А в тайге горизонты синие
Новый Тап нынче именинник. Овеянному трудовой славой селу 65 лет. Торжества и праздничные встречи уже состоялись. Проведена учреждениями культуры и школой большая краеведческая работа. Записаны живые подлинные рассказы, которых нет в официальных документах и летописях. Слава одного из самых крупных в области лесодобывающего предприятия приходится на 70-80 годы. В летних публикациях мы поэтапно восстановили трудовую летопись села до сегодняшних дней. Этот рассказ основан на воспоминаниях всех тех, кто стоял у колыбели лесодобывающего предприятия – Таповского леспромхоза.
Дорогие мои земляки
Я счастлива, что в своё время видела Новый Тап процветающим. Молодым. Многолюдным. Красивым, зелёным. Снежным. Занесённым снегом по самые крыши, со столбами печных дымов, подпирающих небеса. Закованным в осенние облака, проливающие на лесные просторы щедрые дожди. Неимоверно комариным в летнюю пору. Впрочем, как и в каждом сибирском селе. Но вот люди в Новом Тапе! Я потом тридцать с лишним лет ездила по району, была во всех населённых пунктах – могу сравнивать. Таких душевных, искренних, радушных, таких ярких и незаурядных нет, пожалуй, нигде.
Посёлок начал строиться в 1951 году. История на памяти местных старожилов. В каком населённом пункте, к примеру, вам назовут первое захоронение на сельском кладбище? Здесь – скажут. Это был молодой вальщик леса Иван Григорьевич Якимюк. Погиб на валке леса субботним днём, а на воскресенье всю бригаду приглашал на свою свадьбу. Вместо свадьбы были похороны в посёлке. Сейчас кладбище густо "заселено". Земля приняла первопроходцев, орденоносцев, лучших тружеников села.
Таповский леспромхоз: как всё начиналось
Первопроходцы прибыли сюда, в непроходимую тайгу, в 1949 году из Лесновского лесопункта, привёз их технический руководитель Поисей Савватеевич Кривощёков. Начали валку леса по обоим берегам реки Тап. Был образован лесопункт Таповский, а в 1952 году он был разделён на два лесозаготовительных участка: Таповский и Сосновский. Начальником Таповского лесопункта был фронтовик Андрей Викторович Денеко, потерявший в боях руку. В ноябре 1951 года приехал В.Ф. Ващенко, который многие годы возглавлял Таповский рабочком. В Сосновке к этому времени были построены пять бараков и магазин. Частники застраивали улицы Ленина, Пионерскую, Маяковского, Белорусскую, Сибирскую.
Основным видом транспорта на лесозаготовках были лошадки. В основном немецкой и финской породы. Конный двор находился на улице Белорусской, на берегу реки Тап. Потом построили ещё три конных двора: Таповского лесопункта, Сосновского лесопункта и Сбыта. На лошадях трелевали и штабелевали лес, грузили вагоны.
Стране нужен был лес: круглый, пиломатериал, шпалы для железных дорог, столбы электро- и телеграфных линий, рудничный крепёж, берёзовый фанерный кряж. Сюда направлялась новейшая техника, которая имелась на тот момент, специалисты лесной отрасли. Быстрыми темпами прокладывали "железку" широкой колеи. В 1953 году стали строить узкоколейную железную дорогу, которая служила предприятию и населённому пункту до 1992 года. Перевозила миллионы кубометров леса. Сосновский лесопункт постепенно переходил на автовывозку – объёмы лесодобычи возрастали из года в год. Был создан мощный автопарк лесовозов, который в зимний сезон работал днём и ночью.
Едут новосёлы
Население посёлка росло. Администрация Заводоуковского леспромхоза переводила рабочих с других лесопунктов в Сосновку и Новый Тап. Выплачивались подъёмные, оплачивался переезд. Ехали жители сельских территорий – в леспромхозе хорошо зарабатывали. Ещё категория – плановые переселенцы из Белоруссии, Украины. Новосёлы отстраивались, обживались – целая улица Белорусская была заселена ими. Также сюда направлялись спецпереселенцы из Молдавии, Прибалтики, которые работали на строительстве и в лесу. Они проходили регистрацию и отмечались у военного коменданта. Приезжали просто по вербовке рабочие со своими семьями. Давались объявления о приёме на работу повсеместно – люди ехали со всех уголков страны. Кто-то, отработав определённое время, уезжал. Но большинство остались. Ещё часть трудовых резервов прибыла из химлесхозовских посёлков. Сосновые боры вырубались – подсочку вести было негде. Да и не требовалось уже в такой степени стратегическое сырьё военных лет – живица.
– В 1953 году я был призван в ряды Советской армии. Вернувшись через три года, я не узнал посёлок. Вдоль железной дороги стояли мощные дизельные краны для погрузки вагонов, на полную мощь функционировала УЖД. На лесозаготовку и вывозку хлыстов пришла мощная техника. На перевозке леса по железной дороге было задействовано десять паровозов ежедневно. Круглосуточно станция была забита штабелями леса, – вспоминал о годах работы в леспромхозе Виктор Филиппович Ващенко.
Нам позарез нужна "железка"
Ещё воспоминания. Антонина Григорьевна Переладова – легенда Нового Тапа. Приехала с Украины в Сибирь в 1948 году. Начинала работать на шпалозаводе посёлка Верх-Каменский. Ей довелось вести "железку" в Новый Тап. Вначале путепроходчики прокладывали линию до Лесного. Шпалы носили на плечах, рельсы тянули канатом вручную бригадой человек в пятнадцать. А следом за ними на готовый путь ставили вагоны для погрузки леса. Ходили рабочие на работу пешком. Селились во временном жилье: бараках, вагончиках, палатках. Палатки большие – в них две печки кирпичные, чтобы можно было жить зимой.
От Лесного трасса сложная: подъёмы, низины, болота. Подъёмы выравнивали: взрывники работали круглосуточно. В болотах брёвна укладывали в несколько рядов: вдоль и поперёк. Засыпали песком, выравнивали. Шли с укладкой пути дальше. С ноября 1949 года тянули линию до Низ-Укропа. Дальше – на Верх-Укроп, Берёзовку, 29 разъезд, десятый склад. В ноябре 1952 года закончили укладку широкой колеи до Сосновки. Бригаду перевели на узкоколейку до Дымкуля и Мочалихи.
Улучшались с каждым годом условия труда дорожных строителей. Вагончики-тепляки, чай, питьевая вода в бочках, горячие обеды на рабочем месте и в столовой – после первых трудных путей, когда воду топили из снега на совковых лопатах, – они казались царскими.
Миллион – Родине
Появились первые бульдозеры, которые грузили песок, формировали дорожные насыпи. Первые парокраны. Первым самоучкой освоил парокран З.М. Переладов. Потом он сдал экзамены и получил "корочки" классного крановщика. Захар Мелентьевич Переладов стал леспромхозовским стахановцем, выполняя нормы по погрузке леса на 180 и 200 процентов. Давал двойную норму.
Много было хороших трудовых традиций, профессиональных праздников. Но самый памятный, по мнению многих первопроходцев, встреча на переезде УЖД поезда с миллионным кубометром леса. Вёл его машинист Шаварёв. Народ ликовал. Это был праздник труда – сродни Первомаю.
Таповский леспромхоз занимал передовые места по Тюменской области, министерству лесного хозяйства. Памятным на трудовые достижения стал 1957 год: до предприятия был доведён план – заготовить один миллион кубометров леса. Заготовили новотаповцы на 115 тысяч кубометров больше плана. По оценке специалистов, вся древесина – первосортная. Руководителями предприятия были талантливые организаторы, знающие специалисты, окончившие вузы, академию лесного хозяйства, высшую партийную школу, М.Н. Руденко, П.Ф. Ляготский, А.С. Голубев, В.С. Тюлькин. Действовала вечерняя школа рабочей молодёжи, где получали среднее образование люди лесодобывающих специальностей.
Люди особой пробы
Замечательные люди трудились в Таповском леспромхозе в разные годы. В их числе герой социалистического труда А.М. Бревин, В.Ф. Плетнёв, А.М.Аферов, Ю.Д. Танчак, Н.В.Фатеев, Л.З.Полосухин, П.А.Дерябин, П.С. Кривощёков, В.А. Дежурный, В.И. Грикин, В.Н.Никанорова, десятки других. Многие из них удостоены высоких правительственных наград. В.Ф. Ващенко, воспоминания которого в основе рассказа, заслужил две правительственные медали, знаки "Победитель социалистического соревнования". Машинист тепловоза В.И. Грикин награждён орденом Октябрьской революции, С.И. Бурко, раскряжёвщик леса, – орденом Трудового Красного Знамени, М.А. Дежурный, тракторист, – орденом Трудового Красного Знамени, А.М.Аферов, машинист челюстного погрузчика, – орденом Дружбы народов, Ч.И. Яныш – орденом Трудового Красного Знамени, водитель Н.Г.Котюро, тракторист И.П.Ковалёв, бригадир станочников Н.К. Легезина – орденом "Знак Почёта", рабочий Ю.Н.Глазунов, мастер Я.З.Полосухин, машинист крана В.А.Южаков – орденом Трудовой Славы III степени.
Невозможно перечислить всех орденоносцев, лучших тружеников. Это люди особой пробы! Крепкой трудовой закалки. В разное время все они были героями наших очерков, статей, корреспонденций. Районную газету в течение всех этих лет связывала с предприятием тесная дружба. Пусть кто-то скажет: заблудились в эпохе. Не заблудились. Просто восстанавливаем вместе с новотаповцами летопись села-юбиляра, предприятия-флагмана, ставшего символом времени, мощной экономической силой и славой Юргинского района. Искренне признательна, что моя молодость и молодость Нового Тапа совпали.