По зову сердца и Родины
У Ильи Ананьевича Ищенко из Новой Деревни поистине уникальная судьба. Рождённый в революционный 1905 год, он прошёл нелёгкий жизненный путь, в котором чередовались труд и война – да не одна, а три!
В Гражданскую войну батрачил на кулаков, чтобы хоть как-то выжить в свои двенадцать лет – работал за кусок хлеба. В 1927 году ушёл в Красную армию, два с половиной года служил кавалеристом конницы Ворошилова в Полтаве и на Дону. После демобилизации семь лет, это были 1930–1937 годы, работал на тюменском участке железной дороги слесарем и осмотрщиком вагонов. После чего уехал в Читу, где ушёл добровольцем в армию.
К началу Великой Отечественной войны Илья Ананьевич уже был опытным бойцом, за плечами которого – бои у озера Хасан и на Халхин-Голе во время советско-японского военного конфликта. А ещё, демобилизовавшись, он успел поработать шофёром в Юргинской автоколонне.
С первого до последнего дня Великой Отечественной войны находился в действующей армии. В составе 14-й, 10-й гвардейской Печенгской дважды Краснознамённой стрелковой дивизии 35 гвардейского стрелкового полка прошёл много фронтовых дорог. Командовал отделением. Десять лет служил кадровым военным советской армии. Сражался в 46-й отдельной истребительной противотанковой бригаде. Оборонял Советское Заполярье. Воевал на Карельском, Волховском, Ленинградском, Северо-Западном и Забайкальском фронтах. Прошёл через всю Европу, встретил Победу в Германии, в Берлине у Бранденбургских ворот – памятника-символа, где нацисты проводили парады и шествия с факелами.
Днём Победы боевой путь Ильи Ищенко не закончился. Кадрового военного направили на Дальний Восток для разгрома японских милитаристов. В 1945 году, с 8 августа по 30 сентября, участвовал в боях в Манчжурии и Корее, закончил войну в городе Мугден.
Трижды был ранен и контужен. Награждён орденом Красной Звезды, медалями "За оборону Советского Заполярья", "За отвагу", "За оборону Ленинграда", "За Победу над Германией", "За победу над Японией", знаком "Гвардия".
В краеведческом музее хранится самодельный алюминиевый портсигар с инициалами владельца – И.А. Ищенко. Подобные портсигары бойцы, как правило, изготавливали из алюминиевой обшивки сбитых самолётов – чтобы не кануть безымянно. Чтобы спустя десятилетия люди помнили о том, что пришлось пережить стране. Чтобы не забыли великого подвига, совершённого советским народом и его героической армией в годы Великой Отечественной войны.