновить подростков на новое дело, на участие в исследованиях и реальных делах, является научное общество «Лесновец». Его руководитель – педагог дополнительного образования АУ ДО «Юргинский центр спорта и работы с молодёжью «Лидер», кандидат сельскохозяйственных наук Александр Владимирович Быков – умело управляет юными экологами, мотивирует их на творческую активность, побуждает к поиску решений проблем. О научном обществе «Лесновец», которое действует на базе Лесновской средней школы, мы не раз рассказывали на страницах районной газеты. Кстати, в апреле обществу исполнится двадцать лет! Жизнь не стоит на месте, и движение вперёд, свойственное ей, мы наблюдаем во всём. Много нового и интересного происходит и у «лесновцев».
Ресурсная поддержка проекта
Доступное дополнительное образование стало на уровень выше. Так считают в "Лидере". Так считают и те, кто накануне нового года участвовали в межрегиональной конференции по реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", которая проходила в конце декабря в Тюмени, во Дворце творчества и спорта "Пионер". В рамках конкурса дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности была представлена и программа "Малая академия", разработанная Александром Владимировичем Быковым. Программа удостоена Диплома, в качестве ресурсной поддержки выделено двенадцать комплектов биологических микролабораторий с микроскопами и микропрепаратами, а также цифровой микроскоп Levenhuk и методические пособия. Кстати, незадолго до конференции, в ноябре, Александр Владимирович участвовал в международном конкурсе научных и образовательных концепций и разработок "Педагогические достижения", где было представлено более 1000 работ, в основном сотрудников высших учебных заведений. Он, как автор пособия "Методическое обоснование семеноводства корнеплодных культур на учебно-опытных участках образовательных учреждений", стал лауреатом II степени в номинации "Учебное или методическое пособие".
Чтобы повысить интерес
Но вернёмся к материальной поддержке, которая всегда бывает кстати. Микролаборатория, а точнее лабораторный комплект "Окружающий мир", рассматривается как модуль лабораторного оборудования учебного кабинета естественнонаучных дисциплин и представляет собой компактную, удобную для переноски коробку с крышкой. Здесь есть пробирки, набор готовых препаратов для проведения лаборатории различных срезов, ручная лупа, спиртовка, капельница, лабораторные стаканы разной вместимости, чашки Петри, воронка, пробирочный зажим – в общей сложности порядка тридцати позиций. На лицевой стороне съёмного ложемента расположен встроенный штатив для пробирок. На место ложемента при необходимости можно установить набор микропрепаратов. Данные комплекты, по словам А.В. Быкова, могли бы пригодиться на уроках, например, биологии, когда в школьном курсе осваиваются и закрепляются основные умения и практические навыки общения с живой природой.
– В рамках деятельности научного общества "Лесновец" будем использовать их для лабораторных исследований с начинающими экологами. Так, летом на базе пришкольных лагерей с детьми начального звена можно проводить разнообразные опыты. Наглядность и доступность позволяют повысить интерес к той же биологии, развить практические умения и навыки и, в конечном счёте, улучшить качество знаний. Что касается старших ребят, более подготовленных, незаменим будет микроскоп Levenhuk, он цифровой, с выходом на ноутбук, а значит и на большой экран через видеопроектор, – поясняет Александр Владимирович. – К тому же фото рассматриваемых под микроскопом предметов можно фотографировать и оставлять в памяти компьютера.
В лучших традициях научного общества "Лесновец"
"Лесновец" сегодня взаимосвязан с основными кружками, которые функционируют на базе Центра спорта и работы с молодёжью "Лидер", – "Малая академия", "Орлёнок", "Хранители природы". Из 55 школьников, занимающихся в "Лидере" по эколого-биологическому направлению, 30 – "лесновцы".
– Все мои воспитанники – ребята увлечённые, одарённые, занимаются в научном обществе по собственному желанию. Так было всегда. Случайно пришедшие – по настоянию родителей, за компанию, из праздного любопытства – отсеиваются на первых порах. Остаются те, кому действительно это интересно. Отчасти этим объясняются высокие достижения, которых добиваемся из года в год на конференциях, фестивалях, конкурсах различного уровня, вплоть до международного, – замечает Александр Владимирович. – Сегодня в "Лесновец" входят тридцать человек. Это ребята как Лесновской школы, так и Юргинской.
И собеседник называет имена тех, кто занимается в научном обществе, являясь при этом учеником Юргинской школы: Надежда Моисеева, Максим Кукарских, Александр Коровин, Елена Налобина, Екатерина Иванова.
Александр Владимирович, замечу, человек фанатично преданный своему делу, а потому работает с ребятами практически ежедневно, захватывая выходные. По субботам порой организуются походы или экскурсии, по воскресеньям проходят заседания учёного совета, на которых актив решает организационные вопросы, либо ребята занимаются серьёзными исследованиями, либо идёт индивидуальная работа по подготовке к предстоящему областному или всероссийскому конкурсу. На данный момент, например, две работы представлены на областном конкурсе "Подрост", их авторы – Надежда Моисеева и Елена Налобина. Напомню, в прошлом году в данном конкурсе участвовало трое ребят – Надежда Моисеева, Ярослав Чепчугов и Марина Угренинова, заняли два первых и одно третье места. Надю пригласили в Москву на заключительный этап, откуда она приехала с дипломом финалиста, став седьмой на уровне России.
– Есть выпускники школы, которые поддерживают нашу научно-исследовательскую деятельность. Мы, в свою очередь, поддерживаем связь со студентами Тюменского государственного университета и Государственного аграрного университета Северного Зауралья. Как пример, выпускница аграрного университета прошлого года Ксения Логинова, которая занималась в НО "Лесновец" восемь лет, свою дипломную работу делала на базе родного общества, непосредственно нашего учебного участка. Защитила её так блестяще, что присутствовавшие преподаватели госуниверситета предложили ей поступление в магистратуру именно ТГУ. Но, к слову, своё обучение она продолжила в аграрном вузе, – не без гордости констатирует руководитель. – Стараемся разрабатывать свои методические пособия, которые применяем при выполнении серьёзных научно-исследовательских работ в области сельского хозяйства, микологии, общей экологии, ботаники, зоологии и других смежных предметов эколого-биологического цикла.
О форуме "Зелёная планета"
Одним из значимых событий Года экологии собеседник считает прошедший весной международный форум "Зелёная планета", который был организован на базе Тюменского детского оздоровительно-образовательного лагеря "Алые паруса". Организатор – государственное автономное учреждение дополнительного образования Тюменской области "Дворец творчества и спорта "Пионер", а точнее сотрудники эколого-биологического отделения во главе с заведующей Светланой Леонидовной Максимовой, аспирантом Тюменского областного государственного института развития регионального образования.
– Что касается основной цели форума. Приветствуя участников, Светлана Леонидовна говорила о том, что необходимо привлечь внимание общества к природоохранным вопросам, и выразила надежду, что проект научит подрастающее поколение бережнее относиться к окружающему миру, ведь даже самый юный участник форума может внести свой вклад. Была подготовлена обширная конкурсная программа по различным номинациям. В рамках конкурсов репортажей, театрализованных постановок, коллекций одежды ребята предлагали пути решения экологических проблем. К слову, наша команда Центра "Лидер" заняла третье место. Желающие смогли посетить не только защиту конкурсных работ, но и выставки, мастер-классы, – рассказывает Александр Владимирович. – Компания Coca-Cola HBC Россия провела презентацию, в ходе которой особое внимание уделялось природоохранным проектам. Например, компанией была запущена федеральная программа "Разделяй с нами", которая направлена на продвижение культуры и практики раздельного сбора отходов.
С сожалением собеседник говорит о том, что на форуме не было представителей власти. А ведь уровень мероприятия был высоким, свидетельство тому – участниками форума стали известные в области экологии педагоги, именитые профессора и доктора наук из Германии, Белоруссии, Казахстана. Не говоря уже о России, которую представляли жители 26 муниципальных образований Тюменской области, а также Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Санкт-Петербурга, Кирова, Краснодарского края, Омской, Вологодской и Свердловской областей, Пермского края.
– В эти же дни в рамках международного экофестиваля "Сохраним нашу Землю", посвящённого 65-летию образования юннатского движения в Тюменской области, прошла презентация природоохранных территорий, где делегации поделились информацией по теме: "Моя природоохранная территория". Участники мероприятия под руководством аспирантов Тюменского государственного университета работали над социальными проектами. Состоялась установка памятника 65-летию юннатского движения, – дополнил А.В. Быков рассказ о самых важных событиях Года экологии.
Лесосбережение: отдельной строкой
Несмотря на то, что Год экологии закончился, вопросы состояния окружающей среды не должны потерять актуальность. Так считают экологи, в том числе и юные защитники природы из общества "Лесновец", и их научный руководитель.
– За прошедший год лично я каких-либо серьёзных подвижек в плане экологии не увидел. Ни на районном уровне, ни на всероссийском. Даже то, что было, считаю, это скорее показательные мероприятия, те же лесопосадки, разовые акции по сбору мусора и так далее, – откровенно признаётся Александр Владимирович Быков. И приводит исторические факты: – Юргинский район всегда славился лесными массивами. В советское время Таповский и Лесновский леспромхозы вели заготовку красного леса в количестве миллиона кубометров. Эти данные записаны в Большой советской энциклопедии. А с 90-х годов, когда на смену социалистическому строю пришла демократия, практически все наши леса перешли в пользование арендаторов. И что мы имеем? Если раньше заготовка велась целенаправленно, был жёсткий контроль по соблюдению всех требований, согласно которым богатые ягодой и боровой дичью сосновые леса не трогали, то сейчас, с приходом арендаторов, эти леса вырубаются, уничтожаются. Причём не жалеют даже 30–40-летние сосёнки, которые мы называем карандашами. После вырубки же никакой уборки не ведётся, в результате лес постепенно захламляется. Появляется много различных древоразрушающих организмов, которые распространяются на соседние участки. Ситуация очень плачевная.
И Александр Владимирович с болью констатирует тот факт, что сосновые боры в окрестностях села Лесное на грани исчезновения, под вырубку отведён даже тот лесной участок, где находится база научного общества "Лесновец".
– Этот сосновый бор, где ребята проводят свои исследования и наблюдения, и об уникальности которого знает всё население – от старожилов до детей, просто прекратит своё существование.
Что в такой ситуации могут сделать "лесновцы", не могла я не спросить.
– Проводим мероприятия по очистке лесов от различного мусора, боремся с насекомыми-вредителями и древоразрушающими грибами – собираем их и сжигаем, чтобы они не губили здоровые деревья. Ведём агитацию. Организуем акции, например, "Самая чистая улица", когда рекомендовали односельчанам спилить старые тополя, поставить мусорные контейнеры. Кстати, администрация сельского поселения пошла нам навстречу, прислушалась к пожеланиям, в результате Лесновская территория стала первой, где на улицах появились мусорные баки. Вносим, таким образом, свою лепту в оздоровление экологического состояния природы родного края.
То есть юные экологи ведут практическую деятельность. А ещё… надеются на человеческое благоразумие. Параллельно с вырубкой должны обязательно проводиться работы по лесовосстановлению. Да и сама вырубка должна быть в разумных пределах: не всё надо измерять деньгами, а крылатую фразу "лес – наше богатство" не ассоциировать с материальной прибылью.