Жизнь по школьному звонку

Школьный звонок – как много он значит для каждого из нас! Но есть люди, у которых к электрической трели, звучащей на протяжении учебного дня, отношение особое. Это педагоги. Их жизнь меряется уроками. У Татьяны Алексеевны ЗАХАРОВОЙ, учителя начальных классов Лесновской средней общеобразовательной школы, жизнь по звонку проходит на протяжении более сорока лет!

Штрихи к портрету

Из характеристики администрации школы

Татьяна Алексеевна Захарова использует индивидуально-дифференцированный подход при оценивании учащихся, умеет создать ситуацию успеха, формирует интерес к урокам на основе творческой активности, поощряет самостоятельную деятельность. Творчески развивает и совершенствует традиционные методы преподавания. Умеет достаточно быстро находить креативные решения, поддерживающие личность ребёнка даже в самых сложных ситуациях.

Татьяна Алексеевна – инициативный, активный педагог. Участвует в работе методических объединений учителей, делится опытом работы, проводит открытые мероприятия. Так, в 2013 году на форуме "Большая перемена" провела открытый урок для родителей "Азбука. Первые шаги", на районном методическом объединении учителей начальных классов, где шла речь об использовании ИКТ на уроках, продемонстрировала подборку презентаций по предметам, в прошлом году на районном МО провела открытый урок русского языка "Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальных классов в образовательном процессе".

Педагог создаёт условия для реализации умственных и творческих способностей. Ученики Т.А. Захаровой успешно участвуют в районной научно-практической конференции "Творчество юных – шаг в будущее", в областных конкурсах "Талант с колыбели", в номинации "Мои первые открытия" – диплом лауреата, "Мир глазами детей", в номинации "Планета здоровых людей" – диплом II степени. В районном экологическом конкурсе рисунков "Зелёная планета" – третье место, районном конкурсе "Расскажи мне о своём любимом крае" – первое место, районном конкурсе рисунков "Вода – источник жизни на Земле" – первое место.

Татьяна Алексеевна – ответственная, принципиальная, требовательная к себе и своим ученикам. За многолетний добросовестный труд награждена грамотами отдела образования Юргинского муниципального района и департамента образования и науки Тюменякой области, имеет нагрудный знак "Почётный работник общего образования Российской Федерации".

– Татьяна Алексеевна, быть учителем – мечта с детства?

– Да. В детстве любимой игрой Тани Оселедько была игра в школу. Я учила, учила и учила. Кукол, соседских малышей, ребят-сверстников. Нравилось безумно!

– У Вас необычная девичья фамилия.

– Она связана с чубом, который называли оселедцем. Гладко бритая голова и длинный чуб-хохол были характерной приметой запорожского казака. Слово "чуб", как считают некоторые исследователи, произошло от персидского "чоб" – "гроздь, кисть, пучок", а "казак" в переводе – "хохол". У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину, в переводе с готского "хох оол" – "сын неба".

– Вы родом из Украины?

– Из Краснодарского края.

– Как попали в Юргу?

– Нас в семье было трое, я – младшая. Сначала брат уехал на стройку в Тюменскую область, затем сестра с мужем. Окончив восемь классов практически на одни пятёрки, я решила переехать ближе к ним. Без проблем поступила в Тюменское педагогическое училище. Училась легко и с интересом. Приехала в Юргинский район. Это были семидесятые годы, когда практиковалось распределение.

Никогда не забыть дорогу сюда. Вернее, бездорожье! Из Тюмени – на самолёте до Юрги. Затем добирались на грузовой машине. Дождь, грязь, слякоть. Холод и сырость. Испытала ужас и разочарование. Но это только в первые минуты. Была приятно удивлена, когда нас радушно встретил начальник районного отдела образования Виктор Николаевич Колычев. Он очень интересно рассказал о районе, районной системе образования, предложил на выбор несколько школ. Остановилась на Лесновской. Тогда решающую роль сыграло словосочетание "железная дорога".

– Ваши первые профессиональные шаги?

– Вакансии учителя начальных классов не было, стала работать пионервожатой, одновременно вела природоведение и историю в пятых классах. Шесть лет в мои обязанности входила организация внеклассной и внешкольной работы с детьми. Вспоминаются мероприятия, которые готовила. Традиционно проводились линейки с горном и барабаном, выносом знамени пионерской дружины имени Олега Кошевого. На них важно было всё: выход, построение, порядок, дисциплина…

– И все сорок лет Вы трудились в школе?

– Не считая трёх месяцев, когда работала в обществе "Знание" – лекторском обществе по распространению политических и научных знаний. Лекторы занимались разъяснением внешней политики и международных отношений советского государства, говорили об экономике и философии, медицине и спорте, культуре и литературе. Когда поняла, что собирать информацию, сводить цифры и писать отчёты – это не моё, вернулась в школу, где работаю по сей день. С уверенностью могу сказать: школа, ученики, учебный процесс – это моя жизнь.

– У каждого учителя есть ученики, которыми он гордится. Татьяна Алексеевна, кого вспоминаете?

– Никогда никого не выделяла и сейчас не буду этого делать. Скажу так: вспоминаю всех детей с уважением. Ведь в каждого из них я вложила пусть небольшой, свой, личный вклад, частицу своей души. Помните, как у И.А.Крылова в басне "Орёл и Пчела": "Не отличать ищу свои работы, но утешаюсь тем, смотря на наши соты, что в них и моего хоть капля мёду есть".

Невозможно забыть своих первых учеников. Сейчас им уже за тридцать, а я помню их с бантами, вплетёнными в косички, и смешными чубчиками из непослушных волос.

Конечно, приятно, когда ребята побеждают в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, причём не только в районных, но и в областных. Благодаря возможностям, которые даёт интернет, участвуем даже во всероссийских. Сейчас таких интернет-конкурсов достаточно много: общероссийская предметная олимпиада "Олимпус", всероссийский игровой конкурс "Человек и природа", всероссийский дистанционный конкурс "Мир знаний", всероссийский школьный командный проект "Хамелеон" и так далее. Не оглядываясь на далёкое прошлое, скажу, в этом учебном году подведены итоги конкурса "Олимпус", мои ребята выступили успешно: заняли два третьих места и четыре пятых.

Есть среди моих учеников и такие, кто не отличаются большими талантами, примерным поведением. Стараюсь относиться с пониманием. Глядя на них, вспоминаю своё детство. Что касается поведения, мы тоже безобразничали. Несмотря на то, что идут уроки, могли всем классом собраться и уехать в соседнее село, чтобы посмотреть фильм.

– Что для Вас, как для педагога, принципиально важно?

– Я предъявляю главное требование: вы пришли учиться, ваша задача – получить знания, чтобы в жизни могли добиться успехов.

– Профессия учителя начальных классов предполагает не только учебный процесс, но и воспитательный. Необходимо занять детей внеурочной деятельностью. Татьяна Алексеевна, какую кружковую работу проводите?

– У нас с родителями налажено взаимодействие, без него невозможно представить воспитательный процесс. Мамы Елена Николаевна Бутакова и Александра Сергеевна Пушкарёва согласились помочь с организацией кружковой работы. Юные почемучки заранее задают свои вопросы, а на занятиях кружка "Хочу всё знать" получают развёрнутые ответы. На одном из занятий, например, Александра Сергеевна рассказывала, как изготавливают конфеты. И не просто рассказала, но и принесла все ингредиенты для приготовления сладости в домашних условиях. Сделали, съели, остались довольны. Когда обращаюсь к родителям, не отказывают в помощи.

Сама я веду кружок "Здоровей-ка", потому что здоровый ребёнок – основа здорового общества.

– Каким классом на данный момент руководите?

– Первым. Их у меня тринадцать человек. Не самый малочисленный класс, надо сказать, в истории образовательного учреждения. Кстати, просчитывали перспективу школы, цифра на протяжении ближайших двух-трёх лет не должна быть меньше. Через два года прогнозируемое число первоклассников должно увеличиться в два раза и составить порядка 25 учеников.

Со своими сегодняшними малышами познакомилась первого сентября, на линейке. Было время, когда практиковались подготовительные занятия с будущими первоклассниками. На них учитель знакомился с ребятами, готовил их к предстоящим занятиям: учил, как правильно сидеть, вставать, общаться, как правильно держать ручку. Считаю, это было правильно, так как у детей была возможность привыкнуть к будущему учителю и образовательной среде. Сейчас этого нет, и каждый раз свой первый урок начинаю со знакомства: прошу рассказать каждого об увлечениях, интересных делах, о том, где был, как провёл лето. В этом году на уроке "Расскажи мне о себе" присутствовали родители, и это было правильно. Вообще, если взаимодействие с родителями – важно для всех классных руководителей, то для учителей первого класса – это архиважно!

– Вспомните интересные мероприятия, которые проводили совместно с родителями.

– Любое мероприятие, где присутствуют мамы и папы, всегда интересно. Если говорить об ярких, оставивших неизгладимые впечатления, я бы назвала КВНы, которые одно время пользовались популярностью. В последнее время традицией стал праздник последнего звонка для четвероклассников, подготовку и проведение которого берут на себя родители.

Новогодний праздник в классе – любимейший в любое время и в любом возрасте. В этом году он стал особенно удачным. Были распределены обязанности: кто-то отвечал за проведение литературной композиции с участием Деда Мороза и Снегурочки, кто-то – за организацию конкурсов, кто-то готовил приём в "Новогоднем кафе", куда были приглашены все участники мероприятия. Кстати, все роли – Деда Мороза, Снегурочки, официантов, массовиков-затейников – исполняли родители. Без них я бы не справилась, одному учителю такое организовать просто не под силу. Праздник удался, всем очень понравилось.

– Татьяна Алексеевна, из Ваших ответов и того эмоционального подъёма, который присутствует на протяжении всего нашего разговора, делаю вывод: педагогика – Ваше призвание, работа – Ваше всё! А семья?

– Работа и семья – стороны одной медали. Я из тех людей, которые утром с удовольствием идут на работу, а вечером с удовольствием возвращаются домой. У меня два сына и дочь. Все трое получили высшее образование. Сергей по профессии сотрудник МЧС, Павел – инженер-геодезист, Ольга – экономист. Живут в Тюмени своими семьями.

С появлением на свет внуков пошёл отсчёт нового этапа в жизни. Я стала, прежде всего, бабушкой. Сегодня нет никого милее, роднее и дороже детей и внуков. Живу ради них, отдаю всё по максимуму. На сегодня у меня трое внуков: третьеклассница Вероничка и будущий первоклассник Ванечка – дети Сергея, восьмимесячная Алиночка – дочь Павла.

Я овдовела десять лет назад, поэтому для меня так важно внимание детей и внуков. К счастью, этим вниманием я не обделена: дети с семьями очень часто приезжают ко мне, во многом помогают, в том числе по хозяйству. Много времени занимает огород. Занимаюсь цветоводством. А вот рукоделие, требующее усидчивости и огромного терпения, – не для меня. Я люблю движение.

– Не зря Вы по гороскопу Близнец, в характеристике которого духовность, подвижность, отсутствие условностей.

– Точно про меня. На днях на глаза попался гороскоп сказочных героев – юмористичный, но его можно считать вполне настоящим гороскопом черт характера. Так вот, Близнец, согласно данному гороскопу, вобрал в себя все черты Лешего. Дико переменчивая натура, которая обладает тремя дарами: даром слова, даром дела и даром занудства, причём раздаёт их даром. Леший подвижен, как ртуть, бегает, мельтешит. Не врёт, а играет воображением, не путает следы, а шутит, не строит козни, а развлекается, не опаздывает, а задерживается.

– Согласно другому гороскопу, серьёзному, Ваш девиз: "Я думаю". Это так?

– Смею надеяться. Было бы идеальным иметь такой девиз всем нам.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "образование"