Пресс-брифинг главного федерального инспектора Андрея Руцинского
Вчера, 10 октября, главный федеральный инспектор по Тюменской области провёл пресс-брифинг для представителей тюменской прессы, на котором осветил промежуточные итоги приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Тюменской области.
Открывая встречу, главный федеральный инспектор Андрей Руцинский отметил, что состояние контрольной и надзорной деятельности является одним из самых наболевших вопросов для нашей экономики. Необходимость реформирования данной сферы очевидна и продиктована современным уровнем развития общества, в том числе в области производственных отношений. Реформа призвана перевести контрольную деятельность на современные рельсы, избавив её от устаревших механизмов, подчеркнул он.
Андрей Руцинский напомнил, что об этом неоднократно говорил Президент Российской Федерации в своих посланиях Федеральному Собранию, даны соответствующие поручения и указания. Основными программными документами в данной работе являются "дорожная карта" по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы. Пилотными участниками реформы стали 12 органов. Очевидно, подчеркнул Андрей Руцинский, что в дальнейшем деятельность и других контрольных (надзорных) структур будет преобразована, а в некоторых изменения уже начались, несмотря на то, что они не вошли в программу.
"Уже сейчас можно говорить, что на федеральном уровне необходимая база сформирована. Но реализация реформы, в первую очередь, зависит от её исполнения на региональном уровне. Важна координация территориальных органов с вышестоящими структурами, межведомственное взаимодействие, в том числе с региональными органами исполнительной власти. В результате реализации положений программы уже в 2017 году необходимо достичь снижения количества смертельных случаев по контролируемым видам рисков, заболеваний и отравлений, уровня материального ущерба — на 5% к базовому значению, снижение административной нагрузки на организации и граждан — на 10%. Одним из важнейших элементов в запланированных мероприятиях является внедрение риск-ориентированного подхода. В текущем году должны быть сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов, внедрена модель поддержания реестров в актуальном состоянии, установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов, объекты в полном объёме должны быть разнесены по категориям риска (классам опасности). Это первые уровни Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками, которые должны быть утверждены во всех пилотных ведомствах к концу ноября", — сообщил Андрей Руцинский.
Дальнейшими преобразованиями станут — учёт причинённого вреда в автоматическом режиме, постоянная переоценка рисков, внедрение "динамической" модели, деятельность в соответствии с межведомственными картами рисков.
Следующее направление — внедрение системы оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности.
По словам А. Руцинского, новые показатели эффективности утверждены для ряда ведомств: МЧС, Росздравнадзора, ФАС, Ространснадзора, ФТС, МВД. Теперь их деятельность оценивается исходя из фактического снижения смертности, травматизма, заболеваемости и материального ущерба, а не по количеству проверок и выписанных штрафов. В планах к концу октября утвердить такие показатели во всех надзорных ведомствах, участвующих в программе.
Третье направление программы — актуализация обязательных требований. В активную фазу должна войти работа по их сокращению и систематизации. Необходимо обеспечить принятие нормативных правовых актов, закрепляющих использование проверочных листов в ходе проверочных мероприятий по отдельным видам деятельности. Теперь предмет проверок будет строго ограничен согласованным перечнем вопросов.
На данный момент утверждено 67 списков контрольных вопросов. С 1 октября 2017 года они должны применяться при проведении плановых проверок в сфере пожарного, санитарно-эпидемиологического, земельного, ветеринарного и транспортного надзора, а также надзора в сфере транспортной безопасности и в отдельных видах экологического надзора. Большая часть проверочных листов заработает с 1 января 2018 года, а с 1 июля 2018 года проводить плановые проверки с использованием чек-листов нужно будет по всем видам контроля.
Одной из составляющих комплексной профилактики является проведение публичных мероприятий с анализом правоприменительной практики. В свою очередь, главным федеральным инспекторам также поручено анализировать наполняемость данных порталов.
Кроме того, сказал Андрей Руцинский, программой предусмотрено развитие кадрового потенциала ведомств (аттестация руководителей и заместителей), разработка стандартов кадрового менеджмента и карт коррупционных рисков.
"Главной целью в будущем станет реформа государственного управления, и в первую очередь государственного контроля, в рамках задачи по построению цифровой экономики, которая была поставлена Президентом. Предстоит совершить переход от долгих и дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля — с помощью телеметрии, датчиков, фото- и видеофиксации и так называемого интернета вещей. В этих целях правительством уже утверждена дорожная карта на 2017—2019 годы по созданию автоматизированной информационной системы для контрольной и надзорной деятельности на основе облачных технологий", — сказал главный федеральный инспектор.
Последним направлением программы является повышение качества исполнения контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях, — резюмировал Андрей Руцинский.