Юбилей хорошего человека
Мой рассказ пойдёт об удивительном человеке, который прожил интересную, насыщенную жизнь, о котором можно многое рассказать. Это Мария Яковлевна Алексеева, недавно отметившая свой очередной юбилейный день рождения.
Родилась она в маленькой деревеньке Черноярке Ярковского района в большой крестьянской семье. Как все деревенские девчонки и мальчишки, в детстве бегала босиком по луговым травам, щурилась яркому летнему солнцу, подставляя ему свои загорелые в веснушках щёки. Жила в большой семье, где родители с малых лет приучали детей к работе: прополка и поливка в огороде, уход за животными – всё надо было выполнять добросовестно и в срок.
После школы Мария поступила в Тобольское педагогическое училище. Всегда с теплотой вспоминает она преподавателей и однокурсников – студенческие годы были счастливыми и интересными. Окончив обучение, дипломированным специалистом по распределению приехала она в Юргинское.
В 1969 году, когда я пришла в коррекционную школу-интернат, Мария Яковлевна там уже работала воспитателем. Помню стройную красивую девушку, отдающую себя работе с детьми и художественной самодеятельности. Днём – любимая работа, а вечером – Дом культуры, где проходили репетиции и концерты. Многих юргинских парней привлекал её красивый, напоминающий ручеёк, голос. Она же обратила внимание на одного, который стал единственным – на всю жизнь.
Работая воспитателями, многому учились друг у друга. Группы были большие, до 20 человек. Воспитатель для детей был и няней, и мамой, и папой, и другом. Каждый ребёнок требовал индивидуальный подход, у каждого – своя особенность, свои положительные и отрицательные черты. Нужно было как можно больше выявить плюсов – и на этом строить весь воспитательный процесс, который, надо заметить, в школе был на должном уровне. Помню, как по-домашнему уютно выглядела группа Марии Яковлевны. До сих пор перед глазами подвешенное высоко на стене комнатное растение, которое по-хозяйски раскинуло свои плети по всему потолку. Это было так красиво! Сидишь за партой, а над головой приятная зелень, веточки которой похожи на молодые побеги ёлочки. Здания были ветхие, стены с изъянами – приходилось их маскировать, да так, чтобы было одновременно эстетично и для детей полезно. В основном придумывали интересные оформления групп: уголки, стенгазеты, поздравительные плакаты и так далее. Группа Марии Яковлевны всегда ходила в лидерах. Если говорить о соревнованиях, много было разработано критериев: учёба, дисциплина, участие в общешкольной жизни, порядок в группе, в спальне, шефство над малышами. По всем пунктам старались добиваться хороших результатов. Что и делала Мария Яковлевна, не считаясь с личным временем.
Воспитатели ходили на уроки своих воспитанников, посещали общешкольные мероприятия – если они не совпадали со сменой. Бывало, за день в школу приходили два-три раза. В учительской висел плакат с общественными поручениями преподавателей и воспитателей. Мария Яковлевна выступала в качестве лектора, участвовала в художественной самодеятельности, была комсоргом, затем парторгом, председателем профсоюза – и это только на моей памяти… Вся эта работа – общественные поручения, которые выполняли бесплатно, никто не возмущался, считая это нормой жизни.
Марию Яковлевну уважали коллеги, дети – любили. В её трудовой книжке всего две записи: принята на работу, уволена по случаю выхода на пенсию.