Новые стратегии. Новые решения

Жизнь не стоит на месте, меняется, выдвигает новые требования, которые касаются всех сфер деятельности. Инновационное развитие экономики страны, смена технологий, конкуренция заставляют школу постоянно развиваться. Система образования отражает суть эпохи, постоянно совершенствуется, строятся планы и разрабатываются проекты, которые становятся главными ориентирами развития отрасли в очередном учебном году. На современном этапе общества педагоги должны готовить ребёнка к профессиональной мобильности, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. В этом году был опубликован так называемый «майский указ» Президента России, определяющий план работы на четвёртый президентский срок В.В. Путина. Его полное название – «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Новый нацпроект развития образования стал посылом для всего педагогического сообщества страны. В последние дни лета актуальные вопросы образования обсуждались на областном форуме в Тюмени. Его решения стали отправным материалом для педагогов района, которые собрались на районную августовскую конференцию. Для развития системы образования именно августовские встречи обладают большими потенциальными возможностями: повышают профессиональную осведомлённость, информированность, позволяют более широко и обобщённо взглянуть на привычное дело. Каждая – помогает сделать шаг вперед.

Настрой на работу

Традиционно конец августа – это время проведения областного педагогического форума, районных конференций, школьных педагогических советов. Листая подшивки районной газеты последних нескольких лет, обращаю внимание на темы учительских совещаний: "Задачи муниципальной системы образования в связи с вступлением в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", "Региональный стандарт педагогических технологий как ключевой фактор качества образования и развития детей", "Региональный стандарт профессионального роста педагогического коллектива, механизм его реализации". Год назад обсуждали необходимость трёх ключевых точек изменений: трансформация урока, образовательная среда, перезагрузка делового оборота.

И вот очередная тема – "Муниципальная система образования в контексте реализации национальных целей и задач развития: новые стратегии, новые решения". Педагогическое сообщество действительно не стоит на месте.

Накануне районной конференции юргинские педагоги (30 процентов от общего числа) посетили пленарное заседание областного форума "Нулевая четверть", который проходил во Дворце культуры "Нефтяник", участвовали в обсуждении главных тем на дискуссионных площадках в течение семи дней.

Районное мероприятие прошло в стенах Дворца культуры. И началось оно с видеопоздравления врио губернатора Тюменской области Александра Викторовича Моора. К нему присоединились депутат областной думы Юрий Михайлович Конев, глава района Виктор Валентинович Васильев и заместитель главы Владислав Константинович Пуртов.

Приятный момент награждения

Приятным продолжением стал момент награждения учителей и воспитателей грамотами и благодарностями Министерства образования и науки Российской Федерации, думы Тюменской области, главы Юргинского муниципального района.

На сцену поднимались руководитель Юргинской специальной школы-интерната Светлана Владимировна Филипова, учитель Володинской основной школы Наталья Фёдоровна Москвина, удостоенные почётных грамот Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные заслуги в деле образования и воспитания детей и молодёжи, за многолетний добросовестный труд. Почётными грамотами областного департамента образования и науки за значительный вклад в развитие системы образования награждены учитель русского языка и литературы Юргинской СШИ Елена Анатольевна Семёнова, директор Юргинского детского сада Людмила Николаевна Оцелюк, филолог ЮСОШ Людмила Геннадьевна Поршнева, учитель математики ЮСОШ Светлана Валерьевна Колычева.

Благодарственные письма областной думы вручались директору Юргинской средней школы Тамаре Богдановне Братенковой – за значительный вклад в развитие муниципальной системы образования, успехи в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса и многолетний плодотворный труд, учителю физкультуры этой школы Сергею Григорьевичу Крестьянникову – за значительный личный вклад в тактическую подготовку учащихся и формирование их культурного и нравственного развития, многолетний добросовестный труд, учителю русского языка и литературы Северо-Плетнёвской средней школы Надежде Алексеевне Блохиной – за значительный личный вклад в развитие районной системы образования, формирование культурного и нравственного развития учащихся, многолетний добросовестный труд.

Преподавателю русского языка и литературы Новотаповской школы Татьяне Тимофеевне Крестьянниковой, воспитателю детского сада посёлка строителей Людмиле Ивановне Ковалёвой за многолетний добросовестный труд и значительный вклад в систему районного образования вручены почётные грамоты главы Юргинского района. Благодарностью главы за значительный трудовой, творческий вклад в развитие отрасли образования района награждены директор Северо-Плетнёвской средней школы Ирина Алексеевна Зырянова и старший воспитатель Юргинского детского сада Надежда Владимировна Кочнева.

Кроме того, благодарность отдела образования за создание единого образовательного пространства, высокий уровень в решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения была объявлена коллективу районного Дворца культуры, директору Юргинского центра спорта и работы с молодёжью "Лидер" Ирине Сулеймановне Сабитовой, заведующей Детской библиотекой Надежде Ивановне Мирошниченко и директору Детско-юношеской спортивной школы "Кристалл" Дмитрию Николаевичу Коровину.

Реализуя задачи развития образования

В этом году отошли от привычной формы проведения конференции. Не было традиционного пленарного заседания – с выбором президиума. Перед педагогическим сообществом с докладом выступила начальник отдела образования районной администрации Светлана Владимировна Алексеева.

Выразив слова благодарности руководителям образовательных организаций, педагогам района, всем работникам школ и детских садов, специалистам и методистам отдела образования, а также социальным партнёрам, с которыми тесно сотрудничали в течение года, руководитель районной системы образования рассказала об итогах, с которыми подошли к новому учебному году.

Многое из выступления мы освещали на страницах нашей газеты. Но, думаю, напоминание лишним не будет. Читать о достижениях – приятно!

Из доклада С.В. Алексеевой

В образовательных учреждениях реализуется комплекс мероприятий по обеспечению безопасности: Юргинская школа-интернат оснащена системой контроля доступа – турникетом, голосовым оповещением; все учреждения оборудованы системами видеонаблюдения, во всех – кнопки экстренного вызова; третья часть зданий обеспечена круглосуточной охраной.

Обновлена материальная база. Освоено более 3 миллионов рублей, выделенных главой района на приобретение и установку системы видеонаблюдения в детские сады и школы, на детскую мебель для Юргинского детского сада, технологическое и холодильное оборудование для пищеблоков, спортивное оборудование. Более 3 миллионов 440 тысяч рублей собственных средств образовательные учреждения потратили на приведение в нормативное состояние зданий и их содержание. Школами закуплено достаточное количество компьютерной техники. В учебном процессе задействован 381 компьютер, в том числе 192 ноутбука, таким образом, семь человек – на два компьютера.

Говоря о качестве образования, Светлана Владимировна не забыла о воспитанниках дошкольных учреждений, а точнее о выпускниках. Как показал мониторинг, высокий результат на выходе из детских садов имеют 18 процентов выпускников, средний – у 70 процентов, низкий – у 12 процентов.

– В школах района учебный год закончили 1360 детей. Итоговую аттестацию прошли 70 одиннадцатиклассников и 123 девятиклассника. Аттестаты получили 97 процентов от общего числа выпускников, – констатировала она. – Результаты ЕГЭ по математике – как базовой, так и профильной, по русскому языку выше показателей прошлого года. Кроме обязательных предметов, 60 процентов ребят сдавали предметы по выбору. Тринадцать выпускников Юргинской и один выпускник Новотаповской школ набрали 80 баллов и более по русскому языку и биологии. Отличились учащиеся Юргинской школы – восемь медалей "За особые успехи в учении" и шесть похвальных грамот "За особые успехи в изучении отдельных предметов". Результаты ОГЭ по русскому языку и математике также выше прошлогодних.

Из доклада С.В. Алексеевой

Школы готовы к новому учебному году. Благодаря финансовой поддержке главы района закончен ремонт Юргинского пришкольного интерната, подготовлены помещения для кружковых занятий робототехникой и изостудии. Игровые площадки в скором времени будут в Зоновском, Северо-Плетнёвском, Новотаповском детских садах.

За счёт средств областного бюджета поступило более 300 экземпляров учебников и учебных пособий. В течение учебного года школы приобрели около 4 тысяч экземпляров.

В рамках реализации муниципальной программы "Доступная среда" готовится проектно-сметная документация на ремонт входной группы Юргинской школы за счёт областного бюджета. В ближайшее время откроется класс с подключением к ресурсам президентской библиотеки, что даёт колоссальную возможность использовать в образовательном процессе первоисточники, архивные материалы и другую информацию, проводить онлайн-уроки со специалистами музеев, ведущими учёными и общественными деятелями.

Изменения в образовательном процессе направлены на достижение качественных результатов, на индивидуализацию обучения и воспитания, на то, чтобы каждому ребёнку было комфортно в школе, чтобы у него был интерес учиться. Отмечая достигнутые в этом успехи, докладчик рассказала о реализуемых в школах района проектах – "Современный урок", "Новая цифровая среда", "Сетевые техники работы", "Успешная школа – эффективный регион" и "Кадры завтрашнего дня", об интегрированных уроках – биология + физическая культура, физика + география, технология + география, обществознание + литература, английский язык + физическая культура, уроках вне кабинета.

– Мы продолжим эту практику с подходом, что каждый учитель, планируя урок вне стен школы, должен добиваться того, чтобы и предметная, и метапредметная, и личностная составляющие присутствовали в каждом уроке, – пообещала С.В. Алексеева. – Внедрение нелинейных форм учебного расписания становится необходимостью при планировании таких занятий.

Шла речь о цифровых образовательных платформах. И конкретно – об образовательной онлайн-платформе "Учи.ру", где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме, о всероссийском проекте "Онлайн-уроки финансовой грамотности. Профессионалы придут в каждую школу". Было отмечено: наиболее активно электронные образовательные ресурсы используют Лесновская, Северо-Плетнёвская, Новотаповская, Володинская и Шипаковская школы.

– Внедрение информационной системы "Электронная школа Тюменской области" позволяет пользователям – и детям, и родителям – получить сведения о результатах текущего контроля успеваемости, четвертных, годовых отметках, результатах итоговой аттестации, сведения о посещаемости уроков, расписании и домашнем задании. Высокое качество работы в информационной системе показывают Юргинская специальная школа-интернат и Володинская школа, – констатировала Светлана Владимировна. И подытожила: – Задачей на новый учебный год становится активное использование образовательной платформы в учебном процессе.

Из доклада С.В. Алексеевой

С каждым годом образовательная среда в учреждениях наполняется новым содержанием. В это понятие мы вкладываем совокупность образовательных технологий, форм организации учебной и внеучебной деятельности, материально-технических условий, социальных компонентов, межличностных отношений.

С января текущего года школы района включились в реализацию областного проекта "КультУра жизни", в рамках которого 188 ребят посетили мультимедийный исторический парк "Россия – моя история". Педагоги провели 26 "живых уроков" и интерактивных занятий – погружений в историю, культуру, экономику страны и региона за пределами стен школы.

В течение учебного года мы искали, пробовали, внедряли в педагогическую практику формы, методы трансформации урока, образовательной среды. В этой работе с нами по-прежнему учреждения дополнительного образования, библиотеки, дома культуры, общественные организации. Работа единой командой позволила нашим детям заявить о себе на региональном и российском уровнях: третье место в областном конкурсе театральных постановок "Премьера" – детский коллектив Володинской школы; третье место в областном этапе конкурса "История российского парламентаризма" – Юргинская школа; призовое место в областном научном форуме молодых исследователей "Шаг в будущее" и участие во всероссийском форуме научной молодёжи "Шаг в будущее" – Юргинская школа; первое место и два призовых в областной олимпиаде для детей с ОВЗ – Юргинская специальная школа-интернат.

Обобщая сказанное, Светлана Владимировна коснулась задач, стоящих перед педагогическими коллективами в новом учебном году. О них – тезисно. Расширение поля образовательной активности детей, межведомственный ресурс и задействованность партнёров в проведении занятий, пересмотр системы дополнительного образования и внеучебной занятости. Поиск новых форм диалога с родителями, которые в силу различных причин не идут в школу. Необходимость сделать всё, чтобы школьная жизнь была яркой и интересной, чтобы дети учились в комфортных безопасных условиях, получали качественное образование. Обеспечение единства действий, их синхронность и обязательность, необходимость организовывать взаимопосещение занятий на системной основе, синтезировать профессиональные находки при организации трансформируемого пространства, формировать культуру делового взаимодействия и профессионального сотрудничества.

– Опыт совместной работы, ответственность, профессионализм и творческие начала с каждым годом доказывают, что потенциал педагогов неиссякаем! – закончила С.В. Алексеева свой доклад.

По традиции опытом делились руководители школ. Директор Юргинской СОШ Тамара Богдановна Братенкова рассказала о новой форме работы с родителями, руководитель Володинской ООШ Елена Юрьевна Степанова – об обеспечении преемственности урочной и внеурочной деятельности.

Опыт и молодость

После небольшого перерыва состоялось чествование юбиляров и представление молодых специалистов.

В этом году в списке тех, кто отмечает 25-летие педагогической деятельности или юбилейный день рождения, – семнадцать человек. Все они беззаветно любят свою профессию. Практически обо всех писала районная газета. Особое внимание – учителям-юбилярам, которые могут уйти на заслуженный отдых, но, несмотря на пенсионный возраст, продолжают работать. Это учитель русского языка и литературы из Володино Нина Васильевна Зонова, учитель математики Наталья Николаевна Перевозкина и учитель русского языка и литературы Надежда Алексеевна Блохина из Северо-Плетнёво.

Этот учебный год стал стартом для педагогической деятельности четверых молодых специалистов. Елена Александровна Букина будет преподавать уроки иностранного языка в Володинской основной школе. Софье Викторовне Сабитовой предстоит учить азам наук детей начальных классов в Юргинской средней школе. Марина Александровна Тиссен – воспитатель Юргинской специальной школы-интерната. Наталья Владиславовна Крылова, как педагог-организатор, возьмёт на себя внеурочную работу в Зоновской основной школе.

Позади ещё один педсовет. Впереди новый учебный год. Новые задачи. Новые решения…

Поделиться:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "образование"