Памяти узников немецких концлагерей

Невозможно воспринимать информацию о военных годах спокойно. Сердце сжимается, когда видишь снимки тех лет, в которых отражены зверства гитлеровцев. Когда читаешь: «В фашистских лагерях было уничтожено 6 миллионов евреев и миллионы лиц других национальностей». Невозможно представить эту заоблачную цифру!

Словосочетание "концентрационный лагерь" связывают, как правило, с Освенцимом – городом в Польше, расположенным в 60 километрах от Кракова. В войну это был первый и самый большой из гитлеровских конц-лагерей – Аушвиц-Биркенау. Его узников освободили из плена 27 января 1945 года войска Советской армии. Поэтому в 2005 году Генеральной Ассамблеей Организации объединённых наций именно этот день установлен как Международный день памяти жертв Холокоста. Кофи Аннан, в то время Генеральный секретарь ООН, назвал эту дату напоминанием об имеющих всеобщее значение уроках этого, цитирую, беспрецедентного проявления зла, которое нельзя просто оставить в прошлом и предать забвению.

Документальные фильмы и фотографии, сделанные, как правило, самими нацистами, в которых раскрыта правда о варварских преступлениях фашистов, не должны никого оставлять равнодушными. Вглядываюсь в чёрно-белые снимки. Вот немецкий офицер в сапогах, начищенных до блеска, на фоне печи, возле которой набросана куча – только внимательно приглядевшись, понимаешь, что это не дрова, а людские измождённые тела, больше похожие на скелеты. Вот, наоборот, на переднем плане гора из трупов, позади – немецкие офицеры. А вот фотография из детского лагеря: вдоль стены за колючей проволокой дети, которым на вид по 10–13 лет. Фигуры выглядят упитанно, только пристально вглядевшись, понимаешь: под надетой не по размеру полосатой робой – множество тряпья, которое когда-то было платьями, кофтами, платками.

Думаю о том, каково было жить с этими воспоминаниями тем, кто всё это видел вживую. И не только видел… В нашем районе такими воспоминаниями ещё несколько лет назад могли поделиться Владимир Александрович и Вера Александровна Дежурные, Лидия Андреевна Гидринович и Мария Ивановна Лупикова из Нового Тапа. В годы Великой Отечественной войны они были малолетними узниками концлагерей.

Из материалов районной газеты

"Семья Владимира Александровича Дежурного попала в оккупацию в самом начале войны. Фашисты заняли деревеньку Бабиничи под Витебском. В доме Дежурных разместился немецкий штаб. Семья перебралась в баню, которая топилась по-чёрному. Завоеватели хозяйничали в деревне: ловили кур, кололи свиней, сгоняли скот и отправляли в Германию".

"Всё население деревни погнали в Витебск. Формировались составы из "тепляков". Вагоны забивались пленными. Местом назначения был фашистский концлагерь в Литве, в Алитусе. Лагерную баланду даже при диком голоде есть было невозможно".

"В феврале 1944 года узников привезли в концлагерь в Михендорфе, в пятидесяти километрах от Берлина. Володе навеки в память врезался немец по имени Ганс, сытый, огромный, цыганисто чёрный, против обыкновения – арийцы, как правило, рыжие или шатены. Детям запрещали бегать во взрослый барак. Чёрный Ганс забивал до крови и мать, и ребёнка. Попадался под руку и Володя Дежурный. Видел, как, поспешно крестясь, мама в ужасе закрывала глаза".

"Сетка-рабица трёхъярусных нар, служившая матрасом, впивалась в тело, кожа ссохлась, шелушилась и зудела. "А сегодня чего будем исть? – спросил Вова у сестёр. Вере с Риммой было чуть за десять лет. Вале – пятнадцать. Мише – четырнадцать. Младшая, Лида, заболела от переохлаждения в первый же день после лагерной помывки ледяной водой. Девочку увели, расстреляли. Сбросили в общую яму. Володя пробрался к огромной общей могиле: людей кидали и кидали друг на друга. Засыпали землёй".

"Михаил однажды подлез под колючую проволоку и пошёл в город в поисках еды. Не очень-то много находилось желающих совершить такой поход, рискуя жизнью. Работал у одного бюргера, не щадя себя. Вернулся к утру с мешком, наспех перевязанным верёвкой. Ещё не веря, что благополучно миновал опасный путь, брат склонился над мешком при тусклом свете раннего утра. И вдруг отшатнулся: вонючая тёмная шерсть. Дохлая кошка. Из дрожащих рук выпал мешок, ноги стали ватными. Миша только ахнул в своём бессильном отчаянии. А сёстры не знали что сказать".

"Володя попросился вниз. Его привязывали к нарам, чтобы не упал. Прятали не раз от лагерного медработника. Тот каждое утро обходил барак и выявлял больных. Всех с подозрением на тиф, дизентерию, другие заразные болезни, уводили. В бараке эти пленные больше не появлялись. Так случилось и с маленькой Лидой".

Жизнь стремительна в своём течении: скоро будем отмечать 75-летие Великой Победы. Уже выросло не одно поколение россиян, для которых Великая Отечественная война – лишь страница в истории Отечества. Но война не стёрлась из людской памяти, потому что история касается каждого. Память сохраняет то, чего уже нет, что давно прошло. Даже самые страшные, самые жуткие воспоминания.

Сильные строки написал в своё время Роберт Рождественский: "Эта память, верьте, люди, всей земле нужна. Если мы войну забудем, вновь придёт война".

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Великая Отечественная война"