Я умею. Я смогу. Я сильная
Настрой на позитивное мировоззрение – главный жизненный и профессиональный принцип участкового специалиста по социальной работе КЦСОН в Зоновском сельском поселении Гульбаршин Айтбаевны Иманбаевой.
Мы знакомы давно, ещё с тех лет, когда она работала главным экономистом агрофирмы имени Чапаева и была хорошим пропагандистом в системе партийного политпросвещения. Привычнее мне было бы называть её просто Гуля, как героиню любимой повести в моём детстве "Четвёртая высота". Но, оказывается, нельзя, недопустимо, если следовать служебному этикету социального работника. Никаких фамильярных обращений, никаких "девушка", "мужчина", без всяких там "баб Моть". Не рекомендуется в работе с населением, с посетителями. Недопустимы фразы типа: "у меня нет никакой информации", "а я причём?", "это ваши проблемы", "мы ничего не можем сделать для вас". А как тогда, спросите. А так: "Давайте мы с Вами сделаем следующее", "Одну минуту, я уточню", "В нашей с Вами ситуации поступим так". Для Гульбаршин Айтбаевны неукоснительное следование служебному этикету – норма. Недопустимо быть невнимательными, некорректными. Нельзя быть несчастными, одинокими, разбитыми, больными и нелюбимыми, считает она и напоминает об этом время от времени и себе, и своим посетителям-зоновцам. Так-то вот. Чего не добьёшься силой и напором, возьмёшь культурой общения, искренним непоказным вниманием к людям и их проблемам.
Смотрю на Гульбаршин Айтбаевну и ничуть не сомневаюсь в искренности её слов. Сильный экономист сельхозпроизводства с двадцатилетним стажем, плюс практический опыт индивидуального предпринимателя. Есть возможность опереться в работе не на чей-то, а на собственный жизненный багаж.
Даже внешность, маникюр для неё вещи необходимые, поскольку, как известно, попытка компенсировать отсутствие косметики и работы над собой исключительно свойствами личности получается далеко не у всех. Кто там будет из посетителей вглядываться в недра души? На это нацеливают специалисты Центра социального обслуживания населения муниципального района. Рассказывают, как добиться реализации проблем, как научиться отделять главное от второстепенного, несущественного, найти верный стиль поведения в разных служебных ситуациях. Наконец, как не попасть под горячую руку разбушевавшегося выпивохи, как вразумить мамашу, едва стоящую на ногах. Её контингент! В неблагополучные семьи приходится выезжать постоянно и нередко в ночь-полночь. С главой сельского поселения Галиной Андреевной Задорожной, специалистом администрации Ириной Николаевной Михайловой, сельским медиком Татьяной Ивановной Диогеновой. В таких выездах по тревожным сигналам трудно бывает рассчитывать на вразумительные ответы. В этих случаях менторство вызовет взрывную реакцию. Поэтому главная задача штаба экстренного реагирования – обезопасить детей. А воспитательную работу с пьющими родителями лучше оставить на завтра. Для Гульбаршин Айтбаевны эти правила – основополагающие вещи в работе.
Она из так называемой межнациональной семьи. Женщина, перенёсшая кому, страдающая неизлечимым недугом, но сохранившая удивительную лёгкость, способность работать, живой интерес к окружающей жизни. Родилась и выросла Гульбаршин Айтбаевна в Казахстане, в Павлодарской области. Степной край, жара, "горячий цех", какое производство ни возьми. После школы училась в Омске, окончила сельхозтехникум по специальности экономического профиля. Вернулась домой в Казахстан, вышла замуж. Муж Валерий Акажанович работал на железной дороге. В традициях семьи перемешалось столько национальных черт и особенностей! Отец Гульбаршин Айтбаевны – казах, у её матери – немецкие корни. У бабушки мужа – тоже немецкие корни. А имя русское – Валерий, что для многонационального Советского Союза дело обычное.
Они и сейчас часто бывают в Казахстане и национальные праздники отмечают в кругу родственников, и молятся в мечетях. Приезжают в Казахстан – надышаться не могут: степь, воздух родины. Там корни, там родные могилы. Домой в обязательном порядке везут конину – для бешбармака. Другую основу для национального блюда они не признают. И много всего казахского – к столу. Гульбаршин – большая мастерица по части готовки. Казахские манты, бешбармак, баурсаки получили прописку в её доме. Она к ним привыкла с детства, любит готовить и есть. Сладкие кирчики из сушёного творога, коспа – к чаю. Ну и гусь фаршированный, рыбные пироги. Без традиционных сибирских блюд в их доме не обходится ни одно застолье. Деликатесов и собственных заготовок хватает за глаза и себе, и детям. Как у всех зоновцев, у Иманбаевых полон двор птицы – кур, уток, гусей. Большой огород. Ведь если разобраться, главная цель труда всей жизни – и есть достаток семьи, сына и дочери, любимых внуков Карины и Дамира.
В Зоново Иманбаевы с 1985 года. Тогда это было, как переехать в соседний аул. Ни границ, ни виз, ни загранпаспортов. Собрали чемоданы, сели и поехали в Сибирь. В Павлодаре были сложности с жильём, заработки скромные. А в Зоново все вопросы в течение дня решились на раз-два. Иманбаевых приняли в колхоз имени Чапаева: её экономистом, его водителем. Дали новую трёхкомнатную квартиру. До сих пор сердечно благодарны председателю, заслуженному работнику сельского хозяйства Владимиру Прокопьевичу Зонову. Гульбаршин Айтбаевна с удовольствием постигала экономику сельхозпроизводства – живое интересное дело. Ей помогли обустроиться на новом месте, значит, её долг – оправдать надежды тех, кто в неё поверил. Такая житейская диалектика. Финансово-экономическая наука, хозвопросы – всё это открыло для Гульбаршин колхозное производство. Она уверенно чувствовала себя в поле и на ферме. Экономическая служба – это не только и не столько кабинетная работа. Перевески скота, хронометраж рабочего времени доярок и механизаторов, расценки, начисление оплаты труда – рабочий день с восьми часов утра до восьми вечера. Планирование – ежегодный производственный план колхоза и план на пятилетку. Экономическая служба колхоза имени Чапаева считалась одной из лучших в районе. Достойная оплата труда. Коллектив сплочённый, дружный. Сильные специалисты: Татьяна Анатольевна Зонова, Ирина Николаевна Михайлова, Екатерина Ивановна Мирошниченко, Юрий Анатольевич Шубин, Иван Прокопьевич Зонов.
Кризисные годы катком прошлись по экономике сельхозпроизводства. Падало производство, снизилась зарплата. Выдавали её частями. Экономист между людьми и администрацией как между двух огней. Как объяснить механизаторам и животноводам, отработавшим ответственно сезон, год и имеющим право на оплату в полном объёме, что выдана она будет, когда реализуют урожай, и в хозяйстве появятся "живые" деньги. Трудно было развиваться, как раньше, трудно было что-то планировать на перспективу. Трудно объяснить, что нет никакого обмана, а есть перекосы большого кризиса в стране и агрокомплексе.
В поисках способа выживания, выхода из ситуации Гульбаршин Айтбаевна ушла в частное предпринимательство. Веяние тех лет – она не упустила возможность, рассудив, что навыки у неё есть, знания есть, наработанные связи в банковских, налоговых структурах. Но как трудно было тянуть одной лямку предпринимательства, доказывать каждым своим шагом, что ей по плечу рыночная арифметика и торговля.
Внутренние переживания, стрессы, перегрузки оказались не бесследными, сломили здоровый организм. Она тяжело заболела. Областная клиника. Состояние комы. Не оставляющий надежды диагноз. Чуткость и внимание близких, специалистов Центра социального обслуживания населения согревали её в эти дни, возвращали к жизни. На новом месте Гульбаршин Айтбаевна успела проработать всего ничего, пять месяцев, а коллектив беспокоился, помогал и поддерживал. Специалист Центра Елена Алексеевна Гилёва звонила многократно в течение дня.
Она думала, что не выберется из кризисной ситуации, понимала, что с инвалидностью шансов вернуться в рабочий строй очень мало, что работник она никакой. Нет знаний в новом деле. Нет сил. И тут рука, протянутая навстречу, на помощь. В дни депрессии, душевной смуты, отчаяния коллеги не оставили её:
– Берите себя в руки – не надо констатировать проблемы с фатальной неизбежностью. Хотя бы на пару часов, но приходите на работу. Только общение с людьми спасёт Вас.
Она с головой ушла в мало знакомое дело. В нормативные документы, работу с льготными категориями населения, в санаторные путёвки и проездные билеты, в проблемные семьи. Общаясь напрямую с инвалидами, видела, что есть ситуации, когда людям многократно труднее, когда немыслимо сложно. Училась смотреть выше личных бед и недугов. Это помогло стать органичной в новом для неё деле и полюбить его. Все эти годы проблемы со здоровьем не отступали ни на шаг. Но именно они стали свидетельством её стойкости и силы характера.
Для Гульбаршин Айтбаевны любой опыт ценен. Профессиональное занятие помогает обрести силы и уверенность в себе. Она получает удовлетворение, когда видит, что после сложных, а порой патовых, ситуаций дела в семьях, где работает штаб экстренного реагирования, начинают улучшаться. Кого в ней сегодня больше: педагога, психолога, консультанта? Я спросила Гульбаршин Айтбаевну, какие профессиональные качества необходимы социальному работнику. Она ответила: "Ответственность. Умение слушать и реагировать профессионально и компетентно. Даже если решение вопроса не в моей компетенции – найти нужную информацию, телефоны служб и специалистов".
Пятый год она специалист по социальной работе. Ведёт электронные паспорта семей группы риска, работает с людьми с ограниченными возможностями здоровья. 37 инвалидов в Зоновском сельском поселении. Сама – из этой же когорты. Надо выступить на фестивале с концертным номером – выйдет на сцену, споёт, порадует зрителей красивой лирической песней. На районной параспартакиаде выступить приглашает всех: съездите, поучаствуйте, отдохните. Среди её активистов Оксана Валерьевна Геращенко, Екатерина Владимировна Ожгибесова, Сергей Андреевич Вершинский, Александр Юрьевич Никифоров, Алексей Александрович Рыжов. Зоново для неё – это дорогие и родные места, ставшие близкими люди. Для неё, как и для других односельчан-зоновцев, нет других ценностей, кроме перспективы долго и счастливо жить на этой земле.