Танцующие ангелы, или Мастер-класс от Чашковой Юлии

Ей самой ещё очень хочется танцевать! Неслучайно в первой хореографической композиции, посвящённой Дню Матери, она – вся в белом, с младенцем на руках – поднимается на сцену из зрительного зала, олицетворяя святое и вечное со времён Богородицы материнство. В кругу маленьких ангелов кружит на сцене.

Полтора года назад преподаватель школы искусств Юлия Викторовна Чашкова набрала группы ребят хореографического отделения в Юргинской школе искусств. С этого времени изменилось и содержание танцевальных номеров, с которыми выступает школа искусств, и копилочка солидных наград существенно пополнилась. Танец обрёл форму лиричных, светлых и выразительных композиций. Созданы за неполные два года несколько сказок и музыкальных мини-спектаклей: "Летучий корабль", "Дюймовочка", "Я рисую этот мир", "Каникулы в Простоквашино", в качестве постановщиков танцев выступили Юлия Викторовна Чашкова и Владимир Владимирович Казанцев – талантливые преподаватели школы искусств. В этих разножанровых композициях и музыка, и танец, и вокальные номера, и юмор, и гротеск, и театрализация. Вечные мотивы и детские эмоции и чувства выражены посредством танца и пластики.
В минувшем году чудесные танцевальные композиции школы искусств увидели жители Юрги, посёлка Строителей, села Володино. Чудесные, в моём понимании, – это нечто романтическое, детское, яркое, разноцветное, непосредственное, живое.

Директор школы искусств Ольга Николаевна Арсентьева говорит, что в этом смысле коллективу повезло: хотелось привлечь интересных, ярких, увлечённых, талантливых педагогов со свежими идеями к работе с детьми, и это получилось. Весь коллектив такой. А в случае с Юлией Викторовной Чашковой везение обоюдное. Сама она считает, что ей повезло со школой искусств. Словом, всё взаимно. Танцующий педагог, творческий, ответственный, успешный.

Впрочем, она предпочитает больше говорить о детях. О том, что это уникальный материал, из которого можно вылепить всё, что угодно. А её юные танцоры просто замечательные. Юля и Даша Колычевы стали лауреатами Всероссийского конкурса "Танцующая радуга". И юные воспитанницы, и молодой хореограф удостоены дипломов лауреатов первой степени. Дуэт "Две половинки" с таким размахом обретает популярность! На зональном фестивале учащихся школ искусств "Ступеньки мастерства" сёстры-близняшки стали победителями. И ещё одна победа Юлии Викторовны и дуэта "Две половинки" – Всероссийский конкурс молодых балетмейстеров "Тюменский звездопад". Награды, цветы, подарки, поздравления коллег и родителей – такой огромной непередаваемой радостью запомнится Юлии Викторовне ушедший год.
Второе счастливое событие, важное для неё лично, – возвращение в альма-матер. Она заново поступила учиться в Тюменский институт культуры на заочное отделение современного танца. На бюджетное место. Безусловно, удача! Уже назавтра после нашей встречи Юлия Викторовна уезжала на первую сессию. Считает, что обучение – по первому образованию она педагог дошкольного образования – позволит подняться на ступень выше и постичь знания, на основе которых сформируется нечто новое. Что именно и в какие новые формы творчества это выльется, говорить, наверное, рано. Но хочется верить, что для Юрги танцующей это станет обретением.

Блиц для педагога: танец – это я


– Юлия Викторовна, эти замечательные Ваши успехи и Ваших воспитанниц, чем обусловлены, как считаете?


– Моим стремлением добиваться лучших результатов. Для меня танцы, моя работа – главное, и я от детей требую того же. Не допускаю занятий и репетиций в полсилы, в полноги. Не допускаю работы без настроения. Плохое расположение духа, отрицательные эмоции мы оставляем за стенами школы.


– Идея принять участие в региональном и всероссийском конкурсах кому принадлежит?


– Администрация школы "держит руку на пульсе". Смело берётся за любые инициативы. Верит в нас. Это я на первых порах сомневалась – "по росту" ли нашим конкурсантам всероссийский конкурс.


– Умудрённых опытом и сценическим мастерством членов представительного жюри что подкупило в наших "Двух половинках"?


– Естественность и талантливая непосредственность. Жюри очень понравились наши сёстры-близнецы Юля и Даша Колычевы.


– Согласна абсолютно! Детская непосредственность и органичность. Выйти на сцену – всё равно что поговорить с мамой или бабушкой, поиграть с подружками. Само собой, поразительное впечатление оставляет портретное сходство юных конкурсанток. Чем ещё интересны талантливые звёздочки Юрги?


– Всё интересное, творческое их притягивает, как магнитом. Танцевальному мастерству им ещё учиться, но в таланте и трудолюбии сёстрам Колычевым не откажешь. Как все девочки, любят игры, книги, кукол. Полезные занятия детей поощряют родители. В творческих успехах девочек немалая их заслуга. Впрочем, и других моих воспитанников очень поддерживают родители. Отзывчивые и понимающие. Надо собраться на концерт, все дела оставят и доставят детей в назначенное время. Надо приобрести гимнастические костюмы для занятий – без вопросов. На выезде будут сопровождать – найдут возможность.


– Для детей это и большие нагрузки, и рано обрушившаяся слава. А с позиций православного воспитания – это искушения, гордыня, честолюбие – назовите как угодно. Как этого не допустить – такой непростой вопрос, Юлия Викторовна.


– Вообще, танцы, если ими серьёзно заниматься, очень трудная работа. И та оценка жюри и зрителей – это всего лишь недолгая, пусть и большая, радость. Важно детям говорить постоянно о том, как они красиво танцуют, как многому уже научились. Стараться делать танцевальные выступления праздником. Поэтому мы по максимуму используем в детских танцах маракасы, султанчики и тому подобное. Танец – это яркий праздник.


– Те воспитательные и образовательные задачи, которые Вы ставили для себя в учебном году, они достигнуты? Или трудно оценить свою работу, находясь внутри неё?


– Задачи, которые ставишь для себя, никогда не исполняются на сто процентов. Но мы учимся многому: что такое ритмика, артистизм, пластика. Ребята не боятся сцены. Приходят нередко "зажатые", стеснительные. У кого-то врождённая скромность, у кого-то комплекс неполноценности. Мы это успешно преодолеваем. Работаем над актёрским мастерством. Чтобы дети могли раскрыться и в этом качестве.


– А мир детской фантазии? Творчества? Этому можно научить? Для наших читателей проведите мастер-класс.


– Я даю задания на импровизацию. Приглушаю свет, даю образ или ситуацию, которую нужно воплотить в танце. Тропинка, по которой вы идёте, открывает мир, наполненный чудесами. Душа тянется к прекрасному. Посмотрите, звёзды падают в траву, зажигается сотней огоньков лесная поляна. А вдалеке золотом загораются макушки деревьев. И вот словно ярко-розовый лотос расцветает цветок папоротника. И так жалко его срывать, но удержаться от искушения невозможно…
Подобные образы и впечатления столь необычны и ярки, что как-то сами собой складываются в кружение, движение, танец. И очень красиво, мило, изящно получается.
В народных танцах – объясняю смысл движений. "Этот мир – самый лучший! И этот мир для нас двоих!" – прошу это станцевать. И исполнительницы индийского танца блестяще с этим справляются. Или танец "Мираж" Елены Ивановой. Поле, заблудившийся и потерявший дорогу путник… Девочка такая музыкальная и пластичная. Так двигается – летает над сценой, что зрителя захватывает магия танца.


– От талантливой режиссуры, умелой руки режиссёра очень много зависит. От выбора репертуара. Здесь какая практика?


– Тематику отчётных концертов предлагает директор Ольга Николаевна Арсентьева, заместитель директора Маргарита Васильевна Кузнецова. Придумывают сценарий, расписывают роли. Ставят творческие задачи, и мы с ребятами их воплощаем. Было предложено в качестве нынешнего отчётного концерта поставить музыкальную сказку "Дюймовочка". Коллектив творческий, знающий. Художники по костюмам Алеся Аббосовна Писцова, Тамара Николаевна Куриловская и Наталия Михайловна Сорочинская большой объём работы проделали.


– А музыке какой отдаёте предпочтение?


– Классике. Это – чувство вкуса у детей. Это – бесспорно красиво. Это воспитывает в эстетическом плане. Здесь очень ценно компетентное участие Дмитрия Фёдоровича Миллера, Ольги Анатольевны Мезенцевой.


– Как же удаётся отстаивать ваши приоритеты в сегодняшнем море безвкусицы и бездарности. Взять хотя бы Евровидение, взять современную эстраду и шоу-бизнес! На Ваш взгляд, всегда есть связь между уровнем дарования и популярностью?


– Конечно нет. Есть масса тех, кто "ничего не знача", стремятся к известности. Есть очень известные люди, мега-звёзды совсем бездарные – в музыке, в кино. Есть очень талантливые люди – мало известные или незаслуженно забытые.


– А есть всё же известные и талантливые, что само по себе гармонично?


– Есть театр Аллы Духовой, классический балет, народный танец. На них мы ориентируемся. Стремимся стать такими. Стараемся делать своё дело хорошо и получать удовольствие от танцев, от занятий и выступлений. Если за что-то берёмся, нам важен результат. Стремимся жить эстетично и гармонично.


– Я люблю ваши танцы. Темы детства, мира, добра в них. Темы материнства в воплощении на сцене – выше всяких похвал. Ангелы на сцене – красота неземная, интонация пронзительная. Они как возникли? Как Вы понимаете эти хореографические образы?


– Я понимаю это так: жить надо с миром и Богом в душе. Это должно быть основополагающим и у детей, и у взрослых.


– А были в Вашей жизни ситуации, когда Вы нарушали это важное правило и понимали это?


– Кто скажет, что он не нарушает заповедей Господних? Безусловно, я борюсь с искушениями. Воспринимаю негативно поступки, несообразные с волей Божией. Темы Преображения, Воскресения, Рождества Богомладенца – очень глубокие и серьёзные. И дети их постигают благоговейно и радостно.


– Танец – это какая часть Вашей жизни?


– Это я.

…А в танцевальном классе занятие. Девочки начальных классов, как золотые оленята, вскинули головки, выпрямили спинки, тянут носочки ног. Слушают каждое слово преподавателя и старательно повторяют в десятый, пятнадцатый раз движения нового танца.
– Каблучки и носочки – следим! И – приставные шажочки! И – топающий шаг!
Весело, задорно! Молодцы!

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "молодой специалист"