Для пользы душевной

Встретила эпиграф к жизнеописанию преподобного старца Парфения Киево-Печерского: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13, 7-8).

О личном

Вот что о вере, о Таинстве Крещения говорит духовник Тобольской семинарии, наместник Свято-Троицкого монастыря г. Тюмень, архимандрит Зосима (Горшунов): "Господь даёт залог веры каждому человеку. Он должен проснуться и начать действовать. Когда меня в десять лет повели причащаться, спросили: "Пойдёшь причащаться?", я в ответ: "Не пойду". "Как не пойдёшь?" – схватили под руки, подняли и повели. Привели к отцу Иоанну Мельнику. И он мне так понравился, дал такое чудное наставление, которое до сих пор помню. Мне всё понравилось, и Причастие тоже. Я был такой окрылённый, даже удивился. И вот это во мне жило и после армии проснулось.

Когда люди принимают Крещение, им даётся залог. Если его развивать, вера охватывает всё существо человека. Если не развивать, то залог так и останется семечком, брошенным в землю, которое не поливается, не взрыхляется. Оно так там и лежит. Хорошо, если не сгниёт. Если где-то прорастёт, его нужно полить, взрыхлить, огородить. Тогда оно даст росток, листок, цветок, плоды. Так же и у меня получилось". (Журнал "Православный сибирячок", № 3)

Что касается нашей семьи, крестились с сыном Владимиром в один день, 16 января 2000 года. Володе на тот момент исполнилось 17 лет, мне – 38. Крестились всего шестеро человек, в том числе хорошие знакомые – Галина Семёнова, Алексей Семёнов, Владимир Платонов (светлая ему память!) и ещё малознакомая женщина лет 65-ти.

Спрашиваю у священника:

– Батюшка, а мне когда исповедоваться – до Крещения или после?

А батюшка отвечает:

– Да как же Вы можете исповедоваться – Вы же ещё не родились. Вот когда покреститесь, потом и исповедывайтесь.

После чтения молитв, обливания святой водой, миропомазания, обета, данного крещаемым, либо же крёстным, поручившимся за младенца, – после всех положенных действ иерей Геннадий Бодрягин сказал: "Ну вот, теперь с правой стороны у Вас будет находиться Ангел-хранитель".

Мало кто знает, что, кроме пастырского, ряд священников имеет и педагогическое высшее образование, потому часто и ведут уроки в общеобразовательных школах, воскресных школах для детей и взрослых.

Однажды у меня в работе возникли изменения – перевод на другую, более ответственную, должность. В растерянности подхожу к иерею Андрею Тимошенко, спрашиваю:

– Батюшка, что делать? Меня переводят художественным руководителем в ДК "Строитель".

– А у вас есть выбор? – спрашивает священник.

– Нет выбора, ну тогда, батюшка, благословите.

Взяла благословение и с Божией помощью проработала девять лет до выхода на пенсию и ещё затем полтора года потрудилась. И коллектив подобрался дружный, помогали друг другу всегда. Так, начинающий директор не знала специфику работы, не доставало знаний, опыта в составлении текстового отчёта, планировании работы на год, поэтому делали вместе. Молодые специалисты помогали, в свою очередь, в проведении мероприятий – концертов, игровых и досуговых программ. Вместе участвовали в различных районных конкурсах.

Иерей Андрей Тимошенко однажды удивил тем, что, совершенно не зная ситуации, спросил:

– Тётя Зина, как у Вас дела на работе?

– Да, батюшка, изменения некоторые произошли, директор новый.

– А Вы её по имени-отчеству зовите, да на Вы, а-то она добрая, добрая, да и... – далее батюшка не стал договаривать. Но, может, имел в виду: "да и кулаком по столу".

Я чуть не присела тогда. Только подумала: "Откуда он знает, что я директора на "ты" зову и просто по имени? Батюшка даже не видел её!".

Читаю у Оптинских старцев: "Если всегда утешение и утешение – это всё равно, что дождь и дождь – всё спреет, или жара, жара – всё высушит солнцем. А вот если дождь и жара вперемежку – это нормально. Так радость и печаль, утешение и скорби вперемежку – это естественно, так и должно быть".

Путь к Богу

Во время молитвы или до молитвенного делания в храме часто зажигают свечи. Свеча есть свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету, своим горением перед иконой она являет теплоту любви ко Господу, Божией Матери или святому. Паисий Святогорец говорил: "Свеча – это антенна, с помощью которой мы вступаем в контакт с Богом".

Молитва – это разговор с Богом. Как точно сказал Архиепископ Платон Костромской: "Принуждай себя вставать рано и в определённое время. Как только пробудишься, тотчас обрати свою мысль к Богу и, осенив себя крестным знамением, поблагодари Его за прошедшую ночь и за все Его милости к тебе. Попроси Его руководить твоими мыслями, чувствами и желаниями, чтобы всё, что ты будешь делать, было угодно Ему".

Поделюсь притчей о неверующем парикмахере и верующем клиенте.

"Клиент:

– Знаете, а что я Вам скажу: парикмахеров нет, они не существуют.

– Как это не существуют? – удивился неверующий в Бога парикмахер.

Клиент продолжил:

– А если бы они существовали, не было бы столько бородатых и заросших людей.

– Как? Да они просто ко мне не приходят! – изумился парикмахер.

На что верующий в Бога клиент сказал:

– Вот так и люди к Богу не приходят, поэтому столько горя, бед, войн и смертей".

Поскольку человек состоит по природе из тела, души и духа, важно помнить о спасении души, молиться, каяться, ходить на Причастие.

Время от времени вспоминаю ещё слова, сказанные на проповеди иереем Александром Поповым: "Порой нам кажется, что с нами несправедливо поступают. Правду-то мы восстановим, а пути Господни нарушим".

Вспомнился и рассказ Валентины Павловны Балиной, работника церковной лавки Покровского храма в Тобольске (светлая ей память!), о том, что приехали как-то монахи с Афона в город Тобольск, в дар привезли чётки и, посетив Покровский храм, Софийско-Успенский собор, раздавали их по своему усмотрению. Валя подумала: "Вот бы мне тоже чётки подарили монахи". Но увы, всем желающим их не хватило. Прошло совсем немного времени, монахи уехали. "Стою возле Распятия, – рассказывала Валентина, – молюсь на коленях и ощущаю, что кто-то легонько толкает в спину и говорит: "На тебе чётки, на!". Поворачиваюсь и вижу архимандрита Зосиму с чётками в руках. Не зря говорят, что он обладает даром прозорливости".

Как жить?

Понравилось выражение: "Все знают, как другим жить, но никто не знает, как самому жить". И ещё одно изречение: "Все видят грех, но никто не видит слёзы покаяния".

И всё же, как жить? Отвечу словами Оптинского старца Амвросия: "Жить не тужить, никого не огорчать, никого не обижать, никого не осуждать, вам моё почтение".

Поделиться: