У истории нет сослагательного наклонения

Римма Степановна Чалкова. При упоминании этого имени много сердец наполнятся благодарностью. Сколько учеников осваивали сложную науку математику под её началом – не сосчитать! В этом году её, педагога первого корпуса Юргинской средней общеобразовательной школы, имеющего Грамоту департамента образования и науки Тюменской области, отмеченного знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации», удостоенного звания «Ветеран труда», получившего в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Президентский грант и вошедшего в число лучших учителей России, будут чествовать в числе юбиляров на августовской педагогической конференции. Я не была ни ученицей Риммы Степановны, ни её коллегой, однако было достаточно откровенного разговора, искренности во взглядах, чтобы понять, какой она удивительный человек. Но, всё по порядку...

Мечта с детства

Деревня Дербень Голышмановского района – первое, что всплывает в памяти собеседницы при слове "детство". Туда вели все дороги: даже находясь за много километров, будучи ученицей Королёвской основной школы или Голышмановской средней, студенткой Ишимского пединститута или молодым специалистом, работавшим по распределению в незнакомом Юргинском районе, Римма Торопова мысленно возвращалась в родительский дом. Папа – колхозный механизатор, мама долгое время тоже трудилась в колхозе, затем была продавцом в магазине.

– Росла в большой семье, у меня было четыре брата и сестра. Историю родных узнавали по рассказам мамы и папы, когда все вместе стряпали пельмени. Любимым блюдом была запечённая в печи или жареная картошка с парным молоком. Как и у всех представителей нашего поколения, были октябрятско-пионерское детство и комсомольская юность. Участвовала в художественной самодеятельности, любила петь. Вспоминается жизнь в Королёвском интернате: двадцать кроватей в одной комнате, выполнение домашнего задания на чемоданчике, лежащем на коленях, – картину за картиной память рисует то время, "когда деревья были большими". – Но, несмотря на условия, учились с желанием, с интересом. Одинаково хорошо осваивала все предметы. А выбор сделала в пользу математики, всегда любила точность, конкретность. Что касается педагогики, вариантов не было: мечта с детства!

Со школьной скамьи берут начало и отношения с мужем Георгием Григорьевичем. Они были одноклассниками. Не потеряли друг друга, покинув стены школы. Выдержали проверку и временем, и расстоянием. После четвёртого курса сыграли свадьбу. Распределение в Юргинский район получила не выпускница-отличница вуза, а супружеская пара. И даже не пара, а семья, потому что к тому времени своего появления на свет ждала старшая дочь Марина.

– Год окончания института – 1979. Меня оставляли на кафедре с последующей учёбой в аспирантуре, надо было делать выбор: карьера или семья. Выбрала второе, отказалась от предложения, решив, что наука – это не моё. Во время распределения на выбор предложили несколько районов. Почему Юргинский? Тогда здесь заведовал районным отделом образования Виктор Николаевич Колычев – бывший директор Королёвской школы. Как добирались сюда по бездорожью – история отдельная!..

Адрес – Юргинский район

Первое время работала в Бушуево. В малокомплектной школе, что сейчас, что раньше, учителя – универсалы, которым под силу вести любой предмет, причём не один, а сразу несколько. Вот и Римма Степановна, отдав Марину, которой не было и года, в детский сад, учила ребят не только решать арифметические уравнения и доказывать теоремы геометрии, но и преподавала химию, пение, была пионервожатой.

– То время – самое памятное, – признаётся она, – потому что это было начало: первые самостоятельные уроки, первые проверки тетрадей, первые организованные мною внеклассные общешкольные мероприятия. И, конечно, первые мои ученики – Саша Агеев, Таня Колобова, Гена Лопарев, Света Агеева-Лопарева, Коля Гуськов… Как учитель пения, руководила хором, пели а капелла – получалось неплохо, выступая на районном фестивале с песней "Раненая птица", Саша Агеев тогда солировал, вошли в число победителей.

Ожидание прибавления в семье Чалковых внесло коррективы: решили быть ближе к родителям. Татьяна родилась в Голышманово. Год жили на родине. Но, видимо, от судьбы не уйдёшь. Звонок начальника РОНО Валентины Константиновны Зарывных раз и навсегда решил дилемму: Римма Степановна не смогла отказаться от предложенного места в Юргинской первой школе и квартиры в учительском доме.

– Меня вызвали на переговоры в сельсовет – тогда стационарные телефоны были редкостью, не говоря уже о мобильных, – вспоминает собеседница. И с улыбкой продолжает: – Вся моя решительность не покидать родных мест куда-то испарилась, стоило только услышать голос Валентины Константиновны. Она умела найти нужные слова, убедить!

Квартира, несмотря на отсутствие благоустройства, для молодых супругов была райским уголком, роскошью. От одной мысли, что у них есть своё жильё, поднималось настроение, сердце наполнялось радостью. А принести с улицы на второй этаж ведро воды для питья или даже флягу для стирки – какая проблема?

Пример – старшие коллеги

Директор школы Таисия Николаевна Ефимова, присмотревшись к молодой учительнице, увидела в ней потенциал: не прошло и двух лет, как Римма Степановна была назначена завучем. Вместе с Ниной Николаевной Пинигиной занималась организацией всего учебно-воспитательного процесса.

– Нина Николаевна помогала моему становлению административного работника, учила методике, посвящала во все тонкости деятельности завуча. Надо заметить, коллектив преподавателей был сильный, работоспособный. Для нас, молодых, пришедших после института, примером были старшие коллеги – асы педагогики – Галина Константиновна Перевалова, Ирина Ивановна Горяева, Мария Николаевна Коровина, Глафира Кузьминична Цалко. Жизнь била ключом, мы старались успеть везде, участвуя в художественной самодеятельности, работе агитбригад. А какие спектакли ставили! Ездили с ними по сёлам района. Несмотря на то, что у всех были семьи, маленькие дети. Наше поколение, которым сегодня пятьдесят–шестьдесят лет, было лёгким на подъём. Да и сейчас, как в песне поётся, тряхнём стариной…

И собеседница рассказывает о хорошей традиции, которая с недавних пор сложилась в школе: чествование пенсионеров-юбиляров. Оно проходит с номерами художественной самодеятельности, тепло и душевно.

Память – в фотографиях

– Юргинская школа всегда была многочисленной, до пяти параллелей в классах, бывало, насчитывалось, соответственно, и медалистов-отличников было много, – возвращаемся к педагогической деятельности, подобные воспоминания, как бальзам для педагога. – Мой стаж подходит к сорока годам, не одно поколение выучила. Есть примеры, когда моей ученицей была мама, а спустя годы, преподаю математику сыну. Например, Татьяна Колобова и Женя Дюрягин.

Свой рассказ Римма Степановна подкрепляет коллективными фотографиями своих учеников. Они, как и семейные снимки, аккуратно хранятся в альбомах.

– А вот подарок выпускников 2004 года, – и она, взяв в руки очередной фотоальбом, бережно начинает листать его страницы. – Мой замечательный 11 "А"! Они назвали себя цветочками, а меня садовником.

Ребята подошли творчески: не просто разместили любительские снимки с мероприятий, а сделали к ним подписи, в стихотворной форме написали о каждом. Не без юмора! Здесь и пожелания любимой учительнице, и обещание оправдать её надежды, и, конечно, признание в любви. Есть страничка "Минутка откровения", читаю выдержки из неё: "Наш класс во главе с самым лучшим классным руководителем – Риммой Степановной Чалковой – самый сплочённый и дружный коллектив. На протяжении шести лет мы общались и создавали свой маленький мир, свою школьную семью…", "…пережили не один школьный вечер, не один турслёт, не одну ярмарку, не один день здоровья…", "…спасибо за Ваше чуткое руководство нашим не всегда спокойным классом". А ещё есть уникальная страничка "Фотосессия для газеты "Призыв".

– И где они только нашли эту вырезку из газеты? Даже у меня такой нет! Сохранили, подарили, – и тёплая улыбка благодарности озарила лицо собеседницы.

Для Риммы Степановны нет ничего дороже таких подарков. Никакая грамота не заменит искренних слов учеников! Да и, по большому счёту, следуя изо дня в день – и так на протяжении многих-многих лет – знакомой дорогой из дома в школу, она не думала ни о каких званиях и наградах. Просто любила свою работу…

Пресс-опрос для педагога

– Прежде чем учить, надо научиться самому. Чем памятны студенческие годы?

– Они были ярким периодом моей жизни. Когда училась в Ишимском пединституте, практиковались факультеты общественных профессий. Я посещала дирижёрско-хоровое отделение. Занималась спортом, нравились лыжи. На общественных началах была заместителем секретаря комсомольской организации института по идеологии.

Как депутат Ишимского городского совета, отстаивала интересы студентов своего вуза. Кстати, тогда единственный раз побывала за рубежом. Это была осень – начало пятого курса, меня от Тюменской области включили в состав советской делегации, которая ездила в Прагу, столицу Чехословакии, на второй всемирный слёт студентов социалистических стран. Помню всё детально: как секретарь зашла в аудиторию – единственную в институте в виде амфитеатра – и сообщила, что меня отобрали среди множества кандидатур; как девчонки всем общежитием собирали в поездку – кто юбку принёс, кто блузку; как в Москве нас, приехавших с разных уголков Советского Союза, разместили в поезде, в отдельном вагоне. Студенты – народ неугомонный, творческий, позитивный, инициативный, а потому в дороге не скучали – фонтанировали идеями, пели, ставили сценки, рассказывали весёлые истории… Слёт запомнился не столько выступлениями на пленарном заседании и докладами, сколько общением. Мы понимали друг друга, несмотря на то, что не всегда с нами были переводчики, а сами мы языков не знали. При неформальном общении моими собеседниками были болгары и кубинцы, которые хотя и не говорили на русском языке, но понимали его. И даже пели под гитару наши песни, причём не популярные, а абсолютно незнакомые, бардовские.

– Педагог видит продолжение себя в воспитанниках, учениках. Это действительно так?

– Сорок три года назад решающую роль в выборе профессии сыграл авторитет учителей математики. В свою очередь, старалась привить любовь и интерес к науке своим ученикам. Назову некоторых преемников. Это один из первых моих выпускников Андрей Борисович Борболин – выпускник математического факультета ТГУ, который вернулся в родную школу преподавателем. Если раньше я учила его, то сейчас он, как коллега, меня поддерживает, помогает порой справиться с ситуацией, настраивает психологически. Физико-математический факультет Ишимского пединститута окончила Татьяна Рожкова. Своей преемницей видела Ирину Яковлеву, которая сегодня работает в отделе образования.

Если говорить о роли классного руководителя. Роль учителя в воспитании подрастающего поколения возросла, когда не стало пионерии, канул в Лету комсомол, а на смену не создавались организации. А кому заполнять эту пустоту, если не педагогам? Старалась быть ребятам примером. Всегда дорожила общением с ними вне рамок урока. Считаю, что оно взаимообогащающее: мы учим детей, а они – нас. И это замечательно! Вспоминаю свой первый выпуск – 1999 года: Ваня Усиков, Серёжа Фёдоров, Володя Шевелёв, Рома Барышев, Юля Сергеева, Лена Гилёва, Шынар Кусаинова, Женя Палецких, Рита Церцвадзе, Ольга Ващенко, Олеся Самец и другие. Мы ходили в походы, проводили зимние выходные дни на лыжах, весело, с интересом готовились к внеклассным мероприятиям. Принимала их проблемы близко к сердцу. Сейчас, с высоты возраста, понимаю, как они мне дороги.

Дорог выпуск 2004 года, которых вела с пятого класса по одиннадцатый. Это мои родные Саша Коровин, Артём Москвин, Оля Ефимова, Лена Сметанина, Катя Полякова, Аня Штраух, Таня Одинцова, Алёна Чемакина, Саша Прокопьев, Лёша Кузнецов, Катя Полякова, Настя Кокорина… Они были первыми, кто сдавал ЕГЭ. Затем были выпуски 2008 года, 2011. Следующий будет в следующем году – думаю, он станет завершающим.

Встречаясь с уже повзрослевшими и возмужавшими своими учениками, ищу в них сходство с теми – юными и неопределившимися, они для меня всегда останутся Сашеньками и Леночками.

На собственном опыте убедилась: поколения учеников отличны друг от друга, но у каждого поколения есть схожие черты. Так, первые мои ученики – более эмоциональные, трепетные, а современные, которых называют компьютерным поколением, – прагматичные.

– Говорят: учитель – это образ жизни. Когда работа на первом месте, без поддержки семьи не обойтись. Кто поддерживает Вас?

– Георгий Григорьевич у меня – золотой человек. Он всегда следовал за мной, создавая условия для работы и отдыха, поддерживал, с пониманием относился к моей постоянной занятости. Благодарна супругу за то, что никогда не упрекал меня за не приготовленный обед, за не пришитую пуговицу. У нас трое детей. Старшая Марина окончила Юргинскую школу с серебряной медалью, окончила математический факультет Тюменского государственного университета – отделение "Информационные системы в бизнесе", трудится в одном из научно-исследовательских институтов заведующей лабораторией, старший научный сотрудник. Младший Павел окончил Тюменский нефтегазовый университет, факультет геологического исследования нефтяных скважин, живёт в Нижневартовске, работает по специальности. Средняя Татьяна живёт с нами.

Трое внуков. У Марины – четвероклассник Антон, отличник, и Катюша, которой в октябре исполнится шесть лет. У Паши – дочь Анюта, скоро отметим ей три года. Лето – это пора общения с внуками. Стараюсь использовать каждый свободный день с максимальной пользой, когда они в гостях.

– Ваши увлечения?

– Люблю цветы. Всегда много сажу. Есть любимые – хризантемы, ромашки. Мы с Гошей поженились 28 июля 1978 года, с тех пор редкий год он не дарит мне в этот день ромашковый букет. С удовольствием занимаюсь огородом. Выращиваю фрукты-овощи, нравится сам процесс ухаживания. Чего нельзя сказать о переработке.

– А мечты?.. Сбываются?

– К счастью, да. Хотелось побывать на море. Но всегда находились причины, и поездка откладывалась. Наконец, в 2006 году Марина, тогда уже выпускница университета, купила мне путёвку в Сочи, в санаторий "Белые ночи", и чуть не силой отправила на отдых. А ещё через пять лет посчастливилось съездить в Анапу – вновь благодаря дочери.

Мечтала с детства увидеть Ленинград. И эта мечта осуществилась – три года назад я побывала в Санкт-Петербурге вместе со школьными коллегами. Нас было двенадцать человек – коллектив из учителей и родителей. Город не обманул ожиданий, и погода не подвела. Это было незабываемо!

Я счастливый человек: мой дом – в родном Тюменском крае, работа педагога – моё призвание, люблю и любима мужем, детьми, внуками. С высоты прожитых лет могу сказать: надо уметь радоваться каждому дню, ценить тепло семейного очага, ценить время, проведённое с родными. Ты живёшь – это уже счастье!

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "педагог"