Есть женщины в русских селеньях
О сельских женщинах писал поэт Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Таких много и в нашем селе. Об одной из них я и расскажу. «Я деревенская, я деревенская, ты посмотри сюда. Я и спеть могу, и сплясать могу, и никакого не боюсь труда», – это всё о ней, о Людмиле Патлиной.
Родилась Люда в большой многодетной семье, в которой была старшей из тринадцати детей. Чтобы получить какую-либо специальность – об этом не могло быть и речи. Ей приходилось нянчить младших сестрёнок и братишек, помогать по хозяйству. Она доила корову, всё лето работала в огороде, помогала в заготовке сена. А вечерами тайком уходила с гармонью в баню и училась играть. Отец хорошо играл на гармони, а ей не разрешал инструмент даже в руки брать. Но у девочки было огромное желание! Она по слуху подбирала мелодию. Первой сыгранной была песня "Бухенвальдский набат". Отец нечаянно услышал игру, расплакался от радости, разрешил брать гармонь. Позднее купили баян. И сейчас Людмила по слуху может сыграть услышанную мелодию.
В их семье все очень хорошо пели. Юргинцы должны помнить ансамбль "Вместе", в составе которого были четыре сестры-красавицы: Людмила, Валентина, Надежда и Светлана. Руководил им Виктор Кретов. Ансамбль пользовался огромной популярностью, с успехом выступал на фестивалях, конкурсах – в Ялуторовске, Тобольске, Тюмени, Екатеринбурге… И обязательно привозил дипломы и грамоты если не победителей – то призёров.
Но вернусь к рассказу о Людмиле. Она работала дояркой, заведующей фермой, техником-осеменатором. Но особое место в трудовой биографии занимает работа в культуре. Она возглавляла Заозёрский Дом культуры. Молодёжь туда тянулась, в клубе было интересно: танцы, концерты, клубные формирования, игровые и конкурсные программы. Для людей пожилого возраста постоянно проводились мероприятия, включая посиделки за чашкой чая с разносолами, выпечкой – шанежками, пирогами, которые приносили из дома. Здесь и пляски, и задорные частушки, и конкурсы.
Сейчас Людмила Иосифовна на заслуженном отдыхе. Но отдых – не её стезя! Казалось бы, трудно совмещать музыкальную деятельность с мужской работой, требующей физической силы – с топором, пилой, стеклорезом. Ей же всё это по плечу. Взглянула на трубу бани – что-то покосилась. Развела глину, забросила на баню несколько кирпичей, смело забралась. Через часок труба стоит, как струна. Заглянула в баню к сыну – печь не понравилась, мигом принялась разбирать. Натаскала новых кирпичей, переделала "каменку" всем на диво. Просить никого не надо. Всё делает прочно, красиво. И сыновьям помощь. Работа у них в лесу – тяжёлая. Мать переживает. Вот топорища у колунов сломались – вмиг насадила новые, железки у основания прибила. В большом по площади гараже погнили огромных размеров рамы. Сыновья поменяли, а вот покраской занялась мама. Покрасила, ещё рамы застеклила.
Детей всему старалась научить. А их у Людмилы Иосифовны трое: дочь и два сына. Все трое с большой любовью относятся к маме, прислушиваются к её мудрым советам. В праздники собираются вместе дружной семьёй. Поют, танцуют, а мама аккомпанирует.
В этом году Людмиле Патлиной исполнилось 70 лет. Возраст степенный. Но она полна сил, бодрости, успевает везде! Часто вспоминает о своей маме, её трудной жизни. Взяв аккордеон в руки, своим бархатным голосом поёт: "Где-то там, высоко, может видишь меня. Как хотелось бы, мама, чтобы ты обняла".