Энергия района – в руках диспетчера

Для диспетчера Юргинского района электрических сетей Александра Тарасевича этот год в производственном плане – юбилейный. 25 лет он трудится в системе энергетического комплекса района. В течение двадцати лет, как старший диспетчер, организовывал работу районного диспетчерского пункта, в подчинении которого находится аварийная оперативно-выездная бригада.

А приехал Александр Николаевич в Юргинский район в 1984 году по распределению после окончания Иркутского сельхоз-института.
– В Тюменскую область тогда было направлено около пятнадцати выпускников, – вспоминает он. – Изначально меня распределили в Ишимскую зону, но в областном управлении переиграли и предложили на выбор Вагайский и Юргинский районы. Судьбе было угодно, чтобы я попал сюда. Тогда здесь действовало производственное межхозяйственное предприятие "Агропромэнерго", которое занималось обслуживанием коллективных хозяйств района. На тот момент было девять колхозов, почти все работающие в них энергетики входили в штат нашего предприятия. Исключение составляли два крупных колхоза – в Северо-Плетнёво и Зоново, где в штате были свои электрики.
К 1994 году, в связи с реформами в стране, система "Агропром-энерго" оказалась не востребована, пришлось искать другую работу. Обратился к начальнику Юргинского РЭС Владимиру Дементьеву и был принят на должность электромонтёра ОДГ – так тогда звучала должность диспетчера.
– У Владимира Александровича редкий дар – человечность. За производственным процессом, за сухими цифрами отчётов он не забывал о людях. Мудрый руководитель, понимающий, разрешал конфликтные ситуации, не повышая голос. Отношения в коллективе смог выстроить по принципу взаимоуважения, – вспоминает собеседник о бывшем начальнике. И перечисляет коллег, с которыми трудится в одной связке: – Сегодня в районной диспетчерской службе под руководством старшего диспетчера Степана Хабардина работают Александр Мезенцев, Алексей Матвеев, Михаил Давыдов, Василий Ушаков.
Слушаю Александра Николаевича и невольно заглядываю в монитор компьютера. А точнее двух компьютеров: на одном – карта электрических сетей всего района с разбивкой по поселениям и журнал событий, где отображается состояние подстанций с необходимостью проведения работ, на другом – все данные по погодным условиям в режиме онлайн.
– Крупные неприятности могут "организовать" нам ураганы, грозы и морозы, когда отключение происходит по нескольким населённым пунктам, – поясняет диспетчер, перехватив мой взгляд. – А бригада работает одна. Приходится мобилизовывать весь коллектив: обращаться за помощью ко всем сотрудникам, привлекать их к работе, несмотря на выходные и праздничные дни.
Прошу Александра Николаевича описать один рабочий день, а точнее дежурство, так как диспетчеры работают по скользящему графику. Дневное дежурство в течение двенадцати часов – с 8-00 до 20-00.
– На работу приходим раньше, к половине восьмого, – множественное число собеседник использует, потому что ассоциировать себя с коллегами – его обычное состояние. Употреблять местоимение "я" Александру Николаевичу не свойственно. – Эти полчаса нужны, чтобы принять смену: просмотреть документы, ознакомиться со схемой, с изменениями и отклонениями в ней, просмотреть записи в журнале событий, осмотреть оборудование на подстанции, производя запись на видеокамеру, сделать отметку о состоянии здоровья. По высокочастотной связи сдаётся рапорт в вышестоящую организацию, расположенную в Заводоуковске. Затем начинается текущая работа с бригадами.
В понятие "текущая" входит работа с заявками, которые поступают на подстанции, по распределительным сетям. Время от времени раздаётся телефонный звонок, голос на другом конце провода может сообщить об отсутствии в доме света или аварийной ситуации.
– Все звонки принимаются, обрабатываются, о каждом докладывается руководству, выписывается соответствующий наряд или распоряжение, – поясняет Александр Николаевич и, чтобы не быть голословным, зачитывает несколько заявок из журнала сообщений: – Инженер релейной службы Семёнов подаёт плановую заявку по подстанции Зоново на проведение ремонтных работ. По нашему сообщению там происходит отключение электроэнергии, туда выезжает оперативный персонал, в данном случае персонал релейной службы, и производит работу под запись на видеокамеру. А вот заявка мастера распределительных сетей Болотова о проведении техобслуживания. Диспетчер, со своей стороны, обзванивает учреждения, предприятия и организации, предупреждая о плановом отключении электроэнергии. Обзванивать частных потребителей, сами понимаете, возможности нет, и это создаёт определённые проблемы: люди звонят, чтобы выяснить причину, приходится терять время, отвечая на многочисленные телефонные звонки.
При возникновении аварийных ситуаций энергетики отменяют все плановые мероприятия и занимаются ликвидацией аварии. Виновниками таких авралов, помимо природной стихии, бывают люди: кто-то непреднамеренно сбил опору на поле во время сельхозработ, а кто-то умышленно срубил кусок кабеля, решив таким образом поживиться. А результат один – работники РЭС исправляют сбой в электроснабжении, восстанавливая линии. При этом в процессе задействованы все: от монтёров до руководителя, включая диспетчеров.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "человек труда"