Дмитрий Артюхов провел в Перми заседание комиссии Госсовета РФ по направлению "Молодежь и дети"
В молодежной столице России – Перми, состоялось выездное заседание комиссии Госсовета РФ по направлению «Молодежь и дети» в рамках семинара-совещания Росмолодежи с руководителями исполнительных органов власти регионов России, реализующих молодежную политику, а также отделений Движения Первых.
Заседание комиссии прошло в два этапа – пленарное заседание и стратегическая сессия, участие в которой приняли члены комиссии Госсовета РФ по направлению "Молодежь и дети" и участники семинара-совещания Росмолодежи.
С приветственным словом выступили губернатор Ямала, председатель комиссии Госсовета РФ по направлению "Молодежь и дети" Дмитрий Артюхов и губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.
"Проводим комиссию Госсовета РФ в молодежной столице России – это прекрасная возможность для всех участников ближе познакомиться с Уралом и в ходе обсуждения принять важнейшие для страны решения. В заседании участвуют министры молодежной политики, главы регионов. И в этом главная логика Госсовета – принимать решения, опираясь на мнение тех, кто работает с людьми и видит специфику на местах, в субъектах. Уверен, что сообща мы сможем приблизить выполнение целей нацпроекта "Молодежь и дети", которые ставит перед нами глава государства", – губернатор Ямала Дмитрий Артюхов.
Дмитрий Артюхов обозначил основные темы докладов пленарного заседания и озвучил вызовы, которые стоят перед сферой молодежной политики. Первое – развитие возможностей самореализации молодых людей после выхода на рынок труда. В округе для решения этой задачи реализуется сразу несколько проектов: программа оплачиваемых стажировок в органах госвласти для студентов старших курсов ведущих вузов страны, программа содействия трудоустройства на территории округа лучших выпускников ямальских школ "Ориентир: ЯМАЛ", Ямальская школа кадрового резерва.
Еще одна задача – необходимость усиления межведомственного взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Он отметил, что из 3,2 миллиона участников процесса – это педагоги, воспитатели в детских садах, работники культуры и допобразования, спецучреждений – специалистов сферы молодежной политики и актив Движения Первых всего 25 тысяч человек. Губернатор отметил, что на Ямале для решения этого вопроса создана Школа Ямолод – усилия по воспитанию детей и молодежи консолидируют в профильном департаменте. Губернатор сообщил, что для этого в регионе создана инфраструктура непосредственно в тех местах, где бывают ребята – это 119 молодежных пространств в школах и шесть – в колледжах.
Дмитрий Махонин рассказал об опыте Пермского края по профориентации молодежи – корпоративных классах, профильных школах и проекте "Первая профессия". Губернатор Пермского края обозначил подготовку квалифицированных кадров как одну из ключевых задач регионального правительства. По его словам, молодежная политика играет важную роль в обеспечении всех отраслей необходимыми специалистами, и важно начинать профориентацию как можно раньше:
"Мы стремимся к тому, чтобы дети уже в раннем возрасте осознанно выбирали профессию и определяли направление своего развития. При этом взаимодействие должно быть выстроено не только между органами власти, муниципалитетами и ведомствами, но и с работодателями, учебными заведениями. Только так молодежная политика сможет эффективно решать задачу подготовки высококвалифицированных кадров", – подчеркнул губернатор Пермского края.
В Пермском крае действует комплексная система профориентации, которая охватывает все возрастные группы – от дошкольников до студентов вузов. При поддержке предприятий в регионе создано более 400 профильных и корпоративных классов, где школьники знакомятся с различными профессиями и определяют дальнейший маршрут обучения. Также реализуется проект "Открытый университет" с участием старшеклассников, в том числе из других регионов. В вузах созданы "Профильные школы", расширяющие возможности профессионального самоопределения. По проекту "Первая профессия" обучение проходит в сетевой форме на базе колледжей и техникумов, оснащенных современным оборудованием. Школьники изучают теорию, отрабатывают практические навыки в учебных мастерских, а также проходят практику на предприятиях-заказчиках.
Руководитель Росмолодежи Григорий Гуров представил результаты исследования "Индекс поколения". Этот инструмент является источником выявления актуальных проблем и формирования практических решений для улучшения положения дел среди молодежи. Он рассказал, что комплексный анализ проводился на федеральном этапе по семи направлениям: образование, мировоззрение, работа и общественная деятельность, семья и связь поколений, здоровье и спорт, досуг и образ будущего. Самое высокое значение индекса среди них (66%) – в сфере "работа и общественно-полезная деятельность".
"89% молодежи в России работает, учится или находится в отпуске по уходу за ребенком. И это повод для гордости. Мы демонстрируем один из лучших показателей среди развитых стран – по данным Организации экономического сотрудничества, доля молодежи в возрасте от 15 до 29 лет, которая вообще ничем не занимается, так называемое "поколение NEET", в нашей стране – 8%, тогда как в США это 14%, в Испании – 16%, Италии – 23%, Турции – 28%", – сказал Григорий Гуров.
Председатель Комитета Госдумы РФ по молодежной политике Артем Метелев рассказал о развитии инициативного бюджетирования как механизма формирования активной гражданской позиции молодежи и вовлечения молодых людей в контур молодежной политики.
Статс-секретарь – заместитель руководителя Росмолодежи Денис Аширов доложил о кадровых вызовах в молодежной политике и озвучил задачи по снижению дефицита специалистов по работе с молодежью и повышению их заработных плат.
Заместитель руководителя Росмолодежи Юрий Лескин рассказал о развитии межведомственного взаимодействия в вопросах воспитания в субъектах РФ. Главным инструментом такого взаимодействия должны стать региональные и муниципальные межведомственные рабочие группы.
Заместитель председателя правления Движения Первых Ксения Янова выступила с докладом на тему формирования единого пространства воспитания, а также роли детско-юношеских движений в переходе молодых людей между сферами просвещения, высшего образования и молодежной политики.
Особое внимание в ходе заседания было уделено необходимости реализации всего потенциала государственной молодежной политики. Участники отметили важность комплексного подхода к работе с молодыми людьми, который объединяет воспитание, профориентацию, поддержку инициатив и развитие лидерских качеств.
Среди предложений: развитие системы межведомственного взаимодействия при реализации молодежной политики в регионах России и поэтапное повышение заработной платы специалистов по работе с молодежью до уровня педагогов дополнительного образования.
