На жизнь не обижаюсь

Жительница деревни Субботиной Валентина Петровна Шевелёва – из поколения детей войны. Ей было всего два месяца, когда жизнь всего народа разделилась на до и после. Такие дети не воевали на фронте и не стали тружениками тыла. Но они перенесли все тяготы и лишения и помогали восстанавливать страну после войны – в школе собирали колоски, работали на полях, подростками начали трудиться.

Труд – главное в жизни

Её мать родом из Метляковой, отец – бушуевский, был уполномоченным. Его часто переводили по работе, а семья следовала за ним. Валентина родилась в Омутинке, вскоре отца направили в Ишим. Когда началась война, он приехал из города, подержал двухмесячную дочку на руках – больше его не видели. Семья вернулась в родную деревню, затем переехала в Андрееву.

В школе девочка отучилась семь классов, а в восьмой уже не пошла – надо было работать. Начинала на сушильном заводе в Юрге, затем перешла на кирпичный. Приехав в 1959 году в отпуск в Субботину, познакомилась с будущим мужем Дмитрием. Вскоре молодые поженились.

С этого времени жизнь Валентины Петровны крепко связана с Субботиной, с колхозом "Советская Сибирь". Здесь она работала бригадным бухгалтером, продавцом, а последние годы – свинаркой.

– Работа на ферме для всех тяжёлая, хоть для доярки или телятницы, хоть для скотника или свинаря – потаскай-ка эти вёдра. У нас поголовье свиней было около тысячи, ходили за ними четыре свинарки. Три – за основными свиноматками, одна за молодняком ухаживала, – вспоминает собеседница. – В отдельной избушке заваривали корма, накачивали и грели воду. Намешаешь бочку комбикорма – и вёдрами надо вручную разнести. А ещё вычистить в клетках, подстилку постелить, навоз в вагонетку сложить да вытолкнуть на улицу.

Зарплата за тяжёлый труд была достойная, средств большой семье хватало, тем более что держали хозяйство и мясо, молоко, яйца, овощи не покупали. На заработанные деньги обували-одевали детей.

– Ещё умудрялись откладывать на сберкнижку. Вдвоём с мужем накопили на машину "Нива" – 10600 рублей стоила в то время. Да из-за инфляции все деньги пропали, – с сожалением говорит Валентина Петровна. – Даже "Запорожец" не купили.

Мастерица на все руки

Когда-то давно, после войны, в небольшой деревенской школе на уроке труда учительница раздала первоклассникам кусочки белого коленкора и показала, как делать стежки крест-накрест. Маленькой Валюше так понравилась кропотливая работа, что первую поделку – вышитую птицу – она помнит до сих пор, а рукоделие стало увлечением на всю жизнь. Пяльцы с заправленной канвой и вышитым наполовину узором были в руках Валентины Петровны и в то время, когда мы заглянули к ней в гости. Сколько вышила наволочек, занавесок, накидок, скатертей – не сосчитать. Да она и не считает – вышивает и раздаёт детям и внукам.

Талант передался от матери, до сих пор бережно хранится в шкафу приданое Валентины – связанная крючком ажурная скатерть. Показала мастерица и покрывало из разноцветных кусочков ткани – его она сшила, когда училась в школе.

Со временем освоила другие ремёсла – научилась ткать на станке дорожки-половики и даже шерстяные ковры. Они и сейчас лежат на полу и на диване – ворс из шерсти хранит тепло несравнимо лучше современных паласов и дорожек. Эти изделия знакомы не только родным – не раз работники Дома культуры просили их для оформления выставок. Самотканые ковры Валентины Петровны с яркими цветами на чёрном фоне побывали даже в Тюмени.

Семья-то большая…

В одной телепередаче Валентина Петровна увидела, как делают генеалогическое древо, составляют родословную.

– Думаю, дай-ка тоже попробую, хоть для себя. Начала вспоминать. Бельмесов Михаил – это дедушка, рядом бабушка. Родителей своих записала – вот мама, это отец мой. Там уже пошли дети. За ними внуки, правнуки, – говоря это, собеседница показывает схему на большом плакате, на которой овалами и стрелками обозначила всю семью. А семья Шевелёвых большая – с мужем воспитали пятерых ребятишек. Первым родился Вова, за ним Витя, Света, Надя и последний Коля. Детей выучили – все окончили по десять классов, получили профессию.

– Потом начали жениться, выходить замуж. Внуков у нас семь – маловато, конечно, – с улыбкой говорит Валентина Петровна. – Но зато правнуков уже двенадцать, теперь я богатая бабушка и прабабушка.

Самые частые гости – старший сын Владимир и его жена Светлана – живут совсем рядом, через дорогу. Остальные приезжают реже, но не забывают. А на стене расположились два десятка фотографий, с которых смотрят на маму и бабушку лица родных – при первой возможности снова соберутся в родительском доме.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "старшее поколение"