Учительница первая моя

Есть школьный термин: повторение пройденного. Для меня рассказ об этом уникальном учителе – повторение пройденного. Знакома лично, знаю и помню по работе в школе, довелось общаться и писать, работая в редакции. Информационный повод встретиться снова – юбилейная дата рождения в 2016 году: 85-летие. Пройти вместе большой профессиональный путь.

Во всех уголках страны

"Учительница первая моя", – говорят о ней в Юрге и Палецкой многие, включая солидных руководителей, талантливых специалистов и просто умудрённых жизненным опытом уже в возрасте односельчан. О ней благодарно вспоминает всё взрослое население села. Да разве только у себя в районе знают и уважают Людмилу Васильевну Палецких! Её ученики живут во всех уголках большой страны.
За свой многолетний и многогранный труд она не получила высоких званий, престижных учительских наград, титулов. В её альбоме бережно хранится лишь похвальная грамота отдела образования района. Маленькая деревенская школа. Скромный человек по сути, негромкий, неамбициозный. Зато живёт она в благодарной памяти своих учеников, глубокое и искреннее уважение которых к своей учительнице является всеобщим и неоспоримым. Приглашается на все учительские торжества. Вот и в этом году на районное чествование ветеранов педагогического труда пригласили лично. Не поехала, сославшись на плохое самочувствие: глаза плохие, ноги подводят. Но Почётную грамоту и подарочный сертификат коллеги доставили и вручили. Смущалась и очень извинялась, что "сдала" в последнее время, как это свойственно скромным, застенчивым людям. Но было так приятно и радостно!
Мне всегда вспоминается момент открытия начальной школы после капитального ремонта. Людмила Васильевна была в числе односельчан-зрителей. Её ученик, сегодняшний руководитель агропредприятия СПК "Палецкая" Владимир Борисович Толстокузов, собрал цветы у приглашённых на торжество высоких гостей, представителей власти и подарил этот огромный букет деревенской учительнице. Кстати, после службы в Советской армии, Владимир Борисович воевал в Афганистане, он первым делом навестил свою учительницу. Огромный, возмужавший, влетел к ней с букетом красных гвоздик. Сегодня, с точки зрения жизненных ценностей, школа и первый учитель для него, как и для большинства учеников Людмилы Васильевны, стоят в одном ряду с такими понятиями, как малая родина, мама, дом.
Людмила Васильевна родилась в деревне Палецкая, всю жизнь прожила в ней. И ей посвятила трудовую деятельность. С той поры, как осознала себя в этом мире, жила мечтой о школе. Особым ореолом были отмечены в её детском воображении те, кто ходил в большой деревенский дом с высоким крыльцом и табличкой: Палецковская начальная школа. Школы в деревне было две. Обе начальные. По простой причине: приспособленные для учебных занятий жилые дома едва вмещали большое количество деревенской детворы. В одной из школ работала учителем Людмила Андреевна Палецких, в Юрге о ней помнят многие. Мне о Людмиле Андреевне рассказывала не раз мама – она у неё училась. Во второй, где выпало учиться нашей героине, педагоги менялись очень часто. После окончания третьего класса Людмиле, как самой прилежной и грамотной школьнице, педагоги доверяли проверять тетрадки младших учеников.

Дедюрина Н.В., бухгалтер СПК "Палецкая":
– Палецковскую начальную школу не забуду никогда, впрочем, как и все жители деревни. Уютная, светлая, пахнущая по-настоящему школой, детством, какой-то беззаботностью, весёлостью, радостью. Помню, классная доска висела, закрывая сразу два окна. Третье окно – с видом на небесную синь, серебристую речку. Крыльцо было крутое, ступенек много.
Людмила Васильевна – педагог от Бога. В ней всё – учительское. И человек очень душевный.
В начале жизни школу помню я

Среднее образование Людмила Васильевна получала в Юргинской средней школе. Тогда все жили общей бедой и болью – шла Великая Отечественная война. Оставшись без мужей, женщины надрывались в колхозе, на вздымке. Все заботы о домашнем хозяйстве, скотине, огороде, сенокосе, дровах оставались на ребятишек. Дети рано взрослели. С ранней весны до поздней осени работали в колхозе: пололи посевы, косили сено, лопатили зерно на току. В сенокос пешком добирались до займища, разбивали в пух и прах последнюю плохонькую обувь. Убитые горем от похоронок, которые приходили не по одной в каждый дом. Ни форменных платьиц, ни фартуков, ни более или менее приглядных сносных ботинок. Это была не та школа, что представлялась ей в детских мечтах. Строгая, суровая, военная. Занятия проходили в трёх зданиях. Старшее поколение юргинцев их помнит: школа новая, школа старая, школа зелёная. Но как были увлечены ребята учебными занятиями, которые проводили Вера Михайловна Нечаева, Мария Ивановна Колдамасова!
Работая в школе, она помнила уроки лучших своих учителей. Старалась так использовать возможности занятий, чтобы каждый из её учеников максимально осваивал программу начальной школы. А в среднем звене, где они продолжали обучение, им было легко. Учительница старалась привить трудолюбие, старание, интерес к учению. Дать качественные базовые знания. Много внимания уделяла каллиграфии, чистописанию. Вспоминает, как карандашом писала строчки букв в тетрадках, а мальчишки обводили их ручкой. Они не дружили с чистописанием и поэтому вместе с учительницей уходили позднее всех из школы. Затемно.

 

Фатюшина О.Б., заместитель директора по учебной работе ЮСОШ:
– Школа – это действительно второй дом. Это я теперь понимаю. Людмила Васильевна – полноправная в нём хозяйка. Добрая и в то же время с нотками строгости. Объясняла материал очень понятно и доходчиво. Скромная причёска, пальцы всегда белые от мела – такой мне запомнилась учительница первая моя. Мы с радостью бежали в школу, с нетерпением ждали уроков, хоть, как и все школьники, боялись "контролок". Помнится крепкая дружба между учениками всех начальных классов. На печке готовили чай. В обед нас всегда поили чаем с булочками или с простенькими бутербродами: хлеб с маслом. В пустой классной комнате стоял большой комнатный цветок. Иногда мы срывали нежно-розовые соцветия – они были кислыми на вкус. До сих пор при воспоминании об этом кислит во рту.
Людмила Васильевна очень красиво писала. И нас научила этому. Много внимания уделяла правильному письму: с наклоном, с нажимом. На уроках труда мы делали закладки в учебники, перочистки для перьевых ручек. На столе Людмилы Васильевны было много подточенных карандашей, тетрадей ровные стопки. Всё в строгом порядке. Она и нас приучала содержать все принадлежности в порядке.
Таблицу умножения, стихи, отрывки из прозы, правила – даже не помню, чтобы кто-то не выучил. Было бы стыдно остаться после уроков. А песни? Урок пения был, конечно же, любимый всеми. И хором, и дуэтом находились любители исполнить песни советских композиторов. Вспоминаются походы, концерты в гараже и на ферме, куда мы ходили с нашей учительницей. Это так незабываемо.


Единое целое

Дома рабочий день Людмилы Васильевны продолжался: тетради, планы, наглядные пособия. Не управлялась за вечер – будильник ставила на четыре утра. Утром в учительском доме раньше других загорался свет. Уж на что трудолюбивые деревенские хозяйки, а принимались за работу часом поздней.
На скромную учительскую зарплату Людмила Васильевна покупала "с запасом" тетради для ребят, карандаши и ручки. Оформляла огромную по количеству изданий подписку.
Если в её душе, целиком отданной школе, оставалось место какому-то пристрастию, то это были книги. Чтение. В свободное от уроков время она часто читала вслух ученикам книги: "Улица младшего сына", "Молодая гвардия". Одну из книг, "Четвёртая высота" – о лётчице Гуле Королёвой, они особенно полюбили и просили почитать.
Живёт Людмила Васильевна в том же высоком доме, неподалёку от здания, где раньше была школа. Нездоровится учительнице. Но о школе и учениках вспоминает часто и тепло. Никогда за многие годы не отделяла себя от школы. Сказать "школа" для неё было так же естественно, как сказать "мой дом". Продолжением трудового пути стали её ученики. И вместе они единое целое.

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "старшее поколение"