Чаяниями прихожан
Первые сведения о том, что в селе была церковь, я встретила в книге «Из истории церквей г. Тюмень, Ишимского, Тюменского и Ялуторовского уездов XIII – начала XX вв.», которая находится в Тюменском областном архиве. Михайло-Архангельская церковь, деревянная, одноэтажная, и колокольня были перевезены на средства прихожан из села Юргинское в 1906 году. В церкви был один престол во имя Архистратига Михаила. Ранее володинские крестьяне были причислены к приходу Юргинской церкви.
В Юргинском приходе на сентябрь 1903 года числилось душ мужского пола – 2405, женского – 2476, в том числе жителей деревни Володиной мужского пола – 627, женского – 670. Количества этого достаточно, чтобы открыть свой храм. Это из рапорта благочинного священника Николая Ампенова Антонию, епископу Тобольскому и Сибирскому. ("Дело о строительстве церкви д. Володиной Ялуторовского ведомства от 1903 г.", ФИ-156. Оп. 18. Д. 122, документ находится в Тобольском государственном архиве).
4 июля 1903 года володинские крестьяне собрались на сельский сход и единодушно приняли решение об открытии самостоятельного прихода в деревне Володиной. Ходатайствовать о строительстве церкви было поручено Георгию Георгиевичу Андрееву. Документ подписали грамотные люди – пятнадцать человек: Григорий Сыщиков, Иван Григорьев, Василий Парфёнов, Николай Коровин, Сергей Михайлов, Кузьма Замятин, Пётр Замятин, Фёдор Замятин, Илья Замятин, Алексей Еськов, Иван Попов, Иван Замятин, Андреян Иванов, Савелий Поршнев, Лаврентий Некрасов. К сему приговору прилагался список крестьян по неграмотности. При составлении этого документа присутствовал володинский сельский староста Дерябин, а также настоятель церкви Святой Троицы села Юргинское священник Николай Румянцев.
В это время в селе Юргинское начали закладывать фундамент для строительства каменного Свято-Троицкого храма, существующего по сей день, а прежнюю деревянную церковь жители просили перевезти в Володину. Местные церковные власти были согласны передать деревянный храм володинцам, без иконостаса и церковной утвари. Для строительства храма нужны были средства. И тогда крестьяне стали собирать пожертвования. Это подтверждается рапортом благочинного священника Николая Ампенова в Тобольскую духовную консисторию и епископу Тобольскому и Сибирскому Антонию: "Володинские крестьяне уже собрали 158 рублей 30 копеек, кроме того, приложена 41 скотина и засеяно 5 десятин хлеба. Для увеличения средств на устройство храма приговором от 7 сентября 1903 года обязались внести побор по 50 копеек с платёжной души, что даст ещё 200 рублей. По продаже скота, хлеба и сборам от жителей соберётся от 700 до 800 рублей". ("Дело о строительстве церкви д. Володиной Ялуторовского ведомства от 1903 г." ФИ-156. Оп. 18. Д. 122. Лист 17-18).
Приведу сведения из подписных листов доброжелательных жертвователей деревни Володиной. Так, Михаил Фёдорович Дерябин вносит деньгами 5 рублей, приклад скотом – чёрный бычок, приклад хлебом – одна треть десятины овса, Никита Антонович Замятин – корову Чернушку и одну вторую десятины овса, Иван Нефёдович Антонов – 5 рублей и годоваловую тёлку, Матвей Никифорович Замятин – красного быка и одну шестую десятины овса, Иван Петрович Попов (владелец магазина) – 30 рублей, Евдоким Иванович Кашин – 10 рублей, Спиридон Иванович Кашин – 10 рублей, Василий Маркович Некрасов – 10 рублей и так далее.
Из Тобольской духовной консистории пришёл ответ от 8 октября 1903 года о том, что строительство церкви будет разрешено тогда, когда будет собрано не менее 2000 рублей, отведена для будущего причта узаконенная пропорция земли. Крестьяне снова собираются на сход, выбирают доверителя Прохора Ивановича Замятина и поручают ему написать прошение епископу Тобольскому и Сибирскому о выдаче книги для сбора доброжелательных пожертвований в пределах Тобольской епархии в течение года – с 10 июня 1904 года по 10 июня 1905 года.
В июне 1904 года выбрали уполномоченного ходатайствовать о строительстве церкви крестьянина деревни Стефана Фёдоровича Замятина. Более семи лет прошло с начала ходатайства и до освящения храма: с июня 1903 года по 31 октября 1910 года. За время строительства было испрошено и выдано пять книг по сбору добровольных пожертвований. Сборщики избирались на сельском сходе. В разные годы ими были Никита Филимонович Носов, Георгий Григорьевич Васильев, Степан Данилович Алексеев, Фёдор Михайлович Малышкин, Федот Иванович Прокопьев.
В феврале 1909 года доверенный от общества крестьян Стефан Фёдорович Замятин отчитался перед духовной консисторией о средствах, поступивших на приход: по сборным книгам – 2658, 21 рубля, от общества крестьян Володиной – 1668,21, а всего – 4326,42. И полный отчёт, куда израсходованы поступившие средства. А израсходовано всего 4045,48, в наличности – 280,94 рубля.
В деле имеется опись святых икон и других церковных вещей для передачи в Володинскую церковь (ФИ-156. Оп. 8. Д. 122. Л. 109–111). А также план и чертёж постройки церкви, фотография (ФИ-156. Оп. 8. Д.122. Л. 127).
31 октября 1910 года церковь была освящена. В духовную консисторию представлен акт: "Я, нижеподписавшийся благочинный 2 благочиния священник Николай Амперов, вследствие Указа Тобольской духовной консистории от 25 сентября 1910 года за № 13988 в сослужении с соседними священниками: Юргинской церкви Николаем Румянцевым и Иоанном Ражиковым, Бушуевской церкви Павлом Смородинниковым и Чумановской церкви Петром Петуховым – освятили новый деревянный храм в селении Володинском с совершением установленного церковного чиноположения, о чём и составлен настоящий акт".
В 1915 году в штате церкви состояли священник Андрей Гусев и псаломщик Фёдор Степанов. Священнику положено жалованье – 300 рублей в год, псаломщику – 100 рублей. Пахотная земля сдавалась в аренду – от 40 до 60 рублей в год, кружечных доходов за 2015 год было получено 300 рублей. Согласно отчёту, в селении Володинском было 228 домов, в них проживало 1700 человек.
А в 1928 году (по другим сведениям в 1929 году) храм святого Архистратига Михаила в селении Володинском был сожжён. Пылали храмы по всей стране, а вместе с ними уходила православная вера.