В слове "класс" – шестнадцать "я"
Что первостепенно для классного руководителя в плане воспитательного процесса? Не ошибусь, если скажу, сплочённый детский коллектив. И формируется он, как только малыш переступает порог школы в качестве ученика, – в первые месяцы, даже дни. А ещё важно, чтобы детей во всём поддерживали родители. Поэтому Светлана Петровна Котяхова, классный руководитель первого класса Лесновской средней общеобразовательной школы, много времени уделяет вопросам взаимодействия с семьёй.
"Какаду" – по принципу "все за одного"
Несмотря на то, что сегодняшние её ученики, а это шестнадцать ребят, только начинают свой путь в страну знаний, они уже ощущают себя командой. И это проявляется во всём: от оформления кабинета, где каждый вносит лепту – будь то рисунок, аппликация или поделка из природного материала, до игр всем классом во время перемены. Кстати, достаточно посмотреть на уголок с детскими поделками в классном кабинете, чтобы иметь представление об юных творческих талантах. Здесь есть целая звериная компания из пластилина, объёмная аппликация с использованием декоративных лент "Балерины" – результат кропотливого труда Любы Налобиной, объёмное бумажное панно в подарок маме от Максима Макарова, открытка с элементами бумажной поделки в виде чашки с пакетиком чая, сделанная Ульяной Вдовиной, цыплёнок из обычной пластмассовой упаковки от киндер-сюрприза, которого смастерила Катя Кузнецова, и много других оригинальных поделок.
– Дети пришли ко мне в класс подготовленные, они сразу умели вырезать, клеить, обводить, за что спасибо детскому саду и, безусловно, родителям – моим главным помощникам во всём. Видели бы Вы наш кабинет в начале учебного года! – блеск в глазах учительницы говорит о многом. – Он больше напоминал осенний лес: яркий, сочетающий в себе самые разные цвета – лиловый, багряный, золотой… И это была инициатива родителей, их исполнение. Лично для меня это был красивый оригинальный сюрприз, посмотреть на который приходила вся школа.
Светлана Петровна показывает сшитый флаг с изображением какаду и ламинированные красочные фишки-жетоны – необходимый для конкурсов и соревнований атрибут. Всё это, включая девиз и поимённый состав класса в стихотворной форме, – результат творческой фантазии мам и пап. Почему попугай? Он является символом класса (по наследству передалось с детского сада). В классном уголке так и написано: отряд "Какаду". А девиз: не дадим друзей в беду. И родители, и дети обещают следовать данному девизу на протяжении одиннадцати школьных лет, вплоть до выпуска.
– Порой классные руководители сетуют на то, что трудно привлечь кого-либо в родительский комитет. В классе с этим проблем нет. Наоборот, активность зашкаливает! – добродушно смеётся собеседница. И называет фамилии входящих, а точнее будет сказать пожелавших состоять в родительском комитете класса мам: – Председатель родительского комитета и "генератор творческих идей" Алёна Николаевна Самойлова, Ирина Николаевна Налобина, Наталья Викторовна Дмитриенко, Анна Михайловна Рякишева, Мария Владимировна Чиркова, Марина Викторовна Рогозина – молодые, инициативные, энергичные, с множеством идей.
Мастер-классы от бабушек
Как открываются двери в школу, знают не только мамы и папы, но и бабушки. Так, Людмила Анатольевна Плёнкина, бабушка Варвары Самойловой, работала в своё время медицинской сестрой, а сейчас приходит в школу, чтобы научить первоклашек умению бинтовать – как минимум, как максимум – оказывать первую помощь при травмах.
Частый гость первоклассников – бывший директор школы и учитель химии, а нынешний председатель первичной ветеранской организации села и ветеран педагогического труда Вера Андреевна Шулятьева. Она предлагает для класса проекты, которые классный руководитель и родители воплощают в жизнь, проводит с малышами беседы на этические темы, готовится с ними к праздникам – учит делать своими руками сувениры, открытки. Дети ждут Веру Андреевну с нетерпением, а секрет её популярности – в интересной подаче информации и… пирогах! Она никогда не приходит с пустыми руками, обязательно приносит собственную выпечку к чаю. Пирожки с повидлом – прозвучал от детей заказ на очередную встречу.
На входных дверях в класс в последние дни уходящего года можно было видеть ёлочку, на ветках которой – разноцветные игрушки. Новогоднее деревце – совместная работа детей, как и процесс его украшения: поместить игрушку на зелёную красавицу можно было только после того, как сделаешь доброе дело, например, получив её за хорошее дежурство по классу. А ещё в преддверии Нового года ребята писали письма, в которых просили Деда Мороза исполнить их желания. Обе идеи подсказала Вера Андреевна Шулятьева.
– В роли Деда Мороза выступают родители, – с улыбкой рассказывает Светлана Петровна, – им исполнять мечты своих детей. Кто-то пожелал говорящую собачку, куклу, мешочек конфет, кто-то – лыжи, а кто-то – планшет.
Выражать своё "Я"
Говорим о взаимодействии с социумом. В списке учреждений, с которыми тесно сотрудничает первый класс, – сельский Дом культуры. На выставках декоративно-прикладного творчества, оформленных в фойе, можно увидеть и работы учеников Светланы Петровны Котяховой, дети участвуют в конкурсах, проводимых учреждением культуры. Если заглянете в список участников праздничных концертов СДК – вновь прочтёте имена первоклассников, они и певцы, и танцоры. В частности Ульяна Вдовина, Варвара Самойлова, Артём Мурнев, Дмитрий Николаев, Анна Чиркова, Татьяна Стасевич и другие – постоянные участники хореографических номеров.
– Наши мамы – замечательные рукодельницы, к каждому танцу они шьют ребятам сценические костюмы: для аргентинского танго – экспрессивные, из чёрной ткани с ярко-красной кружевной отделкой, для русского-народного танца – весёлые, цветастые, для морского – с беретом, полосатой бело-голубой отделкой, – констатирует классный руководитель.
Чтобы не быть голословными, танцевальный квартет тут же продемонстрировал свои хореографические способности, а Ульяна даже на шпагат села. Вот такие молодцы!
"А как относитесь к интернету?" – спрашиваю у класса. И получаю ответы: "Мне папа не разрешает", "Люблю мультики смотреть, особенно "Щенячий патруль" и "Фиксики". "А мне мама показывает в интернете поделки других ребят", "Я не сижу за компьютером, играть в снежки интереснее", "Мне нужен интернет, захожу на "Учи.ру", участвую в олимпиадах". Последний ответ вызвал оживление в классе. Детский образовательный портал обучения детей при помощи интересных игровых заданий и задач "Учи.ру" оказался востребованным моими юными собеседниками. Оказывается, многие ученики Светланы Петровны при поддержке своих родителей получают дополнительные знания по школьным предметам в интерактивной форме, выполняют олимпиадные задания, оформленные в виде флеш-игр – отчасти в этом кроется интерес детей, ведь они так любят играть! Та же математика перестаёт быть для них скучной и выглядит очень завлекательно…
– Мы участвуем во всех школьных конкурсах, за что получаем грамоты и дипломы, – не без гордости за своих воспитанников говорит Светлана Петровна. И вновь подчёркивает активное участие родителей в процессе обучения и воспитания. Причём роль папы классный руководитель считает не менее важной, чем роль мамы. – Михаил Михайлович Чирков, Юрий Юрьевич Воробьёв, Геннадий Алексеевич Стасевич, Максим Сергеевич Самойлов, Михаил Андреевич Мурнев, Александр Николаевич Налобин, Сергей Владимирович Николаев, Александр Владимирович Вдовин, Михаил Аркадьевич Шелудков,– наши папы служат хорошим примером отцовства. Наши мамы – Анна Михайловна Рякишева, Марина Викторовна Рогозина, Ирина Николаевна Воробьёва, Наталья Викторовна Дмитриенко, Анастасия Леонидовна Мурнева, Наталья Николаевна Николаева, Алёна Николаевна Самойлова, Наталья Викторовна Шелудкова, Любовь Борисовна Кузнецова, Анна Александровна Стасевич – первые помощники в школе. Даже если кто-то из родителей в силу обстоятельств не так активен, он обязательно интересуется жизнью ребёнка и в целом класса, посещая родительские собрания.
К труду и обороне – готовы!
На мою просьбу поднять руки тем, кто любит физкультуру, практически все ребята откликнулись. А некоторые подняли сразу две руки!
– Аня Чиркова с родителями, Михаилом Михайловичем и Марией Владимировной, и младшей сестрёнкой выступали в районном соревновании "Мама, папа, я – спортивная семья". В прошлом году они представляли детский сад и были третьими, в этом году защищали уже честь класса, привезли кубок и грамоту за второе место. Многие сдали нормы ВФСК "ГТО": на серебряный значок – Дима Николаев, на бронзовый – Антон Назаров, Ульяна Вдовина, Анна Чиркова, Настя Шелудкова, Люба Чилимова, Валера Рякишев, – перечисляет спортивные достижения учитель. – Нужно было в один день сдать бег 30 метров и один километр, выполнить сгибание рук в упоре лёжа, наклон туловища вперёд, прыжок в длину с места, метание мяча в цель, в норматив входило также смешанное перемещение – ходьба чередуется с бегом – на расстояние в полтора километра. Нагрузка достаточно серьёзная, сдать нормы сложно, согласитесь. Детям помогает то, что физкультура для них не столько урок, сколько любимое занятие. Порой моих первоклассников можно во время перемены застать в спортзале, где они играют с мячом, прыгают на скакалке, занимаются на перекладине.
После общешкольных мероприятий – спортивных соревнований и конкурсных программ – детей в классе всегда ждёт сюрприз, родители накрывают для них сладкий стол. Чаепитие становится традицией. Памятен торт, который Марина Викторовна Рогозина испекла в виде лесной полянки, где большой гриб стоял в окружении шестнадцати маленьких грибочков. Смотрю на его фотографию в мобильном телефоне Светланы Петровны и понимаю, почему символом класса стал какаду. У этого вида попугаев особенно развито чувство коллективизма. Они никогда не оставляют своих собратьев в беде, живя по принципу: один – за всех, все – за одного.