Быть не "рядом", а "вместе"
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.
(В. Ключевской)
Это эпиграф из эссе "Моя педагогическая философия", написанного старшим воспитателем отделения дошкольного образования Шипаковской основной общеобразовательной школы Екатериной Васильевной Гигиной в рамках районного конкурса профессионального мастерства "Педагог года".
Наша первая встреча с Екатериной Васильевной состоялась в Северо-Плетнёвском детском саду "Солнышко". Она привезла малышей с номерами художественной самодеятельности на выступление в отборочном туре районного детского конкурса "Фестиваль успеха". На выставке были представлены воплощённые с помощью лего задумки юных конструкторов. И пусть шипаковские воспитанники тогда не вошли в число призёров, но их композицию "Космический корабль" отметили многие зрители.
Я же себе запланировала: в очередную командировку на Шипаковскую территорию обязательно встречусь с молодым руководителем детсада.
По стопам старшей сестры и брата
В глазах малышей любопытство: не каждый день к ним в группу заходят незнакомые люди. Екатерина Васильевна предлагает уединиться в спальне. Воспитатель Маргарита Анатольевна Труфанова и помощник воспитателя Ирина Викторовна Палецких в это время занимают ребят в игровой комнате, предлагая им послушать сказку.
От первого лица
Родители, Галина Александровна и Василий Владимирович, хотели, чтобы мы стали учителями. Их мечта сбылась. Трое детей из пяти выбрали педагогику. Я пришла работать в общеобразовательное учреждение по примеру старших – сестры Людмилы, директора Шипаковской школы Людмилы Васильевны Семёновой, и брата Александра, преподавателя физической культуры Голышмановской школы. Правда, не сразу.После окончания Голышмановской школы поступила на экономический факультет в ТюмГНГУ Институт сервиса и управления. Получила среднее образование по специальности "налоги и налогообложение". Вернулась домой. Но не смогла устроиться на работу: во-первых, на тот момент налоговую инспекцию в Голышманово расформировали, прошло сокращение штата, во-вторых, обязательным условием было наличие стажа. Сестра Людмила пригласила в школу педагогом-организатором. Согласилась. Так, в 2011 году приехала сюда. А полтора года назад, когда старший воспитатель Татьяна Алексеевна Подвальных вышла на заслуженный отдых, приняла руководство отделением дошкольного образования. Сейчас получаю высшее образование – учусь в Ишимском государственном педагогическом институте имени П.П. Ершова по профилю "дошкольное образование".
Первоочередной вопрос, который интересует приезжающих в село специалистов, касается жилья. Глава администрации сельского поселения Андрей Иванович Беседин предложил бесхозную квартиру в двухквартирном доме. На сегодня она находится в муниципальной собственности, стоит на балансе местной администрации. Екатерина Васильевна сделала в ней ремонт, но приватизировать не стала, так как в планах – участие в государственной жилищной программе. За четыре года молодая женщина обжилась в селе. Влилась в коллектив школы. Привыкла к работе. Воспитательный процесс даётся легко, так как осваивает его и на практике в детском саду, и во время сессий в институте, и на собственном примере дома. Трёхлетний сын Максим является одним из воспитанников Шипаковского детсада, посещающих группу полного дня.
ФГТ – требование времени
Дети должны получать возможность разностороннего развития ежедневно, начиная с детсадовского возраста, считает собеседница.
– Федеральные государственные требования исключают из образовательного процесса учебную деятельность, но это не означает, что с детьми не занимаются. Просто в современной практике в слово "занятие" вкладывают новое содержание. Это не форма организации учебного процесса, а занимательное дело, направленное на освоение детьми нескольких образовательных областей, таких как физическое воспитание, развитие речи, развитие элементарных математических навыков, окружающий мир, декоративно-прикладная деятельность, обучение правилам дорожного движения. Составляя план работы, продумываю охват нескольких областей в рамках занятия. Идёт интеграция областей в течение всего дня, – слушаю объяснение Екатерины Васильевны и думаю о том, что для молодых освоение новых программ – дело само собой разумеющееся. – Но, замечу, что весь воспитательно-образовательный процесс строится на интересах детей. План периодически приходится корректировать.
Отдельной строкой – о детях
– Дети начинают ходить к нам в основном с полутора лет. На данный момент самым младшим воспитанникам, Арсению Завьялову и Самире Цороевой, по два года, – констатирует Екатерина Васильевна. – В этом году выпускаем троих ребят. Ряды первоклассников пополнят Андрей Смирнов, Андрей Король и Саша Колычев.
Разговор заходит о талантливых детях. Один из показателей успешности воспитанников, который, безусловно, является результатом работы воспитателя, – исследовательская деятельность. Шипаковские малыши ежегодно участвуют в районной научно-практической конференции для дошкольников и младших школьников "Первый шаг в науку". В этом году на конкурсе были представлены работы Андрея Смирнова "Пластилиновое чудо" и Димы Крюкова "Лего-увлечение".
– В своих исследованиях мы с Андреем рассказали о видах и свойствах пластилина. В домашних условиях из муки, соли, растительного масла приготовили свой пластилин, вместе с другими детьми в группе выкрасили его в разные цвета. Заняли четвёртое место. Исследовательская работа пятилетнего Димы вошла в число лучших, отмечена Дипломом II степени, – рассказывает собеседница. И тут же вспоминает ещё одну работу, которую шипаковцы представляли на конференцию в прошлом году: – Тимофей Чубукин отлично разбирается в марках автомобилей. Мы с ним, тогда трёхлетним малышом, изучили историю российского автомобилестроения, отразили её в материале и заняли первое место. Это был наш общий дебют: его – как воспитанника, меня – как руководителя.
Продолжение читайте на страницах "Призыва".