Школа профессионального воспитания
Приобретение молодыми специалистами профессиональных навыков и опыта работы, воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда, овладение нормами медицинской этики и деонтологии – и это далеко не всё, что включает в себя понятие «наставничество в здравоохранении».
Наставничество – дело добровольное
"Добро пожаловать в нашу команду", – с таких слов начинается письменное приветствие каждого молодого специалиста, который приходит в медицинскую семью, имя которой ГБУЗ ТО "Областная больница № 11". Адаптация новых сотрудников, которую простыми словами называем наставничеством, предполагает работу опытных врачей и медицинских сестёр по совершенствованию качества обучения впервые принятых в медицинскую организацию после окончания образовательного учреждения или при прохождении производственной практики. Сразу замечу, наставничество – дело добровольное.
На данный момент в Юргинской районной больнице по программе наставничества работают четыре пары. Участниками проекта являются врач-терапевт стационара Евгений Александрович Колчин, который ответственен за адаптацию участкового терапевта поликлиники Александры Поршевниковой, операционная и палатная медсестра Александра Сергеевна Андриянова, являющаяся наставником для медсестры хирургического отделения больницы Евгении Райко, медсестра участкового педиатра Татьяна Александровна Шипицина – для медсестры Екатерины Семёновой.
Под чутким содействием
Наша встреча с Татьяной Александровной, которая трудится в здравоохранении более сорока лет, из них 27 лет непосредственно в районной больнице, и её молодой коллегой Екатериной Владимировной состоялась в детском отделении поликлиники – с июля это рабочее место молодого специалиста.
– Екатерина Семёнова – первый специалист, закреплённый за мной официально. Что касается опыта наставника, он у меня есть ещё с Шипаковского ФАПа, где вела работу с юными волонтёрами, помогала осваиваться в профессии Екатерине Мозгуновой, преемнице, заменившей меня в сельском медпункте. Для меня нет ничего нового в адаптационных мероприятиях, включая объяснения должностных обязанностей, правил взаимодействия, обучение основам пациентоцентричности и так далее, – уточняет Татьяна Александровна. – Екатерина Владимировна была здесь на практике: знает людей, её все знают, знакома в принципе с работой. Однако тонкости работы медсестры прививочного кабинета детского отделения поликлиники для неё – новые. Начали изучать профессию изнутри с азов.
Первые самостоятельные шаги в профессии делать всегда трудно: возникает много вопросов, которые требуют порой сиюминутных ответов. А кто их даст вчерашним студентам? Да, они освоили теорию. Да, они были на практике в медучреждениях. Но одно дело, когда за твоей спиной педагог или руководитель, совсем другое – когда ты полноправный сотрудник коллектива, на котором полностью лежит ответственность за каждое предпринятое действие.
– Екатерине Владимировне во всём помогает Татьяна Александровна, которая на любой вопрос даст конкретный ответ, поможет решить проблему, дав мудрый совет, направит, подскажет, – комментирует старшая медсестра Алёна Попова, образно сравнивая наставника и молодого специалиста с иголочкой и ниточкой.
Молодой специалист
Работать в системе здравоохранения новотаповская девушка Катя Семёнова решила, когда училась в выпускном классе. Девушку поддержала бабушка, Любовь Анатольевна Мордвинова. Она, кстати, не только разговорами поддерживала внучку. Любовь Анатольевна, например, приехала вместе с ней в Юргинскую больницу, когда пришло время знакомства с медучреждением.
– Поступила в медицинский колледж в Ялуторовске в 2021 году, три года училась на медицинскую сестру. И вот в июле этого года молодым специалистом приехала в Юргинскую больницу, – сдержанно рассказывает о себе начинающая медсестра. И уточняет: – Вернулась в район, чтобы быть ближе к самому дорогому человеку – бабушке, которая меня вырастила и воспитала.
Первые шаги в профессии для Екатерины Владимировны связаны в первую очередь с процедурами: сотрудник прививочного кабинета – это инъекции и капельницы, прежде всего. А ещё забор крови. Сложности с этим не возникли, признаётся, так как опыт проведения процедур – пускай и небольшой – был во время студенческой практики. Тем не менее поддержка наставника очень важна, считает начинающий специалист.
– Если возникают вопросы или проблема, не ищу – к кому бы подойти. Чётко знаю, в любой момент можно обратиться к Татьяне Александровне. Это касается вопросов расстановки приоритетов в работе, документации, внимания к деталям, тактичного обсуждения неприятных моментов, подхода к пациентам – что особенно актуально, так как дело имею с детьми, – говорит Екатерина Владимировна. И добавляет: – Кстати, о специфике работы, на днях прошла курсы переподготовки по профилю "сестринское дело в педиатрии", учёба проходила в Тюмени. У моей наставницы огромный опыт в данном направлении, поэтому мне есть на кого положиться.