Послание губернатора Тюменской области А.В. Моора Тюменской областной думе "О положении дел в области и перспективах ее развития". 2020 год

Уважаемые депутаты Тюменской областной Думы!

Уважаемые почетные граждане, представители органов власти, науки, культуры, деловых кругов, местного самоуправления!

Дорогие тюменцы!

Такого года в истории Тюменской области, всей России, да и всего мира еще не было. Он стал серьезным испытанием прочности тюменского сообщества. Экономической, политической, социальной. И, не побоюсь этого слова, духовной. Испытанием нашей солидарности. Когда в прошлом своем послании я говорил, что нам понадобятся справедливость, смекалка и стойкость, трудно было представить, до какой степени они будут нам нужны. Да и призыв к обретению второго дыхания звучит теперь по-другому. Все это у тюменцев нашлось.

И начать я хочу со слов глубокой признательности и восхищения теми, кто проявил эти качества в наибольшей мере и в самых трудных условиях. На переднем крае борьбы с коронавирусной заразой. Низкий поклон нашим медикам. Честь вам и хвала! Я говорю это не только от своего имени, но вместе с тысячами участников тюменской акции "СПАСИБО, ДОКТОР!". Пусть хор наших благодарных голосов станет еще громче.

 2020 год скоро закончится. Но впереди новые вызовы. А возврата к прошлому уже не будет. Такова объективная реальность. Тем важнее понять, как именно мы прошли этот год. С какими силами, в каком состоянии духа движемся дальше.

Конечно, большинство решений региональным властям пришлось принимать на ходу. Гибко, в режиме реального времени реагируя на новые вызовы. Но теперь, анализируя полученный опыт, я могу уверенно сказать: эти решения не были бессистемными, хаотическими. Все они были выдержаны в цельной логике, которой мы последуем и впредь. Все они соответствовали известному принципу политического управления, сегодня ставшему особенно актуальным: "столько свободы, сколько возможно. Столько ограничений, сколько необходимо".

Меня спросят: "А как понять, сколько именно свободы возможно, сколько именно ограничений необходимо"? И почему я так уверен, что в Тюмени была найдена и будет сохранена нужная мера, нужный баланс того и другого? А я в ответ напомню об одном символе Тюмени, который мы вспоминаем реже, чем он того заслуживает. Это предмет, благодаря которому имя Тюмени давным-давно стало известно сотням миллионов граждан России, Советского Союза и еще примерно восьмидесяти стран мира. Это весы "Тюмень" – помните? Тюменский приборостроительный завод выпустил их с тысяча девятьсот пятьдесят девятого по две тысячи двенадцатый годы более двух миллионов штук. И это были весы универсальные, надежные и точные. Поэтому я и считаю их нашим символом – выражением тюменского стиля и характера.

Мы тут все взвешиваем – разумно и честно. Мы принимаем только взвешенные решения, не гонясь за сиюминутным популистским эффектом. Но – и не строя воздушных замков. Мы всегда изучаем альтернативы, сопоставляем риски и шансы, подсчитываем выгоды и издержки. Не только в прямом финансовом смысле, но и, прежде всего, в плане качества, комфорта и безопасности человеческой жизни. Потому что именно она является для нас главной ценностью и ведущим управленческим приоритетом.

Так было во время первой волны пандемии. Так продолжается и сейчас. Наш регион первым принял борт с эвакуированными россиянами и гражданами других стран из Китая. Развернул первый обсерватор. Тогда еще никто не понимал специфику нового вируса, степень его патогенности. Были приняты беспрецедентные меры по обеспечению биологической безопасности. В дальнейшем они легли в основу организации аналогичных центров по всей Тюменской области и не только. И именно у нас в областной инфекционной больнице удалось впервые в России подобрать адекватную терапию и методы восстановления для больного, который почти месяц находился в реанимации и не мог самостоятельно дышать. И спасти его. Вот уж тут все взвешивалось!

Мы экстренно переоборудовали больницы. Развернули более 3,5 тысяч специализированных коек в 18 учреждениях. Перевели диагностические службы в круглосуточный режим. Выполнили уже более одного миллиона четырехсот тысяч тестов на covid-19. Занимаем по этому показателю одно из лидирующих мест в стране. Выделили один миллиард восемьсот миллионов рублей на закупку расходных материалов, медикаментов и средств индивидуальной защиты, самого современного оборудования. В том числе – трех компьютерных томографов. Более миллиарда на стимулирующие выплаты, которые стабильно получают 7 000 медицинских работников.  создали кадровый резерв врачей и медицинских сестер. Включили в работу сотрудников и учащихся медицинских образовательных учреждений.

Мы мобилизовали порядка 100 единиц дополнительного автотранспорта. Приобрели 46 новых машин скорой помощи. Теперь на линию в среднем выходит 136 бригад в день, в том числе 22 специализированных по коронавирусу. И еще 168 – в неотложке. Нагрузка, конечно, на них все равно колоссальная. Они все герои. Как часы – или, лучше сказать, как тюменские весы – работает оперативный отдел госпитализаций на базе областной станции скорой медицинской помощи. Там разработан и внедрен новый информационный продукт, позволяющий в режиме онлайн управлять движением всего инфекционного коечного фонда и оперативно осуществлять госпитализацию и переводы пациентов. Это наше ноу-хау, передовая региональная практика, которой мы гордимся и которой готовы делиться.

Великолепно показали себя и сотрудники всех наших социальных учреждений, служб и сервисов. Им также пришлось нелегко, им также искренняя благодарность. Огромный вклад вносят волонтеры, взявшие на себя значительную долю трудов по доставке на дом лекарств, продуктов питания, других предметов первой необходимости. К одной только акции #МЫВМЕСТЕ присоединилось более 2,5 тысяч добровольцев. А помощь получили более 140 000 человек. Вот истинное благородство!

Отлично проявил себя и областной бизнес, делом доказавший, что он не только о прибыли думает, но и о благе общества. Сразу же, в период острого дефицита медицинских масок и респираторов, на их экстренную закупку были пожертвованы миллионы рублей. Обеспечивалось питание медработников и приобретение продуктов для нуждающихся. Безвозмездно раздавалась компьютерная техника, портфели и ранцы (не пустые!) для первоклассников из малоимущих семей и многое другое. Назову лишь некоторые организации, особенно отличившиеся своими добрыми делами: "Деловая Россия", "Тюменский Деловой клуб", "Мостострой-11", "Брусника", "Школа гостеприимства и сервиса", "МаксиМ" ... Всем названным и неназванным, в том числе анонимным благотворителям, сердечное спасибо.

Конечно, на войне как на войне. Ситуация потребовала ввести режим повышенной готовности. Принять комплекс мер ограничительного характера, в разной мере затронувших все отрасли экономики и социальной сферы. Отменять этот режим, к сожалению, еще не время. Но обратите внимание: весы работают.

Во-первых, одновременно с ограничениями был запущен масштабный пакет мер поддержки деловой активности. Максимально возможное – в пределах региональных полномочий – снижение налогового бремени. Например, для предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения – до одного рубля в год. А общий объем региональных налоговых послаблений и преференций – то есть денег, сэкономленных бизнесом и для бизнеса, – составил более трех миллиардов рублей. Уменьшение или отсрочка арендных и кредитных платежей с одновременным расширением доступа к финансированию через микрозаймы. Сохранение и, по мере возможности, восстановление занятости и доходов населения. Не только через новые рабочие места, о создании которых мы заботились всегда, но и через поощрение индивидуальной трудовой деятельности и самозанятости.

Во-вторых, несмотря на режимы самоизоляции, удаленной работы, экономическая и социальная жизнь области не встала на паузу. Более того, она восстанавливалась и набирала обороты при первых же признаках отступления инфекции. Именно такое постоянное взвешивание минимально необходимых ограничений и максимально возможной свободы стало базовой идеологией регионального Штаба. Это и есть тюменская смекалка и стойкость.

И, само собой, мы ни на один день не забывали о мерах социальной поддержки – то есть о справедливости. Мы сразу же, в самый момент введения режима повышенной готовности, продлили эти меры всем гражданам, которые их получают. Включая разного рода субсидии и компенсации. Мы, несмотря ни на что, выплатили трем тысячам семей введённый незадолго до пандемии региональный материнский капитал на первого ребенка в размере 150 000 рублей. А 4 000 семей многодетных – повышенный на областном уровне материнский капитал на третьего и последующих детей. За 2020 год семьям Тюменской области из регионального бюджета направлено более трех с половиной миллиардов рублей. На оказание адресной помощи гражданам старше 65-ти лет и людям с хроническими заболеваниями – полтора миллиарда. И этими немалыми деньгами наши затраты на справедливость далеко не исчерпываются. Впрочем, справедливость дороже любых денег.

Также хочу особым образом и с особым чувством отметить слаженную работу областных учреждений образования и культуры. Им пришлось, как говорится, "в пожарном порядке" переводить свою деятельность в онлайн. И они в целом справились с этой задачей. Тут всем – и педагогам, и студентам, и школьникам, и их родителям, и музейным работникам, и артистам – пришлось проявить немало стойкости и смекалки. Но оставить тюменцев без пищи духовной было бы несправедливо. И они без нее не остались.

Также надо поблагодарить всех тех, кто формирует и наполняет областное информационное пространство. И журналистов традиционных СМИ, и блоггеров. Они в отличие от многих своих коллег из других регионов и стран, не сеяли панику. Они правдиво и спокойно информировали тюменцев о происходящем. Оперативно распространяли нужные советы и рекомендации. Укрепляли душевное здоровье и стойкость нашего сообщества. Молодцы! Так держать.

К чему мы в итоге пришли за этот год – и, главное, чему научились? Некоторые наши результаты выглядят неплохо, вполне достойно. Продолжается прирост населения – и естественный, и миграционный. На фоне общего по стране падения индекса промышленного производства наш региональный вырос почти на четверть. Обрабатывающие производства – более чем в полтора раза. По обоим показателям мы занимаем второе место среди всех российских регионов. Причем рост этот обеспечен не только предприятиями, связанными с полезными ископаемыми и их переработкой, но и, например, производством компьютеров, электронных и оптических изделий. По этой рубрике за год плюс 32 процента. Удержало темпы развития и сельское хозяйство. Хотелось бы прибавки побольше, чем два процента, но тут еще и летняя жара навредила.

Завершен ряд серьезных инвестиционных проектов. Конечно, тобольский "ЗапСибНефтехим" вне конкуренции. И по масштабам, и по своему значению не только для нашего региона, но и для всей страны. Я не устаю повторять, для нас важен любой инвестор, любой вклад в благосостояние области. Большое собирается из малого. Сопряженный с "ЗапСибНефтехимом" завод по производству полимерной пленки в том же Тобольске – небольшой, но отличный. Третья очередь товарного молочного комплекса в Голышмановском городском округе. Цех по производству сухого молока в Ялуторовске. Вторая очередь водно-термального комплекса "ЛетоЛето". В начале следующего года добавятся завод гормональных препаратов в Тюмени. Третья очередь тепличного комбината в Тюменском районе. Молочный комплекс в Ярковском районе. Первый этап кондитерской фабрики в Ишиме. Завод тротуарной плитки и других элементов благоустройства в Ялуторовске. Каждый из этих объектов уникален, в каждый вложено немало труда и талантов. Всеми ими мы дорожим.

Сделано немало полезного в плане выстраивания и оптимизации организационных инструментов, обеспечивающих и стимулирующих хозяйственную активность. Имею в виду и планы импортозамещения – как федеральные, так и региональный. И оказавшиеся весьма востребованными региональные и особенно муниципальные индустриальные площадки. И инициативу "Продаем тюменское". И наконец-то сдвинувшийся с места проект создания на базе тюменского ДСК-500 промышленного технопарка.

Огромное значение имеет то, что нам в этом драматическом году удалось удержать уровень заработной платы. Причем не только в номинальном, но и в реальном выражении. 104 и 101 процент соответственно.

Есть у нас и успехи не экономические, но от того не менее драгоценные. Новая поликлиника в Тобольске. Новая стоматологическая клиника в Заводоуковске. Тридцать семь обновленных ФАПов. Шесть новых детских садов, четыре школы. А в ближайшие десять дней еще один детский сад и три школы, в Тюменском, Уватском и Вагайском районах. Более чем тридцатипроцентный рост количества высокобалльных и даже стобалльных работ, написанных тюменскими парнями и девушками в рамках Единого государственного экзамена. Абсолютный рекорд, впервые в истории нашего региона поставленный выпускником тюменской гимназии № 21 Андреем Левченко. Все три экзамена, по физике, математике и информатике, он сдал на 100 баллов. Ну, и поступил в тот ВУЗ, в котором хотел учиться. С чем мы его и поздравляем!

Победа семьи Чаюн в общероссийском конкурсе "Семья года", в номинации "Молодая семья". Государственные награды Российской Федерации для многодетных семей – Кириченко, Сухановы, Чередняковы, Иматовы. Хотел бы вас всех обнять, да обстановка не позволяет... Мысленно с вами.

Присутствуют в картине нашей жизни и не радующие элементы. Они ни для кого не секрет. Валовый региональный продукт, инвестиции в основной капитал, выпуск по некоторым секторам индустриального производства, объемы строительства – и, как общее следствие, реальные денежные доходы населения – все это снизилось. Причины очевидны. Они связаны не только с пандемией, но и с другими объективными факторами. В том числе – с циклами экономического развития. Причем если бы мы не обращались постоянно к "тюменским весам", не отмеряли бы точно необходимые и достаточные средства и действия, положение наше по многим параметрам могло бы стать намного хуже, чем мы видим сегодня. Заболеваемость могла оказаться еще выше. Количество летальных исходов – больше. Падение доходов – более резким. Рост безработицы – более радикальным. И так далее.

Это тоже нужно учитывать в оценках текущей ситуации. Как и то, что ее вообще нельзя анализировать в линейном измерении – она слишком неустойчива и непредсказуема. Но тем важнее сделать из нее правильные выводы. Не сидеть сложа руки, не ждать, пока дела наладятся сами собой. А перегруппировать наши силы – и определить новые точки их приложения.

 В самом общем виде наши стратегические ориентиры понятны и очевидны. Обеспечить в условиях пандемии максимальное сбережение человеческой жизни и здоровья.  Сохранять, насколько возможно, рабочие места и доходы населения. При первом же открытии соответствующей перспективы перейти к восстановлению и росту региональной экономики. А до тех пор – формировать условия для ее дальнейшего динамичного развития. Все это мы просто обязаны сделать, тут нет пространства для дискуссий. Такими и будут наши первые шаги к достижению национальных целей развития России до 2030 года, по-новому сформулированных в июльском указе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Обратите внимание: все эти цели теперь имеют прямое человеческое измерение. Все они непосредственно связаны с качеством и комфортом человеческой жизни. Мы должны построить новую региональную реальность. И мы должны построить ее не для отчетности, а для живых людей.

Прежде чем переходить к разговору о конкретных задачах на следующий год, специально остановлюсь на фундаментальных критериях подготовки, принятия и осуществления решений. Ими, по моему убеждению, следует руководствоваться. И соблюдения их я буду требовать.

Главный метод должен остаться тем же. Любые наши решения должны быть взвешенными, просчитанными и осуществимыми. Все они будут приниматься в условиях жестких ресурсных ограничений. Тем важнее разумно и рачительно распоряжаться теми ресурсами, которые у нас есть. Отсюда вытекают три системных требования, по которым будет организована наша работа.

ПЕРВОЕ. Мы больше не можем позволить себе "заливать деньгами" какие бы то ни было проблемы. Что греха таить – раньше такое у нас случалось... Мы уже давно говорим о необходимости внедрения во всю нашу социальную политику принципов адресности и нуждаемости. Но сделано в этом отношении намного меньше, чем декларировалось. Теперь других вариантов попросту не осталось: или так, или никак. Подчеркиваю, принципы адресности и нуждаемости не в том состоят, чтобы не дать кому-нибудь лишнюю копейку. И разумная экономность не в том состоит, чтобы скряжничать. А в том, чтобы дать точно необходимое – и точно вовремя. Дойти до каждого человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Предложить ему понятную и подходящую именно ему программу действий. И сделать это чрезвычайно быстро – ведь человек, выпадающий из рабочего ритма, вскоре теряет не только квалификацию, но и стимулы к нормальному труду. Мы не имеем права разбрасываться нашим главным достоянием – человеческим потенциалом. Его сохранение, оперативное восстановление и наращивание – вот на что должна быть направлена социальная политика.

ВТОРОЕ ТРЕБОВАНИЕ. Несмотря ни на что, мы должны вернуть в центр нашей повестки понятие конкурентоспособности. И через эту призму рассматривать все наши действия и их результаты. Еще в 2013 году мой предшественник на посту губернатора Тюменской области, а ныне полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Владимир Владимирович Якушев в своем послании сказал: "Из года в год мы оперируем одной и той же комфортной точкой отсчета – “средним уровнем по стране”. Хватит. Тюменская область во многих отношениях является одним из передовых регионов Российской Федерации. Конечно, это приятно. Но раз мы уже вошли в “высшую лигу”, давайте играть по ее правилам". Разделяю этот подход. И в его рамках немало достигнуто. Недаром, согласно недавнему совместному исследованию Консультативного совета по иностранным инвестициям и компании "Эрнст энд Янг", Тюменская область оказалась в первой десятке привлекательных для международного бизнеса и иностранных инвестиций регионов России.

Но, к сожалению, не все так замечательно. Что мы видим в других авторитетных рейтингах? Товарный экспорт по итогам прошлого года – тридцать первое место. Причем по динамике этого показателя мы выглядим еще хуже, и намного. Высшая школа экономики, инновационное развитие субъектов Федерации – двадцать пятое место. По субпараметру "качество инновационной политики" – аж шестьдесят седьмое! Фонд развития гражданского общества, социальное благополучие населения – пятнадцатое место. Может ли Тюмень смириться с подобными результатами? Конечно, нет.

ТРЕТЬЕ ТРЕБОВАНИЕ. Вновь повторю: "Столько свободы, сколько возможно". Никто не знает проблемы и нужды человека, никто не умеет их решать и удовлетворять лучше, чем сам человек. Есть такая известная, даже банальная формула: "Человеку нужно дать не рыбу, а удочку". Не совсем так – удочка-то у большинства людей, и в первую очередь у людей деловых, деятельных, предприимчивых, уже есть. Нужно просто дать возможность ей воспользоваться. Зачем тебе удочка, если тебя к реке не подпускают? Поэтому я считаю категорически необходимой масштабную дерегуляцию не только хозяйственной, но и, шире, социальной активности в нашем регионе. "Столько ограничений, сколько необходимо". Да, безусловно. Особенно тогда, когда речь идет о человеческом здоровье и жизни. Но разговор сейчас не о карантинных, санитарных и гигиенических мерах. А о том, что у нас накоплена масса введённых в разное время ограничений и требований, воспроизводящихся по инерции, потому что "так заведено". Уже не несущих в себе никакой пользы, а зачастую и приносящих вред. От них надо избавляться. Мы знаем, что идея дерегулирования является одной из центральных в принятом правительством Российской Федерации Общенациональном плане восстановления экономики. Мы знаем, в частности, что на федеральном уровне "регуляторная гильотина" работает со все большим размахом и все более эффективно. Ее аналог должен появиться и в Тюменской области. Поручаю заместителю Губернатора Тюменской области Елене Станиславовне Еремеевой организовать сбор, обобщение и анализ соответствующих предложений от областных органов государственной власти, объединений тюменского бизнеса. И в первом квартале 2021 года представить на заседании областного правительства план такой дерегуляции. Хотя и органам местного самоуправления тут есть над чем подумать.

Уже совсем скоро наступит новый, 2021 год. Что нам обязательно нужно будет в этом году сделать, чего добиться?

Прежде всего – завершить уже начатые важные для региона проекты. Аэропорт в Тобольске. Там же – газпромовский комплекс по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа. Новатэковский научно-технический центр в Тюмени. Бройлерный комплекс в Голышмановском городском округе и Юргинском районе. Модернизация Боровской, Пышминской и Каскаринской птицефабрик в Тюменском районе. И многие другие уже понятные точки роста локального и регионального масштаба. Все они дадут нам новые рабочие места – по предварительным оценкам, около трех тысяч. А значит, и новые доходы для населения.

Во-вторых, создать новые комбинации инициатив и проектов. Тут я прежде всего имею в виду тобольскую особую экономическую зону, которая должна стать главным обеспечительным инструментом для Западно-Сибирского нефтегазохимического кластера. Его производственным ядром будут уже созданные мощности компании "Сибур", а орбиты этой системы образует дальнейшая, более глубокая и более тонкая переработка первичных продуктов. Об огромном потенциале роста российской нефтехимии говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ходе своего недавнего визита в Тобольск – и поставил перед нами амбициозные задачи. Их надо выполнить безоговорочно. 

Но не только Тобольском будет прирастать Тюменская область. И не только им должны заниматься областной Центр кластерного развития и Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр. Сделаны первые шаги к формированию регионального нефтепромышленного кластера. А также газопромышленного – под эгидой компании "Новатэк". Тем самым мы укрепим наш потенциал крупного центра несырьевого роста российской экономики.

В-третьих. Нельзя выйти на новые рубежи конкурентоспособности, не освоившись в новом цифровом мире, в который стремительно перемещается значительная часть человеческой деятельности.

Нам нужно в кратчайшие сроки подготовить целостный и одновременно многовекторный, адресный план действий по обновлению и развитию тюменской "цифры". Вплоть до обеспечения широкополосным доступом сельских домохозяйств. Включая установление экспериментальных правовых режимов в ряде приоритетных сфер приложения "цифры" в экономической и социальной жизни области. Такая возможность в законодательстве есть.

Надо в экстренном порядке заняться наращиванием кадрового потенциала цифровой отрасли. Здесь у нас не просто дефицит, а серьезный разрыв между потребностями и предложением этих компетенций.

Поручаю моему заместителю Владимиру Владимировичу Сысоеву и директору департамента информатизации Марии Владимировне Рудзевич подготовить и внести необходимые предложения. Разумеется, консультируясь и с нашим айти-сообществом, и с внешними экспертами. Срок представления предложений – 1 марта.

В-четвертых, раскрепостить, поддержать, а где надо, и подтолкнуть тюменскую предпринимательскую энергию. Да, мы будем убирать с дороги бизнеса всяческие административные рогатки и барьеры и вообще помогать ему изо всех сил. У нас уже есть позитивный опыт проведения в 2020 году Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Тюменской области Единого дня отчетности. Давайте расширим этот формат, в том числе его географию.  Давайте учредим Единый день консультаций, в котором примут участие представители уже не только основных контрольно-надзорных ведомств, но и иных органов власти, с которыми бизнес также постоянно имеет дело. Налоговая служба, таможня, служба судебных приставов, органы статистики, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, департамент имущественных отношений, управление государственных закупок, структурные подразделения всех муниципальных администраций и так далее. Да и проводить его надо чаще, регулярно. Например, ежеквартально.

Далее. Судя по всему, надо расширить круг тех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которым областным законом предоставлено освобождение от уплаты налога на имущество – как наиболее пострадавшим в условиях распространения коронавирусной инфекции. Сомневаюсь, что такая льгота должна раздаваться веерно и безадресно, всем подряд.  Но сейчас уже ясно, что эту помощь получили не все. Предприятий, по которым ударила пандемия, гораздо больше. Тут нужно еще раз посмотреть на нормативную базу. И обновить ее.

Но мы рассчитываем на отклик и ответное движение деловых кругов. На расширение спектра предлагаемых товаров и особенно услуг. Именно этот сектор у нас в уходящем году сильно просел. А ведь к нему относятся туризм с его термальными курортами, о развитии которого мы так печемся и на который делаем ставку. На своевременную адаптацию к меняющейся конъюнктуре и экспансию на новые рынки. Задача всемерного наращивания областного экспорта остается в силе. В этом контексте специально напомню о лесной отрасли и деревообработке. На интеграцию существующих и выстраивание новых производственных и сбытовых цепочек. Особенно на селе, где такие цепочки должны дотянуться до личных подворий.

В-пятых. Надо пересмотреть наши способы обращения с деньгами, а по сути – финансовую стратегию. Ведь денег на все задуманное, сами понимаете, понадобится немало. Бюджет области уже принят. И, как вы знаете, это непривычно жесткий, трудный бюджет. И все равно – ориентированный на человека, подчиненный императиву справедливости. Только один штрих: на социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, спорт мы отвели почти в три раза больше средств, чем на статью "поддержка национальной экономики". Конечно, такая справедливость потребует стойкости. Но и смекалки.

Финансовый дефицит можно корректировать разными способами. Можно – займами. Решение простое, но нелегкое по своим отдаленным последствиям. Хотя, видимо, в каком-то объеме этот инструмент придется использовать. Можно – трансфертами и субсидиями. Однако делать ставку на финансовую поддержку федерального центра в условиях, когда большинству регионов живется гораздо труднее, вряд ли стоит.

Следовательно, полагаться надо прежде всего на себя. Использовать самые передовые, но проверенные на деле инструменты финансовой политики. Все лучшее, все самое эффективное должно быть перенесено на тюменскую землю. Полагаю, нам следует еще раз оценить перспективы расширения практик государственно-частного партнерства. В том числе – заключения концессионных соглашений. Такой опыт у нас есть, и весьма показательный.  Но почему мы ограничиваемся только одной отраслью – ЖКХ? Где предложения и проекты в других? Не отдельным департаментам, а всему Правительству Тюменской области нужно с этим разобраться, и мы с этим в ближайшее время разберемся. Смекалка у нас имеется. Пора включить ее на полную мощность.

В декабре этого года отметили девяностолетие со дня образования Ханты-Мансийский автономный округ-Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ. Уважаемые Наталья Владимировна и Дмитрий Андреевич, уважаемые жители округов!

Тюмень, Югру и Ямал связывают особые отношения, у нас теснейшие экономические, социальные, научные и дружеские связи. И главное, что эти крепкие связи измеряются не только огромным количеством совместных проектов, а общей историей, надежным сотрудничеством в настоящем и перспективным будущим. Рассчитываю, что вместе мы и впредь будем укреплять добрососедские отношения, взаимодействовать в решении ключевых межрегиональных вопросов.

От имени тюменцев ещё раз поздравляю и желаю успехов и процветания всем жителям автономных округов!

Дорогие земляки, дорогие друзья!

Мы в преддверии Нового года. Праздника, который всегда дарит надежду на лучшее. Но в нашем случае можно и нужно говорить не только о надежде, но и об уверенности. Мы же знаем себя и верим в себя. Действуя свободно, солидарно, сообща – то есть действуя по-тюменски – мы одолеем любые трудности.

Здоровья всем вам! Пусть наполнят благополучие и радость ваши дома! Пусть всегда будут в них счастье и любовь!

С наступающим Новым годом!

 

 

Поделиться: