Деятельность школы в рамках социального договора
В кабинете директора Володинской основной общеобразовательной школы Елены Юрьевны СТЕПАНОВОЙ всегда рабочая обстановка: трудовой процесс руководителя не прекращается ни на минуту. С начала учебного года настольной книгой является социальный договор, составленный по итогам областной педагогической конференции 2015 года.
– Елена Юрьевна, что это за договор? Каковы его основные моменты?
– На августовской конференции в Тюмени был принят трёхуровневый социальный договор, который заключили департамент образования и науки Тюменской области, муниципалитеты и общеобразовательные учреждения. Данный документ предполагает основные тематические блоки: адаптация обучающихся пятых классов, формирование инварианта педагогических методов и приёмов, развитие профессиональной и личностной культуры педагогов, обновление системы мотивации и вознаграждения педагогов. Каждый блок включает разделы – инварианты.
– Расскажите подробнее о блоках.
– Что касается адаптации пятиклассников. В нашей школе создана горизонтальная группа методического объединения педагогов, работающих в пятых классах в рамках ФГОС. В неё вошли учитель истории Римма Тимофеевна Полякова, учитель русского языка и литературы Нина Васильевна Зонова, учитель физической культуры Владимир Владимирович Пинигин, учитель математики Наталья Ильинична Рожкова и учитель географии и биологии Галина Алексеевна Хмелёва. Педагоги обмениваются опытом, рассматривают вопросы, которые их волнуют. Обсуждался вопрос введения второго иностранного языка. Английский язык дети изучают со второго класса, с этого учебного года добавился ещё один – немецкий, который преподаётся факультативно. Ездим на занятия к учителям первого корпуса Юргинской школы – Елене Викторовне Балетовой и Зиле Робертовне Коноваловой.
Выставили на сайт рабочие программы. Поскольку в школе нет параллелей, обмен конспектами происходит между учителями школ, входящих в муниципальное автономное образовательное учреждение "Юргинская СОШ". Так, рабочими программами по математике поделился преподаватель базовой школы Андрей Борисович Борболин.
Во второй половине дня, которая предполагает внеурочную деятельность, организованы десять кружков на базе школы и Дома культуры, а также от Юргинского центра спорта и работы с молодёжью "Лидер". Здесь проблема другая: задействовать пятиклассников во всех кружках невозможно физически. Их всего трое.
Согласно договору в данном блоке предусмотрены педагогические двадцатиминутки. Мы проводим их не каждый день, а по итогам недели. Завели и регулярно заполняем журнал "Адаптация обучающихся пятого класса". В него учителя записывают проблемы, которые и обсуждаются на двадцатиминутках.
Второй блок – формирование инварианта методов и приёмов. Сюда входят тематические 45-ти минутки. Школа у нас небольшая, поэтому данную часть блока приурочиваем к совещанию при директоре, заседанию методического объединения классных руководителей. Например, Римма Тимофеевна выступила по образовательной среде классного кабинета, Нина Васильевна подняла тему требований к уроку по ФГОС. Сама я говорила о формировании в пятых классах УУД (универсальных учебных действий).
В рамках блока предусматривается проведение уроков вне класса и даже вне школы. Активно используются школьные музей и библиотека, а также сельская библиотека. С библиотекарем Маргаритой Александровной Пинигиной у нас тесное взаимодействие. Не первый год она ведёт кружок "Традиции и обряды моего народа". Кстати, в планах на каникулы – львиная доля мероприятий, которые организуются работниками культуры.
Ещё один момент – практика взаимопосещений. Я, как директор школы, составляю график, принимая во внимание "окна" в расписании учителей и пожелания о том, на какие уроки и кружки они хотели бы сходить. Такие взаимопосещения дисциплинируют и детей, и педагогов.
Третий блок – развитие профессиональной и личностной культуры учителей. Приезжая с учебных курсов, которые организуются на базе Тюменского областного государственного института развития регионального образования, делимся полученной информацией, рассказываем о новшествах в сфере образования. Взаимообмен новинками происходит в рамках методических объединений учителей-предметников, классных руководителей.
В обиход входит понятие "метопредметность", то есть "я работаю на результат не одна, выставляя единые требования с коллегами". Например, на уроках географии, истории, биологии обращается внимание на грамотность. Я, в свою очередь, на уроках русского языка подвожу себя и детей к требованиям, которые выдвигают преподаватели географии, истории, биологии.
Среди подпунктов социального договора – взаимодействие с недовольными коллегами, детьми, родителями. В связи с этим создана служба медиации, одна из задач которой – урегулирование конфликтов. Сразу скажу, наш педагогический коллектив слаженный, сплочённый, дружный, коллеги всегда находят взаимопонимание, споров не возникает. В состав службы в рамках школы, помимо меня, входят заместитель по учебно-воспитательной работе Нина Васильевна Зонова и классный руководитель ребёнка, фигурирующего в конфликтной ситуации. По мере необходимости привлекаем медицинского работника – фельдшера Володинского ФАПа Любовь Владимировну Беседину.
Обновление системы мотивации и вознаграждения педагогов – так звучит четвёртый блок социального договора. Он предполагает обеспечить внутришкольное повышение квалификации на основе профессиональной диагностики, скорректировать показатели эффективности работы педагогов с учётом личных достижений и достижений коллег, создать условия для смены профессиональных ролей педагогов в коллективе (это могут быть роли методиста, наставника, тьютора, руководителя рабочей группы). По концу месяца каждый педагог заполняет листы самооценки, в них мы внесли два критерия: осуществление совместной работы при реализации метопредметного обучения групповых технологий и развития обучающихся, популяризация собственного педагогического опыта; отсутствие обоснованных обращений обучающихся и родителей, имеется в виду жалоб.
Продолжение читайте на страницах "Призыва".